Интегрированный урок (география + математика) в 6-м классе по теме "План местности. Масштаб"

Разделы: Математика, География


Цели:

  • Развитие познавательного интереса к обучению.
  • Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
  • Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме “Масштаб” и умелое их использование в конкретной ситуации.

Задачи урока:

  • Научить применять понятие “масштаб” для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности.
  • Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности.
  • Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины.
  • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

Ход урока

I. Блок математики

  1. Устный опрос (фронтально):
  • Что называется масштабом плана?
  • Что показывает масштаб?
  • Назовите виды масштаба. Приведите примеры.
  1. Проверка домашнего задания:

а) № 826. 20м = 2000 см. М = 1: 2000

б) № 827. 25•300 = 7500 см = 75 м – длина дома на местности.

в) № 828. 1 300 км =130 000 000 см. 130 000 000 : 10 000 000 = 13 см – отрезок на карте.

  1. Контрольный опрос:
Вариант 1 Вариант 2
1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в
1000 раз 100 000 раз
меньше, чем на местности. Каков масштаб карты?
(1:1000) (1:100000)
2. Масштаб карты
1:300 1:2000
Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте?
(в 300 раз) (в 2000 раз)
3. Масштаб карты 1:200 000. Отрезком какой длины обозначается на ней расстояние
10 км 8 км
(5 см) (4 см)
4. Масштаб карты 1:100 000. Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком
2 см 4 см
(2 км) (4 км)
5. Линия длиной
15 см 12 см
изображает на карте участок дороги длиной
15 км 12 км
Найдите масштаб карты.
(1:100 000) (1:100 000)

 

Ответ 1:100000 300 4 5 1:1000 2000 2
Код о б н ы д р и

4) Проверка, запись зашифрованного слова (ДОБРЫНИНО)

II. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа)

  • Найдите на плане местности населенный пункт Добрынино. Какой этонаселенный пункт? (Приложение 1)
  • Чем отличается изображение сельских пунктов от городских?
  • Как изображаются предметы на плане местности?

Топографический диктант

Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

  1. Как узнать направление на плане?

  2. Как определить по плану расстояния?

  3. Определите расстояния по плану от западной окраины поселка Добрынино до:

  • родника (7,2 см — 720 м),

  • ветряной мельницы (4 см — 400 м),
  • моста через р. Андога (1,1 см — 110 м).

 III. Блок математики (решение задачи)

Задача. 2 группы туристов отправились в поход. Маршрут I-ой группы: дом лесника – родник – с. Ладогино – станция. Маршрут II-ой группы: с. Михалино (мост) – скотный двор – колодец – станция. Туристы вышли в одно и тоже время и движутся с одинаковой скоростью. Какая из групп придет к станции первой?

Ответ: 

1). 3,2 + 2,6 +3,2 = 9см - маршрут I группы на плане

2). 1,5 + 3,5 + 3,7 = 8,7 см - маршрут II группы на плане

3). 9 > 8,7 => II группа придет раньше.

IV. Блок географии (практическая работа)

Составление плана местности по описанию:

Нарисуйте отдельно стоящее дерево. От него на северо-западе находится родник на расстоянии 350м, на востоке на расстоянии 300м расположен домик лесника. К югу от дерева на расстоянии 450м начинаются заросли кустарника, а в 275м к юго-западу находится о. Светлое. Масштаб 1:5000 (в 1см 50м).

(После выполнения практической показ образца выполнения работы). Приложение 2

V. Итог урока (обратная связь)

  • Что показывает масштаб?
  • Назовите основные виды масштаба.
  • Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?