Информационные технологии на уроках по окружающему миру на тему "В царстве грибов"

Разделы: Начальная школа


Цель: Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со строением грибов.
  • Учить различать съедобные и несъедобные грибы.
  • Расширить и систематизировать знания о грибах.
  • Формировать умения строить доказательства.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к грибам и своему здоровью.

Оборудование:

  • Учебник "Мир вокруг нас" автор А.А. Плешаков.
  • Компьютер.
  • Таблицы с надписями,
  • Рисунки грибов,
  • Макет грибов,
  • Упаковка таблеток пенициллина,
  • Справочник "Я познаю мир",
  • Карточки для самостоятельной работы

Ход урока

1. Орг. Момент.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!

- Сегодня мы с вами окунемся в удивительный мир природы, проверим свои знания и узнаем новые сведения о природе.

2. Актуализация знаний.

А что такое природа? (Природа- это все что нас окружает, но не сделано руками человека.)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Какие признаки живо вам известны? (Питается, дышит, растет, дает потомство, умирает)

- Я предлагаю вам картинки. Разделите их в две группы. Дайте название каждой группе.

Что относится к группе растений? Кто относится к группе животных?

3. Изучение нового материала.

Презентация.

1 слайд.

- Отгадайте загадку, и скажите о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
- Назовите тему сегодняшнего урока. (Грибы)

- Какие грибы вам известны?

- Что вы знаете о грибах?

- Задайте вопросы, на которые хотели бы на уроке получить ответы.

2 слайд.

(Где растут грибы? Как различить съедобные грибы от несъедобных? Какие бывают грибы?

Какую роль играют грибы в жизни леса?)

- Как вы думаете, грибы относятся к живой или к неживой природе? (К живой - они появляются, растут, умирают)

- К какому миру живой природы могут относится грибы? Я считаю, что к растениям.

(Нет, у растений есть стебель, листья, цвет, плод. У грибов - нет.)

- Давайте послушаем сообщение о грибах.

(Заранее подготовленный ученик по книге "Зеленые страницы", рассказывает о грибах)

Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зеленые. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все- таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет в ни каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделились в особое царство - царство грибов.

- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

3 слайд.

- Давайте рассмотрим строение гриба.

- Большинство грибов состоят из шляпки и ножки. Все грибы которые вы сегодня назвали называются шляпочными. Шляпку и ножку, что находится на поверхности земли, называют плодовое тело.

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы

4 слайд.

Снизу у шляпки одних грибов слой трубочек. Это трубчатые грибы. К ним относятся подберезовик, подосиновик, боровик. У других- слой пластинок. Это пластинчатые грибы. К ним относят: грузди, сыроежки, шампиньоны.

- Из чего состоит подземная часть? На что она похожа? (Состоит из нитей. Похожа на паутину.)

- Какое название ей бы дали?

- Грибница. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.

- Давайте повторим, из каких частей состоит гриб.

- Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити, самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее сплетены грибницей подберезовика. Грибы получают питание от деревьев или гниющих остатков этих растений - гнилушек, пней. Деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы.

Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. Какой вывод можно сделать? (Деревья и грибы находятся в тесной связи.)

Физкультминутка.

По тропинке мы шли
И грибочек нашли.
Раз грибок, два грибок-
Вот уж целый кузовок.

4. Работа по теме урока.

5 слайд.

- Все ли грибы можно собирать?

- Всего существует около ста тысяч видов грибов, из них 300 видов съедобные, но широко известны только несколько десятков. Посмотрите на экран. Дайте общее название этим грибам. (Съедобные)

К каким грибам относятся мухомор, дождевик, бледная поганка? (Несъедобные)

- Некоторые съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Нужно научиться различать их.

Чтение статьи из учебника на странице 120.

- По каким признакам отличить опят осенних от ложных? Белый гриб и желчный?

- Что нужно помнить, чтобы не отравиться грибами? (Собирать только хорошо известные грибы.)

- Можно ли отравиться съедобными грибами?

(Выступление эколога)

6 слайд.

