Играет музыка. К. Сен-Санс “Лебедь”.
Ведущая: Была чудесная рождественская ночь, ярко светилось окно в петербургской квартире. Лунный свет тихонько прокрался туда, где три юные прекрасные девушки гадали…….
Это были Азенька, Катиш и Натали Гончаровы. “Ты что-то, Азенька, сегодня не в духе,- говорит Наташа, убирая со стола блюдце со следами гадания….- Какие похороны? Свадьба, настоящая свадьба….” Но трагический излом левой брови, делающий страдальческим её лоб, - признак душевной тревоги, не согнали ни улыбки, ни ободряющие слова её сестёр.
Этот страдальческий лоб навеки запечатлел Брюллов в портрете Натали Пушкиной. Внимательно присмотрись к этому портрету. Да, потрясающая, холодная , разящая наповал красота, необыкновенная нежность, женственность и в то же время тоска и страдание в удивительных глазах.
Гадание сбылось!
Была свадьба, странная, не разгаданная по сей день…. Была жизнь, не разгаданная по сей день. И была Любовь, любовь–тайна, любовь-трагедия….. и ещё была Натали—женщина, которую звали “Мисс Инкогнито”,- даже в её имени была тайна…. О ней пишут, о ней спорят. В каких только мыслимых и немыслимых грехах её не обвиняли, но осталась навсегда чистой и нежной её душа, её любящее сердце и осталась вечной её красота, красота мадонны. И сегодня нам хотелось приоткрыть тайну жизни Натали и её сестёр.
Детство……. Для всех нас это самое чудесное время , которое напоминает новогодную ёлку: вкусно пахнет мандаринами, всё искрится теплом и счастьем, и кажется детство никогда не кончится и будет долгим и счастливым……..
Но для маленькой Натали……
Звучит музыка . Бетховен “Элизе”. Входит участница, играющая роль Натали.
Натали :Вспоминая детство, я всегда плакала. Для меня оно было как “холодная казарма” - не было ни красивых игрушек, ни ласки, ни тепла. Дети жили в постоянном страхе от психических приступов отца…. А мама? Она требовала от нас постоянного повиновения. Она была фанатиком и деспотом. За незначительную провинность она больно хлестала меня и моих сестёр по щекам . было до слёз обидно.
Ведущая : самым светлым человеком в её детстве был дедушка , Афанасий Никитич, который очень любил внучку. Однажды, на Рождество, он подарил ей пони и чудесную бархатную шубку, но маменька вырвала из рук шубку и больше девочка её никогда не видела.
Юность …. Неповторимое время. Первая робкая детская любовь приходит всегда внезапно. Так произошло и с Натали….
Натали : в имении своего дяди я встретила его, Мишеля Голицына, сына известного вельможи. Встреча с ним, узнавание и нежная любовь… наши встречи были краткими, украдкой от родителей…. Мишель влюбился в меня необыкновенно серьёзно. Мне, 15-летней девочке, льстило внимание, нежность, робкое прикосновение к руке и даже первый поцелуй в весеннем лесу, когда нас захватила гроза. Капли дождя бежали по нашим лицам, а мне казалось, что это слёзы, первые слёзы любви. Просить моей руки, бедной не знатной девушки, отягощённой больным отцом, было невозможно. У нас была только одна возможность – бегство.
Мишель так просил, но я никогда не сделала бы этого. Без родительского благословения, бежать – это невозможно. .Да, наверное, и не была я влюблена так, чтобы рискнуть на такой шаг…. Он уехал за границу совершенно больной и разбитый, а на прощание сказал: “Ты будешь несчастна, Натали, всю жизнь, а я навсегда останусь одиноким…”
Ведущая : это была первая трагедия в её жизни. Она не видела его целую жизнь….
В Баден-Бадене, на водах, она повстречала его. Он прошел мимо, слегка приподняв шляпу. В её сердце вспыхнула жалость и больше ничего.
Зима 1828 года. Натали вместе с сестрами приехала на бал. Боже , как она готовилась к нему…. На ней было белое платье и белая роза в волосах, и она была похожа на ангела.
Звучит вальс. Натали вальсирует под музыку.
