Простая, но замечательная по своей глубине и значимости идея о том, что “человек разумный” есть в первую очередь “человек играющий” и поэтому обучать даже самым серьезным вещам можно по возможности играя, приходила в голову выдающимся педагогам на протяжении всей истории человечества – писавшим клинописью на глиняных табличках в Древнем Вавилоне, водившим тростниковым каламом по папирусу в Древнем Египте, их приемникам через много веков в средневековой Европе, записывающим занимательные задачи для любознательного юношества.
Но, разумеется, открытие относительно “человека играющего” каждый педагог реализует в меру способностей, знаний и традиций своей страны и эпохи.
На Западе ещё в средние века среди педагогов появилось стремление оживить и сделать более интересным преподавание “сухой математики”. Одним из первых в этом направлении были английский математик Даниэль Адамс, французский математик Клод Гаспар Боше де Мезерлак. В последнее время на английском языке было издано немало превосходных сочинений, посвященных математическим забавам, благодаря которым педагоги не раз убеждались, на сколько важно облечь математический вопрос в интересную для учащихся форму. Современная педагогическая пресса заполнена описанием интересных творческих, результативных внеклассных мероприятий, увлекательных и деловых, оригинальных и эффективных.
“В его возрасте (да и всегда) есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным – это языки и математика. Я бы, по крайней мере, приохочивал ребенка только к этим двум наукам”.
Л.Н. Толстой
Цели и задачи.
- Расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект.
- Развивать культуру общения, умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой.
- Воспитывать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективом.
- Развивать интерес к урокам математики, информатики, английскому языку.
- Создавая интегрированные внеклассные мероприятия, мы ставили такие задачи:
- Создание не одно интегрированное занятие, а вести интегрированный проект на весь учебный год.
- Ввести метод укрупнения дидактических единиц, постоянно объединяя различные предметы.
- Установить более тесные деловые контакты между учителями – предметниками и учащимися и на этой основе более глубоко изучить познавательный интерес и запросы школьников.
- Расширение и углубление представлений учащихся о культурной исторической ценности математики, иностранных языков.
- Воспитательная работа в школе – это искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь воспитания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – вот единственная возможность достигать результатов в воспитательной работе.
Существует тесная связь между математической и физической, математической и химической и т.д., а мы постарались связать точные науки с иностранным языком. Кажется, что связывающая их нить очень тонкая. Но, не смотря на это, она существует. Математика – наука многогранная. Мы хотели показать, чтоб эту науку внесли большой вклад математики из Англии. Многие факты, обнаруженные ребятами при подготовке, оказались для них открытиями. Включив в мероприятия исполнение стихов, сценок, прослушивание записей диалогов создали атмосферу праздника при изучении такой “сухой” науки, как математика.
Путешествие по Англии
(Внеклассное занятие по математике, информатике и английскому языку)
- Вступление на английском языке
- Диалог двух путешественников
- Экскурсовод о Лондоне
- Графиня Ада Лавлейс; Бэббедж
- Кембридж – альма-матер великих учёных (Ньютон,
- Тьюринг
- Город Линкольн (Альфред Норт)
- Джордж Буль
- Томас Мур – вечерний звон (песня)
- Экскурсовод
- Диалог – возвращающихся путешественников
- Заключение
• Стихотворение Байрона
Дарвин, Томпсоны)
Вступление
Ladies and gentlemen! You are welcome on board the plane of the Russian company "Airflot" which is talking the flight from Syktyvkar to London. The time of our flight is about 5 hours. During the flight you have not smoke, stand up and walk in the saloon, you should fasten the belts. Have a good flight!
2
- – Oh, off we go! I like traveling by plane. It's very comfortable.
- – Right you are! What beautiful views of forests, rivers, seas and oceans and cit ies under us are! The clouds are so white and curl!
1 – They really are!
3 – Would you like some tea, coffee or juice?
2 – Juice, please. Thank you.
