Родительское собрание "Практические приемы взаимодействия учителя с родителями"

Разделы: Работа с родителями


I. Тест “Занимаетесь ли вы образовательным процессом вашего ребёнка?”

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько в нынешнем?

Соотнесите свой ответ с ответом ребенка:

а) назвал(а) число предметов точно;

б) почти точно;

в) сильно ошибся(алась).

2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году:

а) все или пропустил(а) одно;

б) пропустил(а) два;

в) не посетил(а) ни одного по различным причинам.

3. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете:

а) всех;

б) некоторых;

в) только одного.

4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка:

а) периодически;

б) один–два раза в четверть;

в) только в начале учебного года.

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам, и вы не способны ему помочь, что вы предпримете:

а) обращусь за помощью к учителям или другим людям;

б) пойду в дирекцию школы;

в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.

6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе:

а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для занятий;

б) они мне очень мешают, но я их принимаю;

в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

Теперь подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:

а) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

б) 4-6 ответов. Вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

в) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы - это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все делать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно дать ответы под буквой “а”. Вы сможете этого достичь!

Возможно, некоторые родители скажут: “Я ответил на вопросы, во многих случаях используя вариант “в”, а мой ребенок учится очень хорошо”. Примите это как временную случайность.

II. Слово – эстафета

Родители должны продолжить начатое предложение. “Мой ребёнок будет успешно учиться, если…”. Для большей организованности будет лучше, если при этом родители будут передавать какой-либо предмет, по возможности связанный с темой собрания. (Образцовую тетрадь).

III. Игра “Служба спасения”

Спасательные команды родителей. Каждой из вас предлагается по 3 сигнала о помощи. Сигналы поступили от ваших детей. Задача родителей – найти и предложить как можно больше выходов из проблемной ситуации. Например:

Каждый день забываю дневник. Помогите!

Предполагаемые выходы из проблемной ситуации.

  • Приучите ребёнка соблюдать режим дня
  • Во время сбора портфеля не сидите у него “над душой”. Дайте ребёнку возможность проявить самостоятельность.
  • Непринужденно вместе с ребёнком проверьте наличие собранных учебных предметов
  • Выработайте единую систему контроля над подготовкой к следующему учебному дню.

Учусь на двойки. Стараюсь, но ничего не получается. Помогите!

  • Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” —   достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки, и дома от родителей он: ждёт спокойной помощи, а не новых попрёков.
  • Спокойно разобраться в ситуации.
  • Чтобы избавить ребёнка от недостатков замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребёнок просто отключиться, станет нечувствителен к вашим оценкам. Выберите из множества недостатков ребёнка только тот, который хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нём. Остальные будут преодолены позже.
  • Посоветуйтесь с ребёнком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Если вас беспокоит техника чтения, не требуйте от ребёнка одновременно и выразительности, и пересказа.
  • Критиковать – исполнение, хвалить – исполнителя (Ребёнок обычно считает, что оценивают всю его личность. Родители должны ему помочь отделить оценку его личности от оценки его работы).
  • Положительная оценка должна относиться к ученику, который стал чуточку более знающим и умелым. Но при такой персональной похвале критика должна быть, возможно более безличной: Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два. Эта форма оценок стимулирует исправление оценок, но не сказывается отрицательно на отношении ребёнка к знаниям, его вере в успех.
  • Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Именно тогда возникает деловая мотивация учения: “Ещё не умею, но могу и хочу знать”.
  • Родители должны ставит перед ребёнком более конкретные и реальные цели, тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он в диктанте допустил 9 ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребёнком, если это будет достигнуто.
  • Родители должны учить своих детей самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления трудностей.
  • Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте “линеечки”, графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребёнка.

Считаю очень важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие отметки, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребёнка не угасло желание быть хорошим. Чтобы это не происходило, я стараюсь прийти на помощь к детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему.

Остался один, нет друзей. Помогите!

  • Объясните ребёнку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота
  • Как можно чаще беседуйте со своими детьми. Если дети в таких беседах научаться выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составит труда непринуждённые разговоры с другими детьми.
  • Помогите ребёнку стать хорошим другом. Вы должны его научить быть добрым, отзывчивым; ребёнок должен уметь дарить любовь и теплоту, быть надёжным другом.
  • Для ребёнка важным состоянием является ощущение своей защищённости. Для этого родители должны помочь ему выработать положительную самооценку.
  • Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

Разрешение этого конфликта очень во многом зависит от умения ребёнка ладить с другими детьми. Поэтому одна из главных задач родителей: помочь детям в развитии социальных навыков.

IV. Задание “Острое блюдо”

Короткие вопросы по теме собрания (Как помочь ребёнку хорошо учиться?) Вопросы записаны на карточках и лежат в коробочке, которую мы называем “перечница”. Эти вопросы раздаются под музыку: на ком музыка остановилась, тот и отвечает на вопрос (время ответа одна минута). Отвечают по желанию, т. е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

V. Работа с памятками

Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

  • Если ваш ребёнок участвует в проекте, то какова ваша роль?
  • Как привить интерес к чтению?
  • Подготовка домашних заданий.
  • Правила для родителей.

VI. Окно – очень короткие новости

Учителя всегда должны быть на высоте: не допускать педагогической инерции, быть в курсе новейших достижений педагогики, психологии, физиологии, социологии. Родители должны получать высококвалифицированные рекомендации, а не прописные истины. Даже вопросы: “Как формировать учебные действия обучающихся?” или “Что значит установка на запоминание?” - заставляют учителя всегда быть на высоте.

Знакомлю родителей с новыми сведениями педагогики и психологии. Например:

Чему необходимо научить ребёнка?

  • Любить себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребёнок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.
  • Интерпретировать поведение. Ребёнок должен научиться понимать и объяснять поведение людей и тогда он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница повысила голос на него. Он может подумать о том, что у него сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.
  • Ребёнка надо учить объяснить собственное поведение. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
  • Общаться с помощью слов. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы.
  • Понимать различия меду мыслями и действиями. Если ребёнок о чём-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его учебная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу.
  • Интересоваться и задавать вопросы. Родители должны поддерживать у ребёнка инстинкт любознательности и учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить.
  • Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов
  • Не бояться неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках учатся.
  • Доверять взрослым, знать, в чём можно полагаться на взрослого
  • Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования

VII. Рефлексивная оценка родителями результатов собрания (использую методику “Цветопись” или “Мордашки”).

Собрание понравилось, потому что:

  1. Получил необходимую информацию о том, что делать, чтобы ребёнок хотел идти в школу;
  2. Получил ответы на свои вопросы;
  3. Высказал свои соображения по обсуждаемой проблеме.

Собрание не понравилось, потому что:

  1. Ничего нового, полезного о ребёнке не узнал;
  2. Никто не дал мне возможности выразить своё мнение;
  3. Длилось долго, было скучно.