Цель: формирование потребности изучать историю и обычаи своего народа, развивать интерес к предмету.
Задачи:
- Создание атмосферы добра, сопричастности к культуре своего народа.
- Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям.
- Первоначальное знакомство с устным народным творчеством.
- Воспитывать художественный вкус и любовь к прекрасному.
- Обогащать словарный запас, развивать речь учащихся.
Оборудование:
- таблички со словами для доски,
- кукла Тарина с подарками,
- карта Хакасии,
- пословицы для работы в группах,
- лента для игры,
- рукавица,
- шарф,
- иллюстрация рябины,
- альбом,
- краски,
- салфетка.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (музыка)
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
-О чём говорится в стихотворении?
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- -Как называется наша страна? (Россия)
- -Знаете ли вы какой город мы называем столицей нашей родины? (Москва)
- - В нашей стране очень много городов, посёлков, деревень, всех не перечтёшь и в них живут более ста национальностей. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и традиции, поёт свои песни и рассказывает свои сказки.
- -Знаете ли вы как называется местность, где живём мы? (Хакасия, Абакан)
- -Что вы знаете о нашей республике? ( 300 лет, много районов, СШ ГЭС, добыча угля в Черногорске, в Сорске – молибден, в Саяногорске – алюминий, бескрайние степи, красивые города, свободолюбивый народ, и т.п.)
- -А знаете ли вы как с хакасского переводится название нашего города – Абакан?
Легенды:
- -Имя Абакану дал богатырь Очен пиг. Прежнее имя Абакана было Ала-орт. Перескочил богатырь через Абакан против горы Уй и сказал: “Пусть потеряется имя Ала-орт и вместо него будет Абакан.
- -В древности город назывался Алаирт, на берегу реки жил сильный и могучий богатырь АБА-КАН, что в переводе обозначает “медвежья кровь” или “медведь-хан”. Однажды случилось несчастье, богатырь погиб в бою, а в память о нем назвали город Абакан-“медвежья кровь”.
- -В другой легенде говорится, что по берегам реки водилось много медведей, а одно из значений АБА-медведь, КАН(ХАН)-кровь. Они нападали на людей, уничтожали скот. Молодой богатырь(АЛЫП) вступил в борьбу с диким зверем и ранил его.Медведь бросился наутёк, а АЛЫП шёл по его следу, и, наконец, увидел медведя, превратившегося в гору из которой била мощная струя, образуя реку. Так стали называть реку и город на этой реке-Абакан - медвежья кровь.
3.МИНУТА ОТДЫХА.
Предлагаю немного отдохнуть. Игра “Вокруг верёвки”
Считалка.
Эй, ребята, быстро в круг,
Аты-баты бурундук,
Кто не пляшет выйди вон,
Целый кон считай ворон.
(дети вокруг верёвки, водящий внутри и пытается их поймать)
4.РАБОТА В ГРУППАХ.
-Мы живём на прекрасной хакасской земле, в краю причудливых гор и дремучей тайги, где берут начало и протекают красивые реки, плещутся воды чудесных озёр. А какие душевные песни(тахпахи) сочиняют и поют народные певцы(хайджи). очень любит хакасский народ песни, сказки, пословицы, загадки. Эти произведения относят к устному народному творчеству.
Задание : составь хакасскую пословицу, объясни, как понимаешь её смысл. (раздать тексты с пословицами)
5.РАБОТА ПО ТЕМЕ.
-Сегодня у нас в гостях кукла, она принесла нам стихотворение хакасского поэта И.К. Котюшева “Рябина”, послушайте. (чтение стихотворения учителем)
-Понравилось ли вам стихотворение? Всё ли понятно в нём?
-О каком дереве рассказывает нам автор?
-Вы видели рябину? Где? Какая она?
ЗАДАНИЕ: передайте содержание стихотворения в своих рисунках, но без кисточек, при помощи пальчиков.
6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ВЫСТАВКА.
7.ИТОГ.
-Тарина интересуется, понравилось вам занятие?
-Что запомнили?
-Кто был внимателен и знает, что обозначают слова, которые сегодня мы употребляли в речи:
- АБА – медведь
- КАН(ХАН) – кровь
- АЛЫП – богатырь
- ТАХПАХИ – песни
- ХАЙДЖИ – певец
-Тарина и все мы благодарит вас за занятие и дарит вам книгу Хакасские сказки.