Многие учёные считают, что в наши дни у людей снизилась острота восприятия экологических проблем. Сегодня люди обеспокоены своими бытовыми проблемами и не придают экологической проблеме должного внимания. Это очень опасно, так как решение экологических проблем может откладываться на неопределённое время. Три поколения жителей нашей страны не знают о состоянии окружающей среды и правил поведения в ней, либо знают очень мало. Причиной этого является отсутствие непрерывного экологического образования и воспитания. Современные школьники прекрасно разбираются в компьютерах, составляют бизнес-планы, могут ориентироваться в современной живописи. Но сегодня очевидно и то, что современные дети не знают самого простого - какие растения их окружают, какие птицы водятся в наших лесах. Они знают космические законы, но мало ориентируются в окружающей человека природной среде, с которой они связаны всю жизнь.
Экологические проблемы можно и нужно обсуждать с детьми разного возраста, так как среди школьников много равнодушия и даже жестокости ко всему живому. К сожалению, экологическое содержание в образовании учащихся в начальной школе незначительно и зависит напрямую от качественной работы учителя в этом направлении. И даже, если в начальной школе будут знакомить с фактами состояния природы, то этого будет недостаточно из-за отсутствия связи теории и практики. Приобретённые знания в сочетании с практической деятельностью учащихся углубляют убеждения, формируют экологическое мышление. Экологическое мышление должно формироваться ещё в дошкольном возрасте и сопровождать человека всю его жизнь. Особым периодом в формировании является школьный период, когда закладывается научная база. Сегодня широко применяются интерактивные методы обучения, которые опираются на активное взаимодействие учащихся друг с другом. В процессе такого взаимодействия формируются новые знания, развивается эмоционально-чувственная сфера. Для формирования правильной оценки естественной и созданной руками человека среды, воспитания экологической культуры школьников, овладения ими практическими умениями использую в кружковой работе технологию групповой деятельности, через обучение и воспитание учащихся в разновозрастных группах (РВГ). В качестве информационного и методического ресурса применяю разнообразные, интересные материалы учебно-методического центра «Гринскул» (Свердловская область), дополняя их региональным содержанием.
Работа экологического кружка «Маленький Гринпис» организована совместной деятельностью учащихся 8-го класса естественнонаучного профиля и учащихся 1-го класса. Сотрудничество ребят разного возраста позволяет решить разные задачи:
- обучение младших детей основам того, как оберегать жизненную среду, как её сохранять и восстанавливать;
- содержание работы кружка способствует формированию у первоклассников первоначальных представлений в системе человек-природа;
- для учащихся 8-го класса создаются условия для активной творческой практической работы и стремлению изменить существующее положение вещей;
- содержание работы кружка тесно связано с естественными науками, что позволяет подкрепить профильную подготовку учащихся 8-го класса, более глубоко осознать свой выбор.
Подход в работе кружка предполагает осознанное понимание любого природного явления с последующим осмыслением и анализом. Дети учатся не только формулировать проблемы, но и искать варианты их решения. Каждый человек может и должен бороться с загрязнением окружающей среды, несмотря на возраст. Деятельностный подход через использование интерактивных методов обучения - игр, упражнений, экспериментов, опирающийся на взаимодействие старших и младших учащихся позволяет активизировать эту деятельность учащихся, создать атмосферу комфорта, доверия, уважения между педагогами и учащимися, старшими и младшими детьми. Привлечение педагогов, работающих в данных ученических коллективах, родителей учащихся, специалистов в области охраны природы позволяет развитию сотруднических связей и создаёт новые условия для образовательной деятельности для более активного ознакомления учащихся с проблемами сохранения природы. Формирование коллектива из разновозрастной группы учащихся и привлечение их в работу экологического кружка позволяет развитию коммуникативных качеств личности у детей, способствует дружбе детей, корректировке поведения учащихся. Преимуществом в работе учащихся в разновозрастной группе является и то, что у старших детей появляется дополнительный побудительный мотив к учёбе, и опережающее обучение для младших школьников. Для предупреждения перегрузок учащихся 1-го класса необходимо продумать время проведения занятий.
Организация деятельности кружка «Маленький Гринпис»
- Коллективное планирование на период ближайшего дела (определение сфер деятельности и распределение содержания занятия между детьми с учётом их интересов, знаний, опыта).
- Старшие ученики, изучив материал, обучают младших школьников, что важно для формирования организаторских способностей человека
- Занятие проходит в виде игр, практикумов, экскурсий, субботников. В ходе занятия поощряется помощь старших учащихся младшим.