- – My classmates and I like hiking with rucksacks on the back. It is so nice to be far from crowds of people in towns and cities, to be close to nature, to see sun dawns, stars in the sky, to live in a tent, to sit around the fire, to tell stories and to sing favorite songs.
- – Nobody troubles here. People are silly to sleep in their flats.
- — Oh, look! There is somebody over there.
- – Oh, save our souls!
1 – We are in London!
3
Attention, please! I am your guide and I'm going to tell you many interesting things about London.
Take your places in our double-decker and we are starting.
London is situated upon both banks of the river Thames; it is the largest city in Britain and one of the largest in the world. Its population is about 7 million people. It is a big port.
London has been a capital for nearly a thousands years. Many of its ancient buildings still stand. The most famous are the Tower of London, where the crown jewels are kept; Westminster Abbey where all the monarchs since William the Conqueror have been crowned and many are buried there; St. Paul's Cathedral is the most striking building.
London is the birthplace of many scientists.
4
Ada Lovelace
Ada Lovelace was born in 1815 in London. She was the only daughter of G. Byron. Her mother was a mathematician and Ada got interest in mathematics since young years.
Charles Babbedge said that Ada had made some inventions in maths. And later she began to work on the problem connected with programmes to as we call now "computers". She was the first woman, not only woman, but the first who made a great success in this science, before a hundred of years to its developing.
Августа Ада Лавлейс
Августа Ада Лавлейс – единственная дочь великого английского поэта Джорджа Байрона. Родилась 10 декабря 1815 года. Жена Д. Байрона Анабел-ла Милбэнк была одаренным человеком. Она любила математику и с детских лет, до замужества занималась ею. Дочь Байрона Ада тоже увлекалась математикой. Увлечение юной Ады математикой поддерживали друзья леди Байрон – известный английский математик и логик Август де Морган, его жена математик – любитель Мэри Соммервиль и Чарльз Бэббидж. Де Морган высоко отзывался о математических способностях и творческих возможностях своей ученицы.
В июле 1835 года Ада вышла замуж за Уильяма, восемнадцатого лорда Кинга, ставшего в последствии первым графом Лавлейсом.
22 февраля 1841 года Ада сообщает Бэббиджу, что занимается вопросами, связанными с его вычислительными машинами, а 19 июля, она уже самостоятельно составила список операций для вычисления каждого коэффициента для каждой переменной, т. е. написала программу для вычисления чисел Бернулли. То немногое, что вышло из-под пера Ады Лавлейс вписало её имя в историю вычислительной математики и вычислительной техники как первой программистки.
Чарльз Бэббидж
Чарльз Бэббидж – человек, который создал чертежи аналитической машины. Ада Лавлейс написала первую в мире программу для этой машины. В истории вычислительной техники имена Чарльза Бэббиджа и Ады Лавлейс стоят рядом. По существу, Ада Лавлейс заложила научные основы программирования на вычислительных машинах, сконструированных Бэббиджем, за столетие до того, как стала развиваться эта наука.
***
Byron. She walks in Beauty.
She walks in Beauty, like the night Of cloudless climes and starry skies: And all that's best of dark and bright Meet in her aspect and her eyes; Thus mellowed to that tender light Which Heaven to gaudy day denies.
Она идет во всей красе.
Она идет во всей красе -
Светла, как ночь её страны.
Вся глубь небес и звезды все
В её очах заключены,
Как солнце в утренней росе,
Но только мраком смягчены.
Прибавить луч иль тень отнять -
И будет уж совсем не та.
Волос агатовая прядь,
Не те глаза, не те уста
И лоб, где помыслов печать
Так безупречна, так чиста.
И этот взгляд, и цвет ланит,
И легкий смех, как всплеск морской,
Все в ней о мире говорит.
Она в душе хранит покой
И если счастье подарит,
То самой щедрою рукой.
5
Now we are in Cambridge. The Cambridge University was founded in 1209. It is one of the oldest universities in Europe.
Many famous people had studied in this university. Among them were Charles Darvin, George Maxwell, Deerack, father and son Thompson, Rezerford and many others.
From 1669 to 1702 Isaak Newton was the professor of the Cambridge University.
