Пояснительная записка
Образовательная область “Технология” является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений.
Образовательная область “Технология” обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологи, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося.
Содержание образования предметной области “Технология” определяется на основе нормативных документов:
- Базисный учебный план (БУП-98г.) об общеобразовательный учреждений (Приказ Миобразования России от 09.02.98г. № 322)
- Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98г. № 1236)
- Об особенностях реализации минимального содержания образовательной области “Технология” (письмо Минобразования России от 22.05.98г. № 811 (14-12))
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 30.06.99г. № 56) ИЛИ/И
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)
2.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г.№ 1312).
Технический труд: строительные, ремонтно-отделочные работы, техника (элементы машиноведения), электротехника и электроника, информационные технологии, художественная обработка материалов, основы предпринимательства, основы проектирования, профессиональное самоопределение.
Обслуживающий труд: культура дома, техника (элементы машиноведения), электротехника и электроника, информационные технологии, художественная обработка материалов, основы предпринимательства, основы проектирования, профессиональное самоопределение.
Программы и учебники, допущенные (рекомендованные) Министерством образования и науки РФ на основании которых разработана данная программа:
- Программа “Технология” (трудовое обучение) 1-4, 5-11 классы под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.-М.: Просвещение,1998, (переиздание – 2000, 2001, 2005, 2006).
- Программа “Технология” 5-11 классы В.М.Казакевич, А.В. Марченко – М. Дрофа, 2000.
Программы ориентированы на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, знакомят учащихся с различными технологиями и готовят к профессиональному самоопределению. Основным методом обучения является проектная деятельность.
Минимальный уровень технологической подготовки учащихся 8-9 классов задается обязательным минимумом содержания образования по образовательной области "Технология" и требованиями к уровню подготовки выпускников основной, средней (полной) общеобразовательной школы (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 г. и № 56 от 30.06.99 г.).
Изучение ОО “Технология” на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений о различных технологических, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе и средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В 8 классе осуществляется дальнейшее освоение технологий: знакомство с основами домашней экономики, электротехническими и ремонтными работами, выполнение творческих проектов с использованием информационных технологий.
В 9 классе акцент делается на базовые технологические приемы обработки конструкционных материалов, через применение цифровой техники, ЭВМ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения ОО “Технология” ученик должен
знать/понимать
- виды технологических, информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- программный принцип работы компьютера, электрических приборов;
- назначение и функции используемых информационных технологий, технологий изготовления металлов, пластмасс, обработки древесины;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами; проверять свойства этих объектов;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы
представления информации:
- формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального
- объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде
- изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения экспериментов с использованием готовых моделей
- объектов и процессов, в том числе и компьютерных;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления
- результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства,
- создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Тематическое планирование 8 класс, 2 часа в неделю
№ урока | Тема урока | |||
1 четверть | ||||
Основы информационных технологий 16 часов | ||||
1/1 | Инструктаж по ТБ. История развития вычислительной техники | |||
2/2 | Поколения ЭВМ | |||
3/3 | Устройство и принцип работы компьютера | |||
4/4 | Операционная система | |||
5/5 | Основы работы в текстовом редакторе | |||
6/6 | Практическая работа “Создание документа в текстовом редакторе” | |||
7/7 | Практическая работа “Создание документа в текстовом редакторе” | |||
8/8 | Основы работы Excel | |||
9/9 | Практическая работа “Создание таблиц, диаграмм, графиков” | |||
10/10 | Практическая работа “Создание таблиц, диаграмм, графиков” | |||
11/11 | Основы работы в графическом редакторе | |||
12/12 | Практическая работа “Создание рисунка” | |||
13/13 | Практическая работа “Создание рисунка” | |||
14/14 | Основы работы в Power Point. Технология публичного выступления | |||
15/15 | Практическая работа “Создание презентации” | |||
16/16 | Практическая работа “Создание презентации” | |||
Домашняя экономика 10 часов | ||||
17/1 | Создание презентации “Я и моя семья” | |||
18/2 | Семья и экономика. Изучение потребностей семьи | |||
2 четверть | ||||
19/3 | Семейный бюджет. Трудовые отношения в семье | |||
20/4 | Экономика дачного участка | |||
21/5 | Использование информационных технологий в домашней экономике | |||
22/6 | Создание творческого проекта “Семейная экономика” | |||
23/7 | Создание творческого проекта “Семейная экономика” | |||
