Пояснительная записка
Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. Ещё в конце XIX века и в начале ХХ века он обсуждался на съездах преподавателей математики. Ему были посвящены в нашей стране и за рубежом специальные работы.
В разное время учёные и методисты по-разному определяли цели введения элементов истории математики в преподавание в зависимости от общественного строя той или иной страны и общих задач школы. Однако общими почти для всех школ были и остаются поныне следующие цели:
1) повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала;
2) расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.
В наше время юноши и девушки, оканчивающие среднюю школу, должны иметь представление о месте и роли математики в современной передовой культуре.
Программа школы рекомендует учителю сообщать ученикам в процессе преподавания сведения по истории математики и знакомить их с жизнью и деятельностью выдающихся математиков. Однако в программе нет конкретных указаний на то, какие сведения по истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах, в каком объёме и по каким разделам школьной математики. И, конечно, одно сообщение далеко не всегда способствует достижению целей, о которых говорилось выше. Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Лишь такое сплетение может способствовать достижению указанных целей, достичь которые мы хотим через организацию деятельности математического клуба “Эврика” и внедрение различных форм работы (урочной, внеурочной, внеклассной) в учебно-воспитательный процесс.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов; на 2 учебных часа в неделю (68 часов в год).
Цели и задачи клуба “Эврика”
Цели:
- выявление и поддержка способных учащихся;
- создание комплексной программы клуба, отвечающей познавательным потребностям учащихся и их возрастным особенностям;
- формирование диалектического мышления и широкого кругозора учащихся;
- способствовать сознательному усвоению учебного материала.
Задачи:
развивающие:
- а) прививать учащимся любовь и интерес к математике;
- б) развивать творческие способности учащихся;
- в) поддержка научно – исследовательской деятельности учащихся;
образовательные:
- а) способствовать расширению и углублению математических знаний;
- б) вырабатывать у учащихся необходимые практические навыки;
- в) показывать роль и влияние практики на развитие математики;
- г) формировать у учащихся логическую цепочку знаний об истории развития математики;
- д) познакомить с биографиями и достижениями выдающихся математиков.
3) воспитательные:
- а) спланировать внеклассную работу с учащимися через рабочие тематические заседания клуба “Эврика”;
- б) создать банк методических средств, позволяющих учителям математики вести систематическую работу по внедрению в УВП исторических сведений, различных форм и методов работы (математических вечеров, викторин, НПК и пр.);
- в) отражать работу клуба “Эврика” на реечном стенде (выпуск математических газет).
Содержание программы клуба “Эврика” (68 часов)
Математика и жизнь (16 ч)
- Почему математика нужна человеку (2 ч)
- Числовые суеверия. О походах религии против математики (2 ч)
- О связи математики с жизнью. Математика и геометрия на службе у человека (2 ч)
- Правила работы со справочной литературой, энциклопедиями (2 ч)
- Правила написания докладов, рефератов (2 ч)
- Создание презентаций к выступлениям (4 ч)
- Различные математические школы, турниры, игры (2 ч)
История математики (17 ч)
- О происхождении арифметики. Счёт и системы счисления (2 ч)
- О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры различных времён у разных народов (2 ч)
- О натуральном ряде. Современная запись больших чисел (1 ч)
- Фигурные, треугольные, квадратные, совершенные, дружественные числа (1 ч)
- Возникновение и совершенствование мер. Старинные русские меры (1 ч)
- Создание международной метрической системы. Метрическая система мер в России (1 ч)
- О происхождении обыкновенных дробей. Их развитие и совершенствование у разных народов (2 ч)
- О происхождении десятичных дробей. Распространение десятичных дробей, их значение в жизни современного общества (2 ч)
- Арифметические знаки и обозначения. Знак процента (1 ч)
- Пропорции. Задачи на пропорциональное деление. “Золотое сечение” (2 ч)
- Счёт времени (история возникновения календаря) (2 ч)
За страницами учебника математики (11 ч)
- Страницы из биографий математиков (5 ч): С.В.Ковалевская (1 ч); Евклид и Эратосфен (1 ч); Пифагор и его школа (1 ч); Архимед (1 ч); Л.Ф.Магницкий и его “Арифметика” (1 ч)
- Оптические иллюзии (2 ч)
- Магические квадраты (2 ч)
- Математические фокусы и головоломки (2 ч)
Тематические заседания (20 ч)
- Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики” (3 ч)
- Подготовка к тематическому заседанию “Математический совет цифр” (3 ч)
- Подготовка к тематическому заседанию “Мистер и мисс “Математика” (3 ч)
- Подготовка к тематическому заседанию “Путешествие в страну “Геометрия” (3 ч)
- Проведение тематического заседания “Посвящение в математики” (2 ч)
- Проведение тематического заседания “Математический совет цифр” (2 ч)
- Проведение тематического заседания “Мистер и мисс “Математика” (2 ч)
- Проведение тематического заседания “Путешествие в страну “Геометрия” (2 ч)
Городская научно-практическая конференция “Шажок в науку” (4 ч)
Посещение конференции, знакомство с работой, обсуждение выступлений (4 ч)
Тематическое планирование занятий математического клуба “Эврика”
№ п/п | Тема, повестка занятий | Кол – во часов |
1 | 1. Организационная работа клуба. 2. Формирование актива. 3. Составление и обсуждение плана работы. 4. Почему математика нужна человеку. |
2 ч |
2 | 1. Числовые суеверия. О походах религии
