Цель: учить различать буквы парных звонких и глухих согласных, уметь правильно подбирать проверочные слова.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
Пальчиковая гимнастика.
Рыбки весело плескались (пальца прямо, ладонь имитирует движение рыб)
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке (сжать пальцы в кулак, разжать, плавно опустив вниз)
II. Чистописание.
1. Продолжить закономерность.
Жжж Шшш Жшш
2. Запишите загадку, вставляя пропущенные буквы.
Неразлучный кру.. подру..
Тянет к солнцу сотни ру.. .
А в руках душистый гру..
Разных бук .. на разный вку... .
В. Фетисов
- Запишите отгадку. (Сад.)
- Назовите парный согласный в конце слова. (Д)
- Подберите проверочное слово. (Сады)
III. Повторение.
1. Индивидуальная работа.
- Вставьте пропущенные буквы.
Эта.., шала.., сы..ь, поко..., моро.., гря..ь, шу..ка, сторо.., пля.., каранда.. .
- Какое орфографическое правило использовали?
- Подчеркните “лишнее” слово.
IV.Словарно-орфографическая работа.
Запись под диктовку
Приморский город, тракторный завод, длинный карандаш, соседний колхоз, школьная тетрадь, белый медведь.
- Подчеркните орфограммы.
Взаимопроверка.
V. Работа по теме урока.
1. Наблюдение за звонкими и глухими согласными: звучание и написание слова.
Часо..щик, прищури.. гла.., чинит часики для нас.
Сырое..ка с белой но..кой притаилась на доро..ке, опустила шля..ку вни..
Вот соль тебе, вот хле.. и ло..ка, - сварилась к ужину карто..ка .
2. Коллективная работа (упр. 208).
От данных глаголов образуйте существительные с суффиксом – к -. Запишите. Рубить – рубка, посадить, замазать, сторожить, подготовить, ошибаться, поддержать, улыбаться, загадать, разведать, отгадать, повязать, разгрузить.
- Как произносятся согласные звуки и как обозначаются они буквами, если стоят перед суффиксом – к –
3. Комментированное письмо (упр.212)
Подули с..рдитые ветры. Сне.. вып..дал и таял. Речка еще б..жала, но по утрам на ней был л..док. И с каждым моро..цем он ро.. .
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась.
Три – нагнулась и присела,
А четыре – полетела.
VI. Закрепление изученного.
1. Самостоятельная работа (упр.211)
Спишите, вставьте пропущенное слово.
Рыжая лисичка, ростом невеличка,
Спряталась в норушку, оставила макушку.
Мы найдём плутовку, вытащим мор……ку.
Работа с фразеологизмом. Допишите фразеологизм: Водить за ….(нос)
- Вспомните фразеологизмы, имеющие подобное значение.
2. Творческая работа.
- Составьте пословицы. Подчеркните орфограммы.
У курицы серёжки, чем родная матушка. И у берёзки слёзки текут, а у петуха сапожки. Не гони коня кнутом, когда с нее кору дерут. Нет лучше дружка, а корми овсом.
3. Самостоятельная работа (упр.213)
Самопроверка.
VII. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Как проверить парный согласный в середине или в конце слова?
Домашнее задание: упражнение 209.