24/8 | Создание творческого проекта “Семейная экономика” | |||
25/9 | Создание творческого проекта “Семейная экономика” | |||
26/10 | Защита творческого проекта “Семейная экономика” | |||
Электричество в нашем доме 26 часов | ||||
27/1 | Электрические измерительные приборы | |||
28/2 | Однофазный и трехфазный переменный ток. | |||
29/3 | Выпрямители переменного тока | |||
30/4 | Разработка творческого проекта “Меры безопасности при работе с электроприборами” | |||
31/5 | Бытовые нагревательные приборы и светильники | |||
32/6 | Творческий проект “Бытовые нагревательные приборы и светильники” | |||
3 четверть | ||||
33/7 | Электромагниты | |||
34/8 | Презентация “Электромагниты” | |||
35/9 | Электродвигатели | |||
36/10 | Презентация “Электродвигатели” | |||
37/11 | Электрический пылесос | |||
38/12 | Презентация “Пылесос” | |||
39/13 | Стиральная машина | |||
40/14 | Презентация “Стиральная машина” | |||
41/15 | Холодильник | |||
42/16 | Презентация “Холодильник” | |||
43/17 | Швейная машина | |||
44/18 | Презентация “Швейная машина” | |||
45/19 | Профессии, связанные с электроприборами | |||
46/20 | Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме” | |||
47/21 | Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме” | |||
48/22 | Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме” | |||
49/23 | Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме” | |||
50/24 | Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме” | |||
51/25 | Создание творческого проекта “Электричество в нашем доме” | |||
52/26 | Защита творческого проекта “Электричество в нашем доме” | |||
4 четверть | ||||
Ремонтно – строительные работы в доме 10 часов | ||||
53/1 | Ремонт оконных блоков | |||
54/2 | Ремонт дверных блоков | |||
55/3 | Создание буклета - рекомендаций | |||
56/4 | Ремонт дверей | |||
57/5 | Создание буклета - рекомендаций | |||
58/6 | Технология установки врезного замка | |||
59/7 | Создание буклета - рекомендаций | |||
60/8 | Утепление дверей и окон | |||
61/9 | Создание буклета - рекомендаций | |||
62/10 | Презентация буклетов | |||
Зачетные творческие проекты 8 часов | ||||
63/1 | Выбор и обоснование зачетного творческого проекта. Требования к работе | |||
64/2 | Работа над проектом | |||
65/3 | Работа над проектом | |||
66/4 | Работа над проектом | |||
67/5 | Работа над проектом | |||
68/6 | Работа над проектом | |||
69/7 | Защита проекта | |||
70/8 | Защита проекта |
Планирование 9 класс 1, 5 часа в неделю
№ урока | Тема урока | |||
1 четверть | ||||
Основы информационных технологий 16 часов | ||||
1/1 | Инструктаж по ТБ. История развития вычислительной техники | |||
2/2 | Поколения ЭВМ | |||
3/3 | Устройство и принцип работы компьютера | |||
4/4 | Операционная система | |||
5/5 | Основы работы в текстовом редакторе | |||
6/6 | Практическая работа “Создание документа в текстовом редакторе” | |||
7/7 | Основы работы Excel | |||
8/8 | Практическая работа “Создание таблиц, диаграмм, графиков” | |||
9/9 | Основы работы в графическом редакторе | |||
10/10 | Практическая работа “Создание рисунка” | |||
11/11 | Основы работы в Power Point. Технология публичного выступления | |||
12/12 | Практическая работа “Создание презентации” | |||
13/13 | Основы сайтостроения | |||
2 четверть | ||||
14/14 | Практическая работа “Мой первый сайт” | |||
15/15 | Практическая работа “Мой первый сайт” | |||
16/16 | Основы анимации | |||
17/17 | Практическая работа “Мой первый мультфильм” | |||
18/18 | Практическая работа “Мой первый мультфильм” | |||
Радиоэлектроника. Цифровая электроника.20ч | ||||
19/1 | Правила электросбережения. Радиомонтажные работы | |||
20/2 | Источники электрического тока. Создание буклета | |||
21/3 | Резисторы. Конденсаторы. Катушки индуктивности. Полупроводниковые приборы | |||
22/4 | Создание презентации | |||
23/5 | Создание презентации | |||
24/6 | Генераторы электрических колебаний. Простейшие автоматы | |||
3 четверть | ||||
25/7 | Создание буклета – рекомендаций по проектированию электронных устройств | |||
26/8 | Создание буклета – рекомендаций по проектированию электронных устройств | |||
27/9 | Сотовые и радиотелефоны | |||
28/10 | Создание сайта “Мир сотовых телефонов” | |||
29/11 | Создание сайта “Мир сотовых телефонов” | |||
30/12 | Создание сайта “Мир сотовых телефонов” | |||
31/13 | Создание сайта “Мир сотовых телефонов” | |||
32/14 | Аналоговые и цифровые способы представления информации | |||
33/15 | Логические элементы и триггеры | |||
34/16 | Шифраторы и дешифраторы | |||
35/17 | Создание пособия “Проектирование цифровых устройств” | |||
36/18 | Создание пособия “Проектирование цифровых устройств” | |||
37/19 | Создание пособия “Проектирование цифровых устройств” | |||
38/20 | Презентация пособия “Проектирование цифровых устройств” | |||
Технология обработки конструкционных материалов | ||||
39/1 | Металлы | |||
4 четверть | ||||
40/2 | Технология изготовления металлических конструкций | |||
41/3 | Создание презентации “Технология изготовления металлических конструкций” | |||
42/4 | Дерево | |||
43/5 | Основные приемы обработки древесины | |||
44/6 | Создание обучающего пособия по обработке древесины | |||
45/7 | Пластмассы | |||
46/8 | Технология изготовления изделий из пластмассы | |||
47/9 | Творческий проект “Утилизация отходов из пластмассовых емкостей” | |||
48/10 | Творческий проект “Утилизация отходов из пластмассовых емкостей” | |||
49/11 | Творческий проект “Утилизация отходов из пластмассовых емкостей” | |||
50/12 | Защита творческого проекта | |||
51/25 | Защита творческого проекта |