- Учитель контролирует работу, при необходимости оказывает помощь отдельным учащимся, проводит консультации для согласованных действий педагогов, специалистов, принимающих участие в работе кружкового занятия, обеспечивает материально- техническими ресурсами.
Такая организация работы кружка в разновозрастном коллективе позволяет успешно формировать у учащихся экологическое мышление и новое отношение к себе и окружающему миру, оказать помощь каждому ребёнку в проявлении его лучших сторон, это один из способов для формирования чувственного отношения к природе
Планирование занятий кружка
№ | Содержание работы | Форма работы |
Количество часов | |
Теоретических | Практических | |||
1. | Организационное собрание | Беседа | 1 | |
2. | Роль родителей учащихся 1-го класса в организации работы кружка | Родительское собрание | 1 | |
3. | Кто такие экологи. Что такое Гринпис? | Беседа | 1 | |
4. | Будем расти вместе - посадка деревьев | Практическое занятие. Акция | 1 | |
5. | Что такое красота? | Беседа | 1 | |
6. | «Золотая осень» | Праздник | 1 | |
7. | Чтобы школа была уютной «Я – гениальный сыщик» | Игра | 1 | |
8. | Что люди выбрасывают (орудие дворника) |
Беседа | 1 | |
9. | Инопланетяне на улицах города | Игра | 1 | |
10-11 | Посёлок, в котором я хочу жить | Проект | 2 | |
12 | Такая разная вода | Беседа | 1 | |
13 | Экономим воду | Практикум | 1 | |
14 | Грязная и чистая вода | Практикум | 1 | |
15 | Нефтяное загрязнение воды | Практикум | 1 | |
16 | О праздничной ёлке | Беседа | 1 | |
17-20 | Экологическая сказка. Подготовка и проведение. | Игра | 4 | |
21-22 | Вторая жизнь хлама | Практикум | 2 | |
23 | Воздух, которым мы дышим | Беседа | 1 | |
24 | Реален ли воздух? | Практикум | 1 | |
25 | Откуда берётся пыль в воздухе? | Беседа | 1 | |
26 | Природные фильтры | Беседа | 1 | |
27 | Посадка комнатных растений | Практикум | 1 | |
28 | Правила поведения в природе | Беседа | 1 | |
29 | Рисуем экологические знаки | Практикум | 1 | |
30 | Как растут наши деревья | Экскурсия | 1 | |
31 | День рождения Земли. Рисуем открытки – поздравления. | Практикум | 1 | |
32 | День рождения Земли. | Круглый стол с приглашением специалистов по охране природы | 1 | |
33 | Операция «Чистая планета» | Субботник | 1 | |
34 | Прогулка в природу | Экскурсия | 1 |
Методическая разработка занятия кружка «Маленький Гринпис» для учащихся 8-го и 1-го классов.
Тема: Инопланетяне на улицах города.
В планировании занятий кружка «Маленький Гринпис» есть цикл занятий, посвященных загрязнению мусором ближайшей территории, где проживает ученик – города, улицы, школы. Учащиеся 1-го класса ознакомились с классификацией мусора, узнали, какой путь проходит мусор от школьной урны до городской свалки, видели реальный вес мусора, собранного в классе во время операции «Я – гениальный сыщик». Занятие «Инопланетяне на улицах города» показывает ученикам загрязнение мусором их родного города.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма проведения: занятие – игра.
Задачи
Образовательные:
- закрепление знаний о классификации мусора, видов бытовых отходов;
- формирование представления о загрязнении мусором улиц города и способов его очистки.
Практические:
- понимание значимости труда дворников;
- оценка стоимости вывозки мусора на городскую свалку.
Воспитательные: воспитание правильного поведения человека в быту.
Развивающие: формирование культуры поведения человека, закрепление норм и правил поведения человека в окружающей среде.
Оборудование: фотографии свалок мусора на улицах города, детские рисунки чистых улиц города, кроссворд «Дорога мусора», пакетики с разнообразным мусором, жетоны для учащихся.
Ход занятия
Приветствие учащихся 1-го класса учителем и учениками 8-го класса.
