Программа математического клуба "Эврика" для учащихся 5–6-х классов МОУ "Лицей № 230" г. Заречного Пензенской области

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. Ещё в конце XIX века и в начале ХХ века он обсуждался на съездах преподавателей математики. Ему были посвящены в нашей стране и за рубежом специальные работы.

В разное время учёные и методисты по-разному определяли цели введения элементов истории математики в преподавание в зависимости от общественного строя той или иной страны и общих задач школы. Однако общими почти для всех школ были и остаются поныне следующие цели:

1) повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала;

2) расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

В наше время юноши и девушки, оканчивающие среднюю школу, должны иметь представление о месте и роли математики в современной передовой культуре.

Программа школы рекомендует учителю сообщать ученикам в процессе преподавания сведения по истории математики и знакомить их с жизнью и деятельностью выдающихся математиков. Однако в программе нет конкретных указаний на то, какие сведения по истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах, в каком объёме и по каким разделам школьной математики. И, конечно, одно сообщение далеко не всегда способствует достижению целей, о которых говорилось выше. Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Лишь такое сплетение может способствовать достижению указанных целей, достичь которые мы хотим через организацию деятельности математического клуба “Эврика” и внедрение различных форм работы (урочной, внеурочной, внеклассной) в учебно-воспитательный процесс.

Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов; на 2 учебных часа в неделю (68 часов в год).

Цели и задачи клуба “Эврика”

Цели:

  • выявление и поддержка способных учащихся;
  • создание комплексной программы клуба, отвечающей познавательным потребностям учащихся и их возрастным особенностям;
  • формирование диалектического мышления и широкого кругозора учащихся;
  • способствовать сознательному усвоению учебного материала.

Задачи:

развивающие:

  • а) прививать учащимся любовь и интерес к математике;
  • б) развивать творческие способности учащихся;
  • в) поддержка научно – исследовательской деятельности учащихся;

образовательные:

  • а) способствовать расширению и углублению математических знаний;
  • б) вырабатывать у учащихся необходимые практические навыки;
  • в) показывать роль и влияние практики на развитие математики;
  • г) формировать у учащихся логическую цепочку знаний об истории развития математики;
  • д) познакомить с биографиями и достижениями выдающихся математиков.

3) воспитательные:

  • а) спланировать внеклассную работу с учащимися через рабочие тематические заседания клуба “Эврика”;
  • б) создать банк методических средств, позволяющих учителям математики вести систематическую работу по внедрению в УВП исторических сведений, различных форм и методов работы (математических вечеров, викторин, НПК и пр.);
  • в) отражать работу клуба “Эврика” на реечном стенде (выпуск математических газет).

Содержание программы клуба “Эврика” (68 часов)

Математика и жизнь (16 ч)

  1. Почему математика нужна человеку (2 ч)
  2. Числовые суеверия. О походах религии против математики (2 ч)
  3. О связи математики с жизнью. Математика и геометрия на службе у человека (2 ч)
  4. Правила работы со справочной литературой, энциклопедиями (2 ч)
  5. Правила написания докладов, рефератов (2 ч)
  6. Создание презентаций к выступлениям (4 ч)
  7. Различные математические школы, турниры, игры (2 ч)

История математики (17 ч)

  1. О происхождении арифметики. Счёт и системы счисления (2 ч)
  2. О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры различных времён у разных народов (2 ч)
  3. О натуральном ряде. Современная запись больших чисел (1 ч)
  4. Фигурные, треугольные, квадратные, совершенные, дружественные числа (1 ч)
  5. Возникновение и совершенствование мер. Старинные русские меры (1 ч)
  6. Создание международной метрической системы. Метрическая система мер в России (1 ч)
  7. О происхождении обыкновенных дробей. Их развитие и совершенствование у разных народов (2 ч)
  8. О происхождении десятичных дробей. Распространение десятичных дробей, их значение в жизни современного общества (2 ч)
  9. Арифметические знаки и обозначения. Знак процента (1 ч)
  10. Пропорции. Задачи на пропорциональное деление. “Золотое сечение” (2 ч)
  11. Счёт времени (история возникновения календаря) (2 ч)

За страницами учебника математики (11 ч)

  1. Страницы из биографий математиков (5 ч): С.В.Ковалевская (1 ч); Евклид и Эратосфен (1 ч); Пифагор и его школа (1 ч); Архимед (1 ч); Л.Ф.Магницкий и его “Арифметика” (1 ч)
  2. Оптические иллюзии (2 ч)
  3. Магические квадраты (2 ч)
  4. Математические фокусы и головоломки (2 ч)

Тематические заседания (20 ч)

  1. Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики” (3 ч)
  2. Подготовка к тематическому заседанию “Математический совет цифр” (3 ч)
  3. Подготовка к тематическому заседанию “Мистер и мисс “Математика” (3 ч)
  4. Подготовка к тематическому заседанию “Путешествие в страну “Геометрия” (3 ч)
  5. Проведение тематического заседания “Посвящение в математики” (2 ч)
  6. Проведение тематического заседания “Математический совет цифр” (2 ч)
  7. Проведение тематического заседания “Мистер и мисс “Математика” (2 ч)
  8. Проведение тематического заседания “Путешествие в страну “Геометрия” (2 ч)

Городская научно-практическая конференция “Шажок в науку” (4 ч)

Посещение конференции, знакомство с работой, обсуждение выступлений (4 ч)

Тематическое планирование занятий математического клуба “Эврика”

№ п/п Тема, повестка занятий Кол – во часов
1 1. Организационная работа клуба.