Сердце её трепетало….. ведь оно так страдало, а ей хотелось хоть немножко счастья и тепла. Она ждала его, своего принца. И вдруг появился он, все вокруг восторженно шептали: “Это Пушкин, это Пушкин…” . А он пригласил её на вальс!...он восторженно смотрел на нее, как будто просил её любви…
Ведущая: Об этой первой встрече с 16-летней девчонкой Пушкин писал: “Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете…. Я сразу поддался необыкновенному обаянию её ни с чем не сравнимой прелести. Она была в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, поразила меня своей царственной красотой. Я полюбил её, голова моя закружилась… и настало время любви”.
Натали: Пушкин сказал мне о своей любви и сделал предложение…. От счастья я едва устояла на ногах… Он, всемирно известный поэт, и я… . Конечно да , и только да. Вырваться от опеки маменьки в большой свет – это было заветной мечтой. Но маменька не приняла предложения: “отдать дочь за бедного сочинителя и безбожника….. Это уж слишком!”.
Ведущая : Пушкин два раза просил руки Натали и наконец его предложение было принято. Натали первой сказала: “Да! Я выйду замуж только за Пушкина…”
Она горячо защищала свою любовь перед дедом, матерью, прося их благословения. И наконец Пушкин стал женихом Натали. Но поэт весь в сомнении…. Любит ли она его так , как ему хотелось, сможет ли он создать такие условия, которые, при её ослепительной красоте, она заслуживает? Лампада чистой любви снова и снова стала гореть в его сердце.
Звучит музыка . В.Быстряков “Дорога к Пушкину”
Итак, долгожданная свадьба состоялась. Всё как будто озарилось непривычно радостным, светлым чувством.
Натали : 18 февраля 1831 года – самый счастливый день. Я – жена, я , 18 – летняя девочка, - жена Пушкина. Почему-то никто не замечал нашего счастья. Все жалели меня. А я помню, как после свадьбы я сидела в кресле, а он целовал мои руки, стоя на коленях, и шептал: “Радость моя, счастье моё. Моя мадонна ”. Пушкин писал Плетнёву: “Я женат и счастлив….” Нас называли “ Вулканом и Венерой”. Казалось, счастью не будет конца.
Ведущая : И вот в счастливую жизнь Натали ворвалось что-то страшное. Грязные сплетни , клевета, пересуды – и во всём этом виноват единственный мужчина, которого она жалела, ну, может быть, и была чуть им увлечена. Кто же он? Дантес .
В свете появился недавно. Он был красив, с дерзким взглядом светлых глаз, с надменной улыбкой.
Натали. День за днём, месяц за месяцем, он следует за мной, пишет мне объяснения – письма. Не боясь, во время танцев шепчет жаркие слова любви, подкарауливает всюду: в модных лавках, на прогулках. Вначале я его жалела. Затем стала удивляться его постоянству. А потом, а потом он стал мне просто необходим. Пушкину я говорила: “Мне весело , когда он подле меня. Но люблю я только тебя..” так проходил год , другой . по молодости я многого не понимала, а кольцо интриг начало сжиматься вокруг нас.
Звучит музыка . в. Долина “Я играла с огнём”.
Ведущая : Дантес писал своему отцу о любви к Натали: “Я влюблён, как безумный. Да, как безумный , ибо просто не знаю, куда от этого деться, имени ее тебя не называю, потому что письмо может до тебя не дойти, но припомни самое очаровательное создание Петербурга, и ты поймёшь, кто это. Это ужасно – любить и не иметь возможности сказать об этом ….”
Было ли у неё в отношении Дантеса что – либо, кроме кокетства молодой женщины, привыкшей быть в окружении влюбленных в нее поклонников? Верила ли она в искренность его чувств? Постоянство Дантеса , его возвышенная и великая страсть не могли оставить спокойной её сердце. Но после комедии со свадьбой сестры Кати чувство её угасло. Но у Дантеса ничего не прошло . ошибаются современники, которые считают его любовь лёгким увлечением. Да , он – подлец, мерзавец, поднявший руку на светило русской поэзии. Но он любил безумно, самозабвенно, и это отрицать невозможно.