против математики 2. Подбор материала на стенд ко Дню Учителя |
2 ч |
3 | 1. Правила работы со справочной
литературой, энциклопедиями 2. Подбор материала на стенд ко Дню Учителя |
2 ч |
4 | 1. Правила написания докладов, рефератов 2. Оформление стенда ко Дню Учителя |
2 ч |
5 | 1. Этапы разработки презентации к
выступлениям 2. Основные операции по созданию презентации |
2 ч |
6 | 1. Правила по оформлению слайдов к презентации | 2 ч |
7 | 1. Жизнь выдающихся математиков: Евклид
и Эратосфен 2. Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики”. |
2 ч |
8 | 1. Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики”. | 2 ч |
9 | Проведение тематического заседания “Посвящение в математики”. | 2 ч |
10 | 1. Подведение итогов работы за I четверть 2. Планирование работы на II четверть 3. О происхождении арифметики. Счёт и системы счисления 4. Дружеское чаепитие |
2 ч |
11 | 1. Жизнь выдающихся математиков: Архимед 2. Подготовка к тематическому заседанию “Математический совет цифр”. |
2 ч |
12 | 1. Подготовка к тематическому заседанию
“Математический совет цифр”. 2. Подбор материала для оформления стенда к Новому году |
2 ч |
13 | Проведение тематического заседания “Математический совет цифр” | 2 ч |
14 | 1. О происхождении и развитии письменной
нумерации. Цифры различных времён у разных
народов 2. Подбор материала для оформления стенда к Новому году |
2 ч |
15 | 1. О натуральном ряде. Современная
запись больших чисел 2. Жизнь выдающихся математиков: Пифагор и его школа 3. О подготовке к НПК младших школьников “Шажок в науку”. 4. Оформление стенда к Новому году |
2 ч |
16 | 1. Подведение итогов работы за II
четверть и I полугодие 2. Планирование работы на III четверть 3. Знакомство с математическими школами, турнирами, играми: ЗФТШ, “Авангард”, турнир Архимеда, “Кенгуру”, Кировская летняя школа. 4. Дружеское чаепитие |
2 ч |
17 | 1. Возникновение и совершенствование
мер. Старинные русские меры 2. Создание международной метрической системы. Метрическая система мер в России 3. Подбор материала для оформления стендов: “Жизнь выдающихся математиков” и “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин” |
2 ч |
18 | 1. О происхождении обыкновенных дробей.
Их развитие и совершенствование у разных народов 2. . Подбор материала для оформления стенда: “Жизнь выдающихся математиков” и “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин” |
2 ч |
19 | 1. О связи математики с жизнью. 2. Математика и геометрия на службе у человека 3. Оформление стенда “Жизнь выдающихся математиков” 4. Подбор материала для оформления стенда “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин” |
2 ч |
20 | 1. Выдающиеся женщины - математики 2. С.В.Ковалевская 3. Оформление стенда “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин” |
2 ч |
21 | 1. Подготовка к тематическому заседанию
“Мистер и мисс “Математика” 2. Арифметические знаки и обозначения. Знак процента |
2 ч |
22 | Подготовка к тематическому заседанию “Мистер и мисс “Математика” | 2 ч |
23 | Проведение тематического заседания “Мистер и мисс “Математика” | 2 ч |
24 | 1. О происхождении десятичных дробей. 2. Распространение десятичных дробей 3. Их значение в жизни современного общества |
2 ч |
25 | Счёт времени (история возникновения календаря) | 2 ч |
26 | 1. Подведение итогов работы за III
четверть 2. Планирование работы на IV четверть 3. Магические квадраты 4. Дружеское чаепитие |
2 ч |
27 | 1. Пропорции. 2. Задачи на пропорциональное деление. 3. “Золотое сечение” |
2 ч |
28 29 |
Городская НПК “Шажок в науку”: Посещение конференции Знакомство с работой Обсуждение выступлений |
4 ч |
30 | 1. Фигурные числа 2. Треугольные числа 3. Квадратные числа 4. Совершенные и дружественные числа 5. Подготовка к тематическому заседанию “Путешествие в страну “Геометрия” |
2 ч |
31 | Подготовка к тематическому заседанию “Путешествие в страну “Геометрия” | 2 ч |
32 | Проведение тематического заседания “Мистер и мисс “Математика” | 2 ч |
33 | Оптические иллюзии | 2 ч |
34 | 1. Подведение итогов работы за II
полугодие 2. Планирование работы на следующий учебный год 3. Математические фокусы и головоломки 4. Дружеское чаепитие |
2 ч |
Литература
- Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки. – 4–е изд. – М.: Наука, 1982.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1964.
- Глейзер Г.И. История математики в школе: IV – VI классы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
- Глейзер Г.И. История математики в школе: VII – VIII классы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
- Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. – М.: Просвещение, 1977.
- Депман И.Я. Мир чисел: Рассказы о математике. – Л.: Дет. лит., 1982.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 кл. – М.: Просвещение, 1999.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки / Под ред. М.К.Потапова. – 3–е изд. – М.: Наука, 1981г.
- Колосов А.А. Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1963.
- Лиман М.М. Школьникам о математике: Пособие для учащихся 4 – 8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1981.
- Минковский В.Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1966.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1964.
- Перельман Я.И. Живая математика. – 11-е изд. – М.: Наука, 1978.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – 13-е изд. – М.: Наука, 1978.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – 9-е изд. – М.: Физматгиз, 1959.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – 11-е изд. – М.: Физматгиз, 1959.
- Петрова Ф.Г. Математические вечера. – 2-е изд., испр. и доп. – Ижевск: Удмуртия, 1968.
- Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб. – Минск: Народная асвета, 1984.