Урок русского языка по теме "Учимся писать суффиксы -ец- и -иц-"

Разделы: Начальная школа


Конспект урока по русскому языку в 3-м классе

Цели урока.

1. Познакомить с новой орфограммой и вывести алгоритм работы над словами с данной орфограммой через проблемное содержание урока.

2.Развивать внимание, память, мышление, речь.

3.Воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно.

Оборудование.

1. Учебник “Русский язык” 3 класс (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.).

2. Рабочая тетрадь №2 “Пишем грамотно”.

3.Карточки с заданиями для исследовательской работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами продолжим работу над правописанием суффиксов в именах существительных. Алгоритм проверки данной орфограммы вы определите в группах и самостоятельно.

2. Постановка проблемы.

Учитель. Послушайте слова, которые я вам прочитаю.

– Девица-красавица, молодец, старец, водица, утица, братец, сестрица, дворец.

Учитель. Что можете сказать об этих словах?

Дети. Эти слова встречаются в сказках.

У. Как правильно написать эти слова? Давайте понаблюдаем над этими словами.

На доске обложки сказок: “Лиса-лапотница”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Девицы-красавицы”.

У.Как произносятся слова лапотница, девицы, братец?

Д.В суффиксах слышим звук –и.

У.А пишутся суффиксы одинаково?

Д. Нет. В слове братец написана буква –е

У. Вы правы в безударном положении суффиксы –ец– и –иц– звучат одинаково– иц, поэтому важно научиться их различать. Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Д. Мы должны узнать, когда в словах пишется суффикс –ец-, а когда –иц-

3. Исследовательская работа (работа в группах)

Карточка №1

Красавец, умница, красавица, лужица, водица, старец, мудрец, молодец., девица, красавец.

У. Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов?

Д. Это имена существительные.

У. Распределите эти слова на две группы. По какому признаку будете распределять эти слова?

Д. По роду имен существительных.

У.Запишите эти слова в 2 столбика и выполните задание карточки

Карточка №2

Задание для групп

1. Поставьте ударение в словах.

2.Разберите слова по составу.

3.Сравните, как звучат суффиксы –ец– и –иц-

4. Сравните написание суффиксов у существительных мужского рода и женского рода.

5. Сделайте вывод.

Обсуждение в группах. Защита своих выводов.

Д. Мы установили, что у существительных женского рода пишется суффикс –иц-, а у существительных мужского рода –ец-.

У. Сравним ваше открытие с правилом, которое дано в учебнике на странице 21.

(чтение правила по учебнику и сравнение собственного вывода с формулировкой учебника)

У. А что будете делать, если писать слова на слух? Ваши действия?

 Д. Необходимо знать план действий– алгоритм.

У. На странице 21 прочитаем, как надо правильно применять правило.

Физминутка

4. Первичное закрепление.

Работа в парах

С.21 упражнение 1.

Распределить слова в 2 столбика с суффиксом –ец– и –иц– (объяснение правописания слов каждого столбика по алгоритму).

Взаимопроверка.

5. Самостоятельная работа по тетради “Пишем грамотно” №2 с.5 упражнение 1

Дополнительное задание: Составить и записать в тетради предложение со словами на новую орфограмму из данного упражнения.

Самопроверка.

У. Поднимите руки те, кто справился с работой без ошибок.

Кто допустил ошибки? Какие слова вызвали у вас затруднения? Почему?

Оцените себя, на какую оценку вы выполнили эту работу.

Проверка работы по самостоятельному составлению предложений.

6. Итог урока.

У. Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

Д. Мы узнали, как правильно писать суффиксы –ец и –иц в именах существительных.

7. Домашнее задание.

У. Выучить алгоритм.

Из сказок выписать слова с новой орфограммой для словарного диктанта.