Потом, в Париже, много лет спустя, гуляя с сыном, он встретил её, затаив дыхание смотрел на её трагическое, но всё ещё прекрасное лицо. Остановился в нескольких шагах от неё и шепнул сыну невнятные слова: “ Это Натали, Натали….”, а она, не удостоив его взглядом, свернула на другую улицу. Комедия окончена!
Наступил холодный февраль. Утро 1837 года. Пушкин, никому не сказав о дуэли, поцеловал детей. Он вышел из дома с мыслью о Натали. Он был уже на улице, но, вспомнив, что оставил перчатки, вернулся. Проклятая примета , которая сбылась.
Звучит романс “Натали”.
Белый задумчивый снег,
Снег января, не торопясь,
Падает на Петербург.
Город красив как во сне.
Сани летят вдоль Невы,
Мимо дворцов, вдоль площадей,
Черной крылаткой покрыт,
Пушкин спешит на дуэль….
Натали, Натали,
Как вас любил поэт
Тысячи строк посвятил
Вашей любви Натали,
Стали вы песней любви,
Как же других простить
Вас не простив, Натали….
Вышел к барьеру поэт
И защитил честь и любовь.
Черной крылаткой покрыт,
Движется он вдоль берегов.
Натали, Натали,
Как вы могли тогда
Не отвести от него
Руку врага, Натали.
Натали, Натали.
Что вам Дантес или царь,
Пушкин упал на снег,
Вы не спасли, Натали.
Белый задумчивый снег
Падает год, падает век,
Звуки волнующих строк
В сердце моём не замолчат.
Натали, Натали!
Как вас любил поэт,
Тысячи строк посвятил
Вашей любви Натали.
Натали, Натали,
Стали вы песней любви,
Чистой звездою любви,
Музой его, Натали…..
Дуэль. Черная речка, встретились двое мужчин, которые должны стрелять друг в друга. Один – защищал честь жены и матери своих детей, другой – потому, что просто очень любил эту женщину.
И вот выстрел….. Один , другой …И тело Пушкина медленно падает на снег. А на снегу три капли алой крови…..
Звучит музыка . А.Рыбников “Юнона и Авось”.
Ведущая: Смертельно раненого Пушкина привезли домой….Натали была в ужасном состоянии. Вот как об этом пишет Софья Карамзина: “Его несчастная жена в ужасном состоянии и почти невменяема. Страшно подумать. В субботу я видела Натали и не могу передать тебе такое, разящее душу, впечатление она на меня произвела, а выражение лица было столь невыразимо жалким , что на нее невозможно смотреть без сердечной боли…. К несчастью, она плохо спит и по ночам пронзительными криками зовет Пушкина…. Бедная , бедная жертва собственного легкомыслия и людской злобы…”
Натали: От того дня, когда умер Пушкин, я непрестанно слышу свой собственный крик: “Пушкин , ты будешь жив! Ты должен жить! Прости меня , Пушкин!”
Звучит музыка. П.Чайковского “Сентиментальный вальс”.
Ведущая: Через полтора столетия Марина Цветаева напишет: “Нет. Гончарова просто роковая женщина, то пустое место, вокруг которого сталкиваются все силы и страсти. Смертоносное место- как Елена Троянская повод, а не причина войны, так и Гончарова – не причина, а повод смерти Пушкина, с колыбели предначертанной. Тяга Пушкина к Гончаровой - это тяга гения к нулю. Он хотел нуль, потому что сам был всё. А судьба выбрала самое простое и верное орудие смерти – красавицу”.
Звучит музыка. П.Чайковского “Сентиментальный вальс”.
Ведущая : А теперь я хочу рассказать о другой сестре.. Натали Гончарова после свадьбы взяла сестёр к себе. Пушкин не советовал: “Не обеих ли ты сестёр к себе берёшь? – писал он жене 14 июля 1834 года. – Эй, жёнка, смотри… А то хлопот не оберёшься и семейного спокойствия не будет….” Александрин, Сашенька, Азенька – вот как её называли. Какой же она была? Неуравновешенная, иногда весёлая, ироничная, язвительная, иногда молчавшая целыми днями. Её жизнь, её судьба – это тайна, не открытая до сих пор.
Входит участница, играющая роль Александрин.
