Задачи собрания:
- Показать родителям трудности периода адаптации ребенка к обучению в школе.
- Дать рекомендации по снижению уровня тревожности в период адаптации.
Родители всегда с трепетом и волнением ждут того дня, когда их ребенок пойдет в первый класс. Особенности адаптации ребенка во многом зависят от поведения родителей, и в их силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.
Обычно родителям кажется, что 1 сентября ребенок станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием утром вставать в школу, сам делать уроки, интересоваться учебой и забудет про игрушки. Очень часто взрослые не со зла, желая ребенку только добра, говорят: “Хватит играть игрушками, пойди лучше попиши или почитай”. В первые месяцы обучения ребенку можно разрешать брать любимую игрушку в школу, но, заранее обговорив, когда можно с ней играть, а когда нельзя.
Что же происходит на самом деле? Никакого чуда с ребенком не происходит. Он остается все тем же вчерашним дошкольником. Он изо всех сил старается соответствовать требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не соответствовать родительским запросам.
Необходимо помнить, что период адаптации ребенка в школе процесс длительный и сложный. Очень важно помнить, что должно пройти время, прежде чем ваш малыш станет настоящим школьником.
Чтобы период адаптации для вашего ребенка был менее тревожным и прошел наиболее безболезненно, очень важно помнить и соблюдать несколько рекомендаций:
1. Создайте благоприятный психологический климат в семье, обязательный интерес всех членов семьи к учебе вашего ребенка, к классу в котором он учиться, к каждому прожитому им школьному дню. Если в классе проводится праздник или вы помогаете его проводить, обязательно ваше присутствие. Ведь дети ждут и не хотят быть разочарованными.
2. Необходимо учитывать темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если не чувствуют со стороны взрослых поддержки.
3. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии посторонних. Наказание значимо, если:
- оно следует немедленно за поступком;
- объяснено ребенку;
- оно суровое, но не жестокое;
- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
4. Обязательно осуществляйте контроль над ребенком, но не демонстрируйте это. Если он будет видеть, что каждый его шаг контролируется, он не будет приучаться к самостоятельности. Лучше, конечно, если вы все будете делать вместе и обязательно обсуждать проделанную работу.
5. Особенно в первое время для ребенка важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не самого ребенка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности (“Посмотри какой красивый овал у этой буквы, а вот хвостик тебе не очень удался”) Нужно найти любую мелочь, за которую можно похвалить – это поможет ребенку поверить в свои силы.
6. Из общения с ребенком уберите выражение “Мне некогда”. Постарайтесь уделять своему малышу хоть немного времени каждый день.
7. Обратите внимание на то, как питается ваш ребенок. Питание в сухомятку вредно для него. Обязательно должен быть завтрак, но не через силу, а по желанию. А если ребенок не хочет? Попробуйте поднимать на 30 минут раньше. Зарядка под музыку не только разбудит ребенка ото сна, но и аппетит. Если не хочет, не заставляйте через силу, ведь с утра гораздо важнее мир, покой и хорошее настроение.
8. В меню 6-7 летнего ребенка обязательно ежедневно должен быть творог. Кисломолочные продукты – источник кальция. Ведь в это время появляются постоянные зубы. А еще натуральные мясо и рыба – “поставщики” белка, который нужен для роста.
9. Необходимо создать щадящий режим. Сохраните по возможности дневной сон. Желательно ограничить просмотр телевизора и время, проведенное за компьютером. Важно, чтобы ребенок бывал на улице. В школе двигательная активность ребенка ограничена, поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня: побегать, поиграть в подвижные игры.
10. На первом месте здоровье наших детей, но не оставайтесь безразличными к учебе вашего ребенка. Не надейтесь, что он справиться со всем сам. Не придерживайтесь мнения, что учитель научит всему сам. Без вашей помощи учителю не справиться. Будьте заинтересованы, не бойтесь показаться навязчивыми.
Быть родителями первоклассника действительно не просто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать что–то новое.
Возьмите ручку и напишите “Мой ребенок – дошкольник”. Просто? А теперь возьмите ручку в другую руку и напишите “Мой ребенок – первоклассник”. Посмотрите на эти две записи. Как легко и ровно мы пишем правой рукой, и как трудно и непривычно дается письмо левой рукой. Если Вам кажется, что терпение на исходе, что у Вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.
Любите своего ребенка и помните, что первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.
Литература.
1. М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко “Психолог на родительском собрании”