2. Формирование актива.

3. Составление и обсуждение плана работы.

4. Почему математика нужна человеку.

2 ч
2 1. Числовые суеверия. О походах религии против математики

2. Подбор материала на стенд ко Дню Учителя

2 ч
3 1. Правила работы со справочной литературой, энциклопедиями

2. Подбор материала на стенд ко Дню Учителя

2 ч
4 1. Правила написания докладов, рефератов

2. Оформление стенда ко Дню Учителя

2 ч
5 1. Этапы разработки презентации к выступлениям

2. Основные операции по созданию презентации

2 ч
6 1. Правила по оформлению слайдов к презентации 2 ч
7 1. Жизнь выдающихся математиков: Евклид и Эратосфен

2. Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики”.

2 ч
8 1. Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики”. 2 ч
9 Проведение тематического заседания “Посвящение в математики”. 2 ч
10 1. Подведение итогов работы за I четверть

2. Планирование работы на II четверть

3. О происхождении арифметики. Счёт и системы счисления

4. Дружеское чаепитие

2 ч
11 1. Жизнь выдающихся математиков: Архимед

2. Подготовка к тематическому заседанию “Математический совет цифр”.

2 ч
12 1. Подготовка к тематическому заседанию “Математический совет цифр”.

2. Подбор материала для оформления стенда к Новому году

2 ч
13 Проведение тематического заседания “Математический совет цифр” 2 ч
14 1. О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры различных времён у разных народов

2. Подбор материала для оформления стенда к Новому году

2 ч
15 1. О натуральном ряде. Современная запись больших чисел

2. Жизнь выдающихся математиков: Пифагор и его школа

3. О подготовке к НПК младших школьников “Шажок в науку”.

4. Оформление стенда к Новому году

2 ч
16 1. Подведение итогов работы за II четверть и I полугодие

2. Планирование работы на III четверть

3. Знакомство с математическими школами, турнирами, играми: ЗФТШ, “Авангард”, турнир Архимеда, “Кенгуру”, Кировская летняя школа.

4. Дружеское чаепитие

2 ч
17 1. Возникновение и совершенствование мер. Старинные русские меры

2. Создание международной метрической системы. Метрическая система мер в России

3. Подбор материала для оформления стендов: “Жизнь выдающихся математиков” и “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин”

2 ч
18 1. О происхождении обыкновенных дробей. Их развитие и совершенствование у разных народов

2. . Подбор материала для оформления стенда: “Жизнь выдающихся математиков” и “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин”

2 ч
19 1. О связи математики с жизнью.

2. Математика и геометрия на службе у человека

3. Оформление стенда “Жизнь выдающихся математиков”

4. Подбор материала для оформления стенда “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин”

2 ч
20 1. Выдающиеся женщины - математики

2. С.В.Ковалевская

3. Оформление стенда “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин”

2 ч
21 1. Подготовка к тематическому заседанию “Мистер и мисс “Математика”

2. Арифметические знаки и обозначения. Знак процента

2 ч
22 Подготовка к тематическому заседанию “Мистер и мисс “Математика” 2 ч
23 Проведение тематического заседания “Мистер и мисс “Математика” 2 ч
24 1. О происхождении десятичных дробей.

2. Распространение десятичных дробей

3. Их значение в жизни современного общества

2 ч
25 Счёт времени (история возникновения календаря) 2 ч
26 1. Подведение итогов работы за III четверть

2. Планирование работы на IV четверть

3. Магические квадраты

4. Дружеское чаепитие

2 ч
27 1. Пропорции.

2. Задачи на пропорциональное деление.

3. “Золотое сечение”

2 ч
28

29

Городская НПК “Шажок в науку”:

Посещение конференции

Знакомство с работой

Обсуждение выступлений

4 ч
30 1. Фигурные числа

2. Треугольные числа

3. Квадратные числа

4. Совершенные и дружественные числа

5. Подготовка к тематическому заседанию “Путешествие в страну “Геометрия”

2 ч
31 Подготовка к тематическому заседанию “Путешествие в страну “Геометрия” 2 ч
32 Проведение тематического заседания “Мистер и мисс “Математика” 2 ч
33 Оптические иллюзии 2 ч
34 1. Подведение итогов работы за II полугодие

2. Планирование работы на следующий учебный год

3. Математические фокусы и головоломки

4. Дружеское чаепитие

2 ч

Литература

  1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.
  2. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки. – 4–е изд. – М.: Наука, 1982.
  3. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1964.
  4. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV – VI классы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII – VIII классы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. – М.: Просвещение, 1977.
  7. Депман И.Я. Мир чисел: Рассказы о математике. – Л.: Дет. лит., 1982.
  8. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 кл. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки / Под ред. М.К.Потапова. – 3–е изд. – М.: Наука, 1981г.
  10. Колосов А.А. Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1963.
  11. Лиман М.М. Школьникам о математике: Пособие для учащихся 4 – 8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1981.
  12. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1966.
  13. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1964.
  14. Перельман Я.И. Живая математика. – 11-е изд. – М.: Наука, 1978.
  15. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – 13-е изд. – М.: Наука, 1978.
  16. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – 9-е изд. – М.: Физматгиз, 1959.
  17. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – 11-е изд. – М.: Физматгиз, 1959.
  18. Петрова Ф.Г. Математические вечера. – 2-е изд., испр. и доп. – Ижевск: Удмуртия, 1968.
  19. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб. – Минск: Народная асвета, 1984.