Александрин : Когда я узнала . что Натали забирает нас к себе, я молила бога, чтоб маменька согласилась… Жить в Петербурге, ездить на балы – это счастье. Но, первый бал – это сплошные муки. Готовились к нему целую неделю, а нас самих никто и не заметил. Заметили , но как сестёр первой красавицы Петербурга….. Впервые я почувствовала, как я завидую Натали, почему всё ей: красота, поклонение, любовь, а мне – остатки с барского стола!
Нет, я не хуже – умна, хороша, талантлива, но на меня никто не обращает внимания, и так было всегда с детских лет.
Я – старшая. Всё лучшее Натали и Катиш. Моя юность – это горе и страх. Я была влюблена в Аркадия Россета….. Мы любили, но не было денег на свадьбу, и часто, сидя в гостиной у сестры, я плакала: “Он не любит меня, неужели нет выхода? Ну уехать подальше от всех” . Я понимала, почему он медлит со свадьбой. Он был тоже влюблён в Натали. Конечно, когда он приезжал ко мне, в нем была надежда – скоро поженимся, но, как только появлялась в комнате моя сестра, Россет бледнел, терялся и тут же спешил уходить. И так наши встречи, встречи, надежды продолжались. Я думала, почему Натали, не ведая сама и не желая этого, отняла у меня Россета? После трагедии в доме Пушкиных, я уехала с сестрой в имение деда. Он писал часто, а потом замолчал. По возвращении в Петербург я встретила его, и всё началось сначала. Я похорошела, помолодела, но Натали… И Россет так и не сделал мне предложение….
Ведущая : Как болезненно переживала она, что всё ее увлечения и любовь кончились ничем. Невольной причиной была Натали , и, наверное , был прав Пушкин, не советовавший брать сестёр к себе. Соперничества с ней они не выдержали . В этом и состояла трагедия Александрин.
Александрин : 1850 год. Барон Фризенгоф, недавно овдовевший, стал часто посещать нас, и я с удивлением заметила, что он ухаживает за мной . понимаете, что со мной было? Я нравилась ему, не Натали, а я! Он сделал мне предложение, и Таша первая поздравила нас. Я думала, что буду счастлива, но, несмотря на любовь мужа, я страдала, и это страдание не могла открыть никому. Как только я появилась в доме Пушкина и ближе узнала его, я восхищалась им, его обаянием, его талантом. Мне казалось, что Таша ему не пара. Я очень увлеклась его поэзией, и так сложилось , что свои первые стихи он читал мне. Понимаете меня ! у нас было много общего: желание жить спокойно, размеренной жизнью, дом, дети, уют. От всех дрязг и невзгод он шел ко мне…. Но я видела, что боготворил и любил он только Натали…. А я имела неосторожность подумать, что Пушкин немножко любит меня…. О своей любви я не говорила никому и до самой смерти не открыла этой тайны..
Ведущая : В черновиках пушкинского “Странника” обнаружены были два женских профиля; красиво лицо или нет? Нет, но миловидность, женственность, то лирическое чувство, которое в него вложено, привлекает нас … Это Александрин Гончарова. И современники говорят о том , что Пушкин в последний год был неравнодушен к ней. Не об этом ли говорят исполненные нежности зарисовки ее профиля? Эта тайна касается их обоих – и они унесли её с собой… А мы давайте помолчим в восхищении перед этой женщиной, настоящим другом Пушкина и Натали. Эта женщина никогда никогда не испытала силу взаимной любви. Для неё любовь была страной обмана.
Звучит музыка . А.Петров “Любовь – волшебная страна”.
Ведущая : Катенька… Из всей семьи она была самой весёлой, смешливой, с черными кудрями. Ярким румянцем на щеках. Хороша , ты душенька, Катя!
Прекрасная наездница, музыкантша. Она любила романсы , пела. Но главное достоинство Кати – её нежная привязанность к своим родным. Безумно любила она брата и Натали. Нет, она не была завистливой. Но судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней… как она мечтала о Петербурге, о балах, где бы она в воздушном платье танцевала, танцевала….
”. Входит участница, исполняющая роль Кати.
