Роль и место данной темы в курсе: в курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.
Основные вопросы темы:
- Столбчатые диаграммы.
- Чтение диаграмм.
- Построение диаграмм.
Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках: из курса математики в 5-м классе учащимся известно: понятие о диаграммах; чтение и построение круговых диаграмм.
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:
- Столбчатые диаграммы (назначение, преимущества, недостатки);
- Чтение диаграммы и решение задач по ней;
- Анализ и сравнение данных;
- Построение столбчатой диаграммы ручным способом и с помощью компьютера.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств.
Для проведения уроков по данной теме, благодаря интернет-ресурсам, можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.
Средства обучения(в том числе технические средства обучения)
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).
Программные средства.
- Microsoft Word
- Microsoft Power Point
- Microsoft Excel
- Internet Explorer.
Ресурсы Интернет.
http://www.sekret1.info/
http://anti-smoking.ru/statistic
http://www.alkandtab.info/index7.html
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:
- Презентации.
- Таблицы.
- Практические задания.
- Раздаточный материал.
Ожидаемые результаты обучения.
Изучив тему «Столбчатые диаграммы» ученики должны:
- Знать назначение, преимущества, недостатки столбчатых диаграмм.
- Уметь читать и решать задачи по ней.
- Выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме.
- Интерпретировать количественную информацию, представленную в диаграмме.
- Освоить построение диаграмм ручным способом и с помощью компьютера.
- Применять построение диаграмм в практической деятельности.
Урок
Цель: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у учащихся понятие по теме: «Столбчатые диаграммы»;
- Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;
- Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
- Формировать ответственность;
- Воспитывать познавательную активность.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
- Способствовать творческой деятельности учащихся;
- Продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.
Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).
Программные средства.
- Microsoft Word
- Microsoft Power Point
- Microsoft Excel
- Internet Explorer.
- Электронный учебник «Математика 5-11»
План-конспект.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.
а) Диаграммы – всякий чертёж, для геометрического или иного объяснения. (объяснительный чертёж или рисунок в красках для наглядного изображения какого либо явления в описательных науках, особенно в статистике).
б) виды диаграмм: линейные, круговые, столбчатые
в) Фронтальный опрос.
- Какой вид диаграмм вы изучили ранее(в 5 классе)?
- Что называется круговой диаграммой?
- Для чего и где используется круговая диаграмма?
- В чём заключается принцип построения диаграмм? Слайд 1.
III. Изучение нового материала.
Учитель: на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с одним из видов диаграмм – столбчатые диаграммы. Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным. /Учитель демонстрирует через проектор электронное учебное пособие «Математика 5-11, раздел «Чтение и построение диаграмм»./
Учитель: по данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи. Презентация к уроку. Слайд 2.
Данная диаграмма показывает количество банок мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы. Слайд 3.
Вопросы классу:
- В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
- В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
- Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
- На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
- В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
- Сколько в среднем съел бочонков мёда Винни-Пух? Почему в ответе применили округление?
Построение столбчатых диаграмм.
Учитель:рассмотрим два способа построения диаграмм.
Первый способ /ручной/: заключается в том, что для изображения чисел (величин) используется, как вы заметили столбики, высота которых пропорциональна этим числам.
/Учитель на доске показывает построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров»/.
Второй способ /с помощью компьютера/: заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel. /Учитель демонстрирует через проектор построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров» с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel/. Слайд 4.
IV. Практическая работа /в группах/.
1-я группа выполняет построение столбчатой диаграммы по карточке- заготовке, ручным способом, используя линейку, цветные карандаши.
2-я группа выполняет построение на компьютере с помощью электронного учебного пособия «Математика 5-11», раздел «Анализ данных» (можно с помощью Excel).
Карточка №1
Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/ за год в Чистополе.
Месяц | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Кол-во осадков /мм/ | 85 | 65 | 52 | 57 | 76 | 106 | 106 | 146 | 143 | 105 | 76 | 88 |
Инструкция.
1. По данным таблицы постройте столбчатую диаграмму, для этого:
1.1. Изобразите данные числа столбиками, высоты которых пропорциональны этим числам: отрезок длиной 1 см будет изображать число 10, 10 см – число 100 и т.д.
2. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.
Карточка №2
Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/ за год в Чистополе.
Месяц | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Кол-во осадков /мм/ | 85 | 65 | 52 | 57 | 76 | 106 | 106 | 146 | 143 | 105 | 76 | 88 |
Инструкция.
1. Воспользуйтесь данными и постройте таблицу в Excel.
2. По введённым данным постройте диаграмму, для этого:
2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «Мастер диаграмм».
2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма.
2.3. На 2-м шаге введите заголовок диаграммы.
2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе.
3. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.
Диаграмма выводится на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов. Слайд 4.
V. Итоги урока.
Для чего используются столбчатые диаграммы?
Какой способ построения диаграмм более рациональный? Почему?
Выполнить упражнения №5, 6,7 из ЭУ «Математика 5-11».
VI. Домашняя работа.
- Найти информацию в СМИ, Интернет-ресурсах по теме: «Здоровый образ жизни школьника» и построить по ней столбчатую диаграмму (распечатать, записать на дискете).
- Проанализировать и сравнить данные по диаграмме найденной в СМИ и сети Интернет, записав в тетради соответствующие выводы.
Дополнительное задание: составить и решить задачу по диаграмме.
Литература
- Н.Я.Виленкин «Математика 5», изд-во «Мнемозина»
- Н.Я.Виленкин «Математика 6», изд-во «Мнемозина»
- Р.С.Черкасов, А.А.Столяр «Методика преподавания математики», изд-во «Просвещение»
- Я.И.Груденов «Совершенствование методики преподавания математики», изд-во «Просвещение».
- .Электронный учебник «Математика 5-11», изд-во «Дрофа» и фирма «ДОС»
- Материала ресурса Интернет.