Isaak Newton formulated the law of gravity, discovered why the prism breaks up sunlight into colours and invented the reflecting telescope.
It was he who said that light is a combination of different rays of different colours, and white light is a mixture of all these.
Isaak got interested in mathematics since young years. He made an excellent working model of a windmill which was not far from his school. Among other things that he made was a water clock.
Once he decided to measure the force of the wind. First he jumped with the wind marking the longest distance he could cover. Then he jumped against the wind again marking the longest distance he could cover. The difference between these two distances he considered as the force of the wind.
He gave much of his life to determining the laws which rule the universe. He was one of the greatest minds of his time.
Кембриджский университет, Великобритания, основан в 1209 году. Один из старшейших университетов Европы, крупный научный центр.
Университет в Кембридже – независимая самоуправляющаяся корпорация, состоящая из ряда учреждений (17 колледжей и университет) не получающая от правительства никаких пособий и не подлежащая никакому надзору, она посылает в департамент двух депутатов.
Кембриджский университет возник в начале XIII столетия, по образцу Парижского университета.
Уже в 1891 году общее число студентов достигало 3029 человек и 250 слушательниц.
Учебный год делится на 3 терма (term, около 13-16 недель). Чтобы иметь право держать экзамен на первую учёную степень – бакалавра, необходимо пробыть в Кембридже 3 года. Лица, пробывшие в Кембридже 3 года после получения степени бакалавра "с почётом" удостаиваются степени магистра (Master) без добавочных испытаний и диссертаций. Степень доктора предоставляется только за особые заслуги. В 1669 – 1702 профессором университета состоял И. Ньютон. В 1837 году здесь получил степень магистра Ч. Дарвин. Выдающуюся роль в научной революции сыграла Кавендишская лаборатория университета, где работали Дж. Максвелл, П. Дирак, Дж. Томпсон, Э. Резерфорд и др.
6
Alan Matisson Tjuring
Alan Matisson Tjuring one of the greatest Britain's mathematics was born in 1912. He got his education in the Cambridge University where he studied logics and theory of numbers.
After the beginning of the WWII he invented the machine "The bomb" he could decode the Yerman's messages.
He worked on codes for Churchell and Roosewelt.
Алан Матисон Тьюринг
Тьюринг, Алан Матисон – английский математик, родился 23 июня 1912 года. Учился в Шерборнской школе, где проявил незаурядные способности к математике и химии, затем в Кингз – колледже Кембриджского университета, где занимался логикой и теорией чисел. После начала Второй Мировой войны Тьюринг полностью перешёл на работу в Блечли – Парк. Там, совместно с У. Уэлчманом раскрыл шифры германских ВВС, создав дешифровочную машину "Бомба", а к концу 1939 года самостоятельно взломал гораздо более сложный шифр, использовавшийся в шифровальных машинах "Энигма", которыми были оснащены германские подводные лодки. Тьюринг занимался также разработкой шифров для переписки Черчилля и Рузвельта. Был удостоен звания кавалера ордена Британской империи 4-й степени. Разработанные в 1947 году Тьюрингом, "Сокращенные кодовые инструкции" положили начало созданию, исследованию и практическому применению языков программирования. В 1936 году учёный опубликовал работу "О вычислительных числах, с приложением к проблеме разрешимости". Алан Тьюринг может быть причислен к плеяде, составляющих гордость человечества величайших математических и философских умов, таких как Р. Декарт, В. Лейбниц, Б. Рассел, Д. Гильберт, А. Витченштейн.
7
Whitehead Alfred Nort
Now we are in Lincoln, this town is famous for Whitehead Alfred Nort. He got his education in Cambridge University.
He made a great coutribution in mathematics. He was the author of many books on mathematics. One of the most popular works by him was "The beginnings of mathematics". He connected mathematics and modern world. He was a good lecturer at the Cambridge University and later at Harvard University.