Катенька : Да, я помню свой первый бал в Петербурге: я вальсировала без устали и не замечала, что Азенька злится на Натали за то, что мне доставались те кавалеры, которых не удостаивала внимания Натали. Я никого ещё не любила, мне было просто легко и интересно жить…! Я думала, что вальс – это и есть жизнь, и он будет звучать вечно! Но вечны только любовь и смерть!
Ведущая : Любовь , она пришла к ней внезапно, но была она на всю жизнь. Дантес! Белокурый красавец, который любил её сестру, а она не мыслила ни дня без него.
Катя : Я умоляла , просила Натали брать меня с собою, где бывал Дантес. И когда под угрозой дуэли он сделал мне предложение – я приняла его с восторгом. Что мне до родных, знакомых, твердивших, что “это комедия со свадьбой”. Он будет мой, мой, и я никому его не отдам!...
Ведущая : И началась в доме Пушкиных предсвадебная суета – шилось платье, готовилось приданое, а невеста торопила время… Скорей бы, скорей бы оно шло. Все боялись, что свадьба не состоится, но свадьба состоялась.
Звучит музыка . А.Хачатурян “вальс к драме Лермонтова “Маскарад””.
Катя : День выдался мрачный, падал снег вперемежку с дождём, но наперекор всему душа у меня пела: он будет моим мужем. Я тогда была чудо как хороша! В белом венчальном платье, с длинным шлейфом до самых дверей. Он был бледен, и глаза его искали кого-то . Я знала – Натали….
Ведущая : Как часто Таша говорила ей: “Катенька , он не деликатен по отношению к тебе, и ты ведь ему не нужна, будь горда , ради бога…” А Катя: “ Пусть он смотрит на тебя влюбленными глазами, а я стану думать , что этот взгляд будет принадлежать мне… Только бы видеть его, Ташенька…” И вот свадьба. Жестокая, жалкая судьба Катеньки! Она же все видела и знала: Дантес женится по необходимости….
Катя : На свадебном обеде ни родных, ни Пушкиных не было, не приехала даже мать. Так меня наказали за любовь. За что? После свадьбы Жорж неотступно возле Таши. У мужа измученное лицо, он страдает, а мне – ни капельки тепла. Как такое пережить?...
Ведущая : А письмо тётки к Жуковскому : “Слава богу всё кончено. И так все концы в воду”. Что означала эта фраза : “ Все концы в воду” - остаётся загадкой по сей день…. Тайна осталась с Катей навсегда…..
Катя : После смерти Пушкина меня обвинили в том , что я знала и не сказала Натали о дуэли. Какая ложь! Но Натали меня не простила никогда. Перед отъездом Таши я приехала к ней. Но она не приняла и не хотела обо мне слышать . Я послала записку: “ Всё, что было между нами, я забываю и прощаю….”
Ведущая : Она пожертвовала ради него родиной, близкими людьми и положением в обществе . Она просто любила…..
Катя : В письме к Дантесу я писала: “ Единственную вещь , которую я хочу чтобы ты знал, чтобы ты был уверен, что я тебя крепко, крепко люблю, и в тебе одном всё мое счастье, только в тебе, в тебе одном…
Ведущая : Да простит ей Бог такую любовь!
Звучит музыка. А.Хачатурян “Вальс к драме Лермонтова “Маскарад””.
Ведущая : Перед вами прошли несколько страничек из жизни трех удивительно прекрасных и гордых женщин – сестёр Гончаровых. Они были рождены для счастья и любви. Но жизнь не самой лучшей стороной повернулась к ним. Не будем судачить и злословить о тех ошибках, которые они совершили, что было бы, если бы….
Давайте просто помолчим перед памятью тех, кто так любил и не был любим, кто так страдал….. Их жизнь была подобна дороге, а дорога эта была бесконечной……
Звучит музыка .
Литература :
- Кузнецова А. Собрание сочинений : В 3 т. Т. 1, Т 3. – М.: Дет. Лит..,1982-1984;
- Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. – М.:Искусство, 1987;
- Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследования и материалы. – М. Книга 1987.
- Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная.- Москва 2002 ;
- Лютостанская Н. // Читаем, учимся играем.- издательство “Либерия”, Москва 1995.