Опасно есть грибы, которые собирают около шоссейных дорог, свалок, промышленных предприятий, т.к. они способны накапливать вредные, ядовитые вещества.
- Для настоящего грибника поход за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше показались грибы.
"Кто раньше встает, тот и грибы себе берет."

"Не ходи в лес с ведром - не губи лесное добро,

Клади их в плетеное лукошко - пускай подышат немножко."

Есть и приметы.

"На зорьке росистой - гриб крепкий, душистый.

А в знойный день - как гнилой пень."

- Давайте рассмотрим все возможные способы сбора грибов. (Демонстрация идет на макете гриба, сделанного из пластилина.)

1 способ. Мы будем тянуть гриб из земли. Объясните, что произойдет? (Повредим грибницу. На этом месте грибы не вырастут.)

2 способ. Грибы не будем рвать, а срежем ножом. Ч то произойдет? (Грибница не повредится.)

Но кроме грибницы, на месте среза останется часть плодового тела, которая испытывает на себе внешнее воздействие: дождь, солнце, ветер. Что может произойти с этой частью гриба? (Может высохнуть, загнить.)

3 способ. Гриб не срезаем, а выкручиваем из земли. Что происходит? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остается.)

- Выберите способ, который наиболее верный. (Ответы детей)

7 слайд.

Варите, солите и жарьте грибы.
Только грибницы не трогайте вы.
Она словно нить глубоко под землей,
Испортишь ее - и не будет другой.

Игра "Узнай гриб по описанию."

8 слайд.

Эти грибы растут осенью на пнях. Бывают ложные и настоящие. (Опята)

9 слайд.

Этот гриб можно найти в березовой роще или под молодой березой. У него плотная ножка белого цвета и круглая шляпка бурого цвета. (Подберезовик)

10 слайд.

Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой- красивый бахромчатый шарф-бантик, на ножке внизу разорванный мешочек. (Бледная поганка)

11 слайд.

Эти грибы растут семейкой. Издали она рыжая, может лисенком показаться. (Лисички)

12 слайд.

Первые грибы, появляются весной. Насколько они не похожи на грибы. Как будто кто-то смял и бросил в лесу кусочек темно-коричневого бархата, и упал этот кусочек на светлую ножку. (Строчок)

13 слайд.

В сосновом лесу можно встретить желтовато-оранжевые грибочки, шляпки у них почти плоские, а на сломе появляется оранжевый сок - молочко. Растут большими семьями. Издалека кажется, что по зеленой траве разбросаны монеты из древнего клада.(Рыжики)

14 слайд.

- Все эти грибы растут в нашей Нижегородской области.

15 слайд, 16 слайд.

- Видели ли вы такие грибы? Что это за грибы? (Это грибы из Красной книги) Что это значит? (Они на грани исчезновения)

- Надо ли охранять несъедобные грибы?

- Какое значение имеют грибы в природе?

- Как человек использует грибы?

17 слайд.

- Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется "микология". Микос- гриб, логос - наука. "Микология - наука о грибах".

18 слайд.

- А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Демонстрируется кусок заплесневевшего хлеба) Это плесень. Она состоит из плодового тела.

- Чего нет у плесени? (шляпки)

- Использует ли человек как-нибудь плесневые грибы? Откройте "Мир вокруг нас" на стр. и прочитайте о том, как человек использует плесневые грибы.

- Существует чайный гриб, кефирный, сырный, дрожжи - тоже грибы. Есть грибы - паразиты, которые поселяются на других организмах, например, - трутовик.

19 слайд.

5. Итог урока.

- Посмотрите, как, оказывается, много можно узнать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах.

- Какая информация была для вас новой?

- Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?

Игра "Собери грибы в лукошко"

- Вместе с грибом положите в лукошко ответ на вопрос "Что я знаю о грибах".

20 слайд.

6. Домашнее задание.

  • Знать названия грибов.
  • Прочитать на стр. 118-122. Учебника.
  • (по выбору) Подготовить рассказ от имени любого гриба.
  • Составить кроссворд на тему "Грибы"
  • Найти информацию и записать в книжке-самоделке о грибах, указа, где, в каких условиях растет, что интересного и необычного.

Презентация.