Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Письмо слов с буквой Л"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • отрабатывать умения графически правильно изображать буквы Лл и детально анализировать их;
  • развивать внимание к букве, к слову, способности к аналитическому мышлению;
  • способствовать развитию положительной мотивации учения, формировать стремление к высокому качеству результатов труда.

Оборудование:

  • В.А.Илюхина “Чудо-пропись”
  • слова на карточках: искал, искала, искали;
  • звуковая схема слов “рыбы”, “птицы”;
  • карточки-помощники для детей.

Ход урока

Оргмомент

Мы теперь ученики,
Нам не до гулянья.
Писали мы сперва крючки,
Теперь трудней задание.
Мы буквы пишем каждый день,
И выводить нам их не лень.
А чудо-пропись помогает,
Секрет письма нам открывает.

- Сегодня нам предстоит разгадать много секретов. А удача ждёт только тех, кто будет терпелив, внимателен, трудолюбив и добр.

Постановка темы урока

- Послушайте секретное словесное описание букв и определите тему урока.

Кладём качалочку на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх, до 1/3 снизу в дополнительной строке, на 1/3 среднюю выписываем секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, нижнее двойное соединение, кладём качалочку на нижнюю линию рабочей строки, уходим далеко в сторону - вверх, выписываем секрет, не доходя 1/3 в рабочей строке, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины. (Лл)

- Значит, какова тема нашего урока? (Письмо буквы Л и слов с этой буквой.)

- Первый секрет мы отгадали.

Работа с пословицей

- А чтобы у нас всё получилось, поможет пословица на с.5 “Чудо-прописи”.

- Прочитаем ее. Как вы ее понимаете?

- Возьмем ее на урок? Итак, откладывай безделье, но не откладывай дело.

- Подготовьте руку к письму, обведите буквы по точкам в пословице.

Работа с буквами

- Посмотрите на верхнюю часть страницы. Какие буквы написаны?

- На какие группы их можно разделить? (гласные; согласные; по наличию элементов – качалочки и клюшки).

- Какие из этих букв похожи по написанию? (Аа Лл).

- Пишем их внизу на свободной строки. (Ученик комментирует у доски).

Работа с предложением

Пока мы из букв
Плели кружева,
На нашей странице
Случилась беда.

- Посмотрите на верхние три строки.

- Давай прочитаем столбик слева, теперь справа.

- Подумайте, какое слово из правого столбика подойдёт к слову из левого столбика?

- Прочитайте получившиеся предложения.

- Почему выбрали именно это слово? (девочка – это она, значит она искала, мальчик – это он, значит он искал)

- Как прочитаем? Что поставим в конце предложения? Что или кого они искали? Вспомните уроки чтения.

- Допишем каждое предложение, добавим нужное слово (слабым – карточки-подсказки:

  • искала
  • искал
  • искали)

- Проверьте, так ли у вас?

- Поднимите руку те, кто ни разу не ошибся. Молодцы!

Вот и еще один секрет разгадали.

На уроке буквы пишем,
От старанья еле дышим!
Отдохнув, начнем все то же,
Гном Секретик нам поможет.

Физминутка

Дети танцуют под музыку.

Работа со словами

Игра “Путаница”.

- Пока мы отдыхали, у нас случилась беда. Слова кто-то заколдовал. Их могут расколдовать только внимательные глазки, трудолюбивые пальчики и доброе сердечко. Вы готовы?

- Дети восстанавливают слова, ученик у доски.

- Лак и лук – Что обозначает слово лак? (раствор для покрытия различных поверхностей).

Лук – растение, оружие для метания стрел.

- Чем похожи и отличаются эти слова?

- Запишите сначала по строчкам, потом самостоятельно по 1 слову.

Физминутка для глаз

“Зоркие глазки” - глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки медленно!

“Стрельба глазами” - двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. 5-6 раз.

“Письмо носом” - закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

Работа с предложением

- И еще один секрет для самых внимательных глазок, трудолюбивых пальчиков и добрых сердечек.

- Прочитайте предложение.

- Сколько слов в 1 предложении? Во 2-ом предложении?

- Про кого 1-ое предложение? 2-ое предложение?

- Как надо разгадать этот секрет? (написать письменными буквами).

- О чем надо помнить при письме?

- Мальчики пишут 1-ое предложение.

Девочки пишут 2-ое предложение.

Работа со схемами

- Отгадайте загадку

По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают. ( рыба)

- Составьте схему этого слова.

Рук нет, а строить умеет. (птица)

- Составьте схему этого слова.

- О каких рыбах читали на уроке чтения?

- Запишем с комментированием у доски.

- О каких птицах читали на уроке чтения?

- Запишем с комментированием у доски.

Итог урока

- Вам понравилось разгадывать секреты?

- Какие качества характера нам помогли?

- Выполнили пословицу?

- Вы меня сегодня порадовали, молодцы! Спасибо.

- А теперь положите на выставку свои прописи те ребята, которые считают, что они сегодня замечательно поработали и у них есть чему поучиться.

Список литературы

  1. Илюхина В.А. Методическое пособие к “Чудо-прописям”: Кн. для учителя.- М.:Просвещение, 2002.
  2. Илюхина В.А. Чудо-пропись в 4 ч.- Часть1. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Начальная школа: Обучение письму: Методика В. А. Илюхиной: Кн. для учителя. – М.: Изд-во “Первое сентября”, 2003.