Стук в дверь. Входит ученик 8-го класса, одетый в костюм инопланетянина, говорит медленно, голосом с металлическим оттенком:
«Здравствуйте земляне! Я прилетел к вам со звезды Альфа-Центавра. Меня зовут Мегапротон -16324. Я давно наблюдаю за вами, т.к. являюсь главным смотрителем вашей планеты из космоса. А сегодня я решил лично познакомиться с вами, и пока я добирался, сделал фотографии улиц вашего города. Я понял, что на планете Земля не все так хорошо. А вы, земляне, как относитесь к этим фотографиям? - (демонстрирует и раздает учащимся снимки уличных свалок). - Исследуйте их и отвечайте, участвуете ли вы в таких безобразиях? Только честно держите ответ перед Вселенной».
Ученики, исследуя фотографии, обсуждают ответ для инопланетянина. Старшие участники кружка распределяются по группам для оказания помощи младшим школьникам. По окончании обсуждения группы детей у доски отчитываются перед инопланетянином.
Инопланетянин: Как вы помогаете своей планете, чтобы она не была такой грязной?
Предполагаемые ответы первоклассников: Посадка деревьев, уборка мусора в классе, школе, создание уголка Гринпис, рисунки чистых улиц города.
Далее диалог инопланетянина и первоклассников поддерживают другие ученики 8 класса.
Настя: «Уважаемый инопланетянин! Ребята 1 класса хорошо разбираются в разных видах мусора».
Инопланетянин: «А для чего это нужно?»
Настя: «На этот вопрос ответят сами первоклассники».
Первоклассник: «Это нужно для того, чтобы мусор было легче перерабатывать».
Инопланетянин: «Прошу продемонстрировать смотрителю Вселенной классификацию мусора».
(Настя высыпает из пакетов на стол мусор, вызывает по очереди первоклассников, которые классифицируют мусор на группы: стеклянный, металлический, бумажный, пластиковый, пищевые отходы)
Инопланетянин (пожимая руку первоклассникам): «Все ли ребята вашего класса могут это сделать?» (слышит утвердительный ответ детей)
Лариса: «Уважаемый инопланетянин, а еще ребята нашего класса знают, какую дорогу совершает мусор от школьной урны до городской свалки».
(Ребятам предлагается решить кроссворд «Дорога мусора», ответив на следующие вопросы:
- металлическое или пластмассовое ведро, с которого начинается дорога мусора (урна);
- специалисты своего дела, которые занимаются сбором мусора на улицах города (дворники);
- специально отведенное место для сборки мусора за пределами города (свалка).)
Инопланетянин: «Действительно, на вашей планете уборка мусора – это долгое дело».
Ксения: «Уважаемый инопланетянин! Ученики 1-го класса также знают, что уборка мусора стоит очень дорого».
Ребята рассказывают инопланетянину о том, что родители показали им квитанции, где записана информация о стоимости вывозки мусора. Выходя к доске, они прописывают данные цифры.
Инопланетянин: «Что нужно сделать, чтобы мусора на вашей планете было меньше, и Земля была еще красивее?»
Первоклассники при помощи ребят из 8-го класса готовят ответы об экономном использовании материалов вторичной переработки мусора, читают заранее выученные стихи:
Мусор мы не оставляем
В лесу и на полянках,
Речку мы не засоряем,
Бой объявим склянкам.Мы бумажки не бросаем,
Не бросаем жвачки,
Пирожки мы не кидаем,
А несем собачке.Чтоб могла Земля цвести,
И сады, и реки,
Чистоту побережем мы на этом свете.
(Инопланетянин пожимает руку каждому чтецу)
Инопланетянин: «Молодцы ребята! Я скоро улетаю на свою звезду и надеюсь, что ваш город будет чистым и красивым как на ваших рисунках. А вместо себя я оставляю маленького смотрителя Инко-5Z, который будет мне докладывать об обстановке на вашей планете (вручает человечка- инопланетянина, вырезанного из алюминиевой фольги). А вас, ребята, я назначаю передовым отрядом смотрителей чистоты и для этого вручаю вам жетоны. Успехов вам. До свидания».
Лариса: «Ребята, как вы считаете, понравилось ли инопланетянину на улицах нашего города?»
(Первоклассники в ответах могут отметить негативные эмоции инопланетянина).
Ксения: «Ежедневно в городах образуется огромное количество мусора. Он выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли быть разбиты парки, расти леса. Посмотрите вокруг, почему бы не сделать свой двор более чистым и более зеленым. Давайте на следующем занятии подумаем, что конкретно можно сделать, чтобы мусора было меньше, спроектируем такой город, который понравится нам и инопланетянину. Согласны?»