Альфред Норт Уайтжед
Уайтжед, Альфред Норт, английский математик и философ родился в Рамсгите (графство Кент) в 1861 году в семье, члены которой традиционно становились учителями или священниками. Жизнь Уайтжеда и его творчество делятся по месту и по характеру интересов на три периода – кембриджский, лондонский, гарвардский. Именно в Кембриджском университете, куда он поступил в 1880 году, Уайтжед занимался математикой, математической логикой и физикой. В 1905 году Уайтжед представил Королевскому обществу мемуары "О математических понятиях материального мира". В результате десятилетнего сотрудничества Уайтжеда с его бывшим учеником Расселом появился монументальный совместный труд "Начала математики" в трёх томах. 1924 – 1937 годах он является профессором Гарвардского университета. В этот период публикуется его грандиозная трилогия – наука и современный мир. Последние его работы "Способы мышления", "Бессмертие". Последнюю свою лекцию Уайтжед прочёл в 80 лет. Он умер 30 декабря 1947 года.
8
George Bull
Lincoln is also famous for George Bull. He was a great mathematic and logic. He knew many languages. At the age of 20 he opened his own school in Lincoln. George worked a lot on mathematics and many of his works were printed in many science magazines. In 1844 he was awarded the medal of the King's society for his great contribution in mathematics analyses.
Джордж Буль
Буль Джордж, английский математик и логик, один из основоположников математической логики. Разработал алгебру логики (булеву алгебру). Первые уроки математики получил у отца, его можно считать самоучкой. В 12 лет он уже знал латынь, затем овладел греческим, французским, немецким и итальянскими языками. В 16 лет уже преподавал в деревенской школе, а в 20 лет открыл собственную школу в Линкольне. Начиная с 1839 года, Буль стал посылать свои работы в новый Кембриджский математический журнал. Его первая работа "Исследования по теории аналитических преобразований" касалась дифференциальных уравнений. В 1844 году молодой ученый был награжден медалью Королевского общества за вклад в математический анализ. В 1847 году ученый опубликовал памфлет "Математический анализ логики". Благодаря этой работе Буль в 1849 году получил пост профессора математики Куинз – колледжа в графстве Корк, не имея университетского образования. В 1857 году Буль был избран членом Королевского общества. Его работы "Трактат о дифференциальных уравнениях (1859 год)", "Трактат о вычислении предельных разностей (1860 год)" оказали колоссальное влияние на развитие математики
9
At the time of George Bull there was a very famous poet Tomas Moor and in Russia livid another poet – Ivan Kozlov. Tomas Moor wrote one of his best poems "The evening bell". Ivan Kozlov made the translation of this poem; it became a very popular song. Listen to it, please.
Вечерний звон
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек, простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых!
Тогда весёлых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унылый надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
10
Dear guests! Our trip about cities is over. We are at the London airport "Heat-trough".
We have visited many towns, cities, we have known a lot about famous English mathematics.
And now you are welcome on board the plane. Have a good flight. Good buy!
11
- – Oh, I am very tired. I am glad to go home.
- – Yes, we have seen a lot. I was impressed seeing the queen's home with it's changing of the Guards.
1 – As for me I was surprised to know that Britain is the home place for many scientists. The Cambridge University is so old and outstanding! 2-1 would like to get education in Britain!
Заключение
Совершив путешествие по Англии, мы познакомились со многими великими учёными, которые внесли огромный вклад в науку. Мы побывали в городах Британии, в которых родились и работали великие учёные Британии.
Литература:
Кордемский Б.А. “Великие жизни в математике”. М.:Просвящение, 1995г.
Большой справочник школьника. М.:Дрофа, 1998г.
Энцикопедия для детей. М.: Аванта, 2002г.
Энциклопедический словарь для школьников. Математика, Ин. Язык.
Большая Советская Энциклопедия, М.: 1982г.
Большой Энциклопедический словарь, М.: 2001г.
Стаценко А. “Справочник необходимых знаний”. Пермь. Алгос – Пресс, 1995г.
Инновационные технологии в учебно – педагогическом процессе школы и вуза. Волгоград: Перемена, 1993г.
Черных О.В. “Нестандартные уроки”. Волгоград: Учитель, 2003г.