Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить различать буквы парных звонких и глухих согласных, уметь правильно подбирать проверочные слова.

 Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

Пальчиковая гимнастика.

Рыбки весело плескались (пальца прямо, ладонь имитирует движение рыб)
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке (сжать пальцы в кулак, разжать, плавно опустив вниз)

II. Чистописание.

1. Продолжить закономерность.

Жжж Шшш Жшш

2. Запишите загадку, вставляя пропущенные буквы.

Неразлучный кру.. подру..
Тянет к солнцу сотни ру.. .
А в руках душистый гру..
Разных бук .. на разный вку... .
В. Фетисов

- Запишите отгадку. (Сад.)

- Назовите парный согласный в конце слова. (Д)

- Подберите проверочное слово. (Сады)

III. Повторение.

1. Индивидуальная работа.

- Вставьте пропущенные буквы.

Эта.., шала.., сы..ь, поко..., моро.., гря..ь, шу..ка, сторо.., пля.., каранда.. .

- Какое орфографическое правило использовали?

- Подчеркните “лишнее” слово.

IV.Словарно-орфографическая работа.

Запись под диктовку

Приморский город, тракторный завод, длинный карандаш, соседний колхоз, школьная тетрадь, белый медведь.

- Подчеркните орфограммы.

Взаимопроверка.

V. Работа по теме урока.

1. Наблюдение за звонкими и глухими согласными: звучание и написание слова.

Часо..щик, прищури.. гла.., чинит часики для нас.

Сырое..ка с белой но..кой притаилась на доро..ке, опустила шля..ку вни..

Вот соль тебе, вот хле.. и ло..ка, - сварилась к ужину карто..ка .

2. Коллективная работа (упр. 208).

От данных глаголов образуйте существительные с суффиксом – к -. Запишите. Рубить – рубка, посадить, замазать, сторожить, подготовить, ошибаться, поддержать, улыбаться, загадать, разведать, отгадать, повязать, разгрузить.

- Как произносятся согласные звуки и как обозначаются они буквами, если стоят перед суффиксом – к –

3. Комментированное письмо (упр.212)

Подули с..рдитые ветры. Сне.. вып..дал и таял. Речка еще б..жала, но по утрам на ней был л..док. И с каждым моро..цем он ро.. .

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась.
Три – нагнулась и присела,
А четыре – полетела.

VI. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа (упр.211)

Спишите, вставьте пропущенное слово.

Рыжая лисичка, ростом невеличка,
Спряталась в норушку, оставила макушку.
Мы найдём плутовку, вытащим мор……ку.

Работа с фразеологизмом. Допишите фразеологизм: Водить за ….(нос)

- Вспомните фразеологизмы, имеющие подобное значение.

2. Творческая работа.

- Составьте пословицы. Подчеркните орфограммы.

У курицы серёжки, чем родная матушка.
И у берёзки слёзки текут, а у петуха сапожки.
Не гони коня кнутом, когда с нее кору дерут.
Нет лучше дружка, а корми овсом.

3. Самостоятельная работа (упр.213)

Самопроверка.

VII. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Как проверить парный согласный в середине или в конце слова?

Домашнее задание: упражнение 209.