Проблемы патронатного воспитания и особенности устройства воспитанников детского дома в патронатную семью в условиях сельской местности

Разделы: Социальная педагогика


«Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания»

Конвенция о правах ребенка

Лишение ребенка семьи можно назвать не просто тяжелым периодом в жизни, а судьбой, которая дает себя знать уже в раннем возрасте ребенка. Жизнь ребенка становится сразу трудной. У каждого свое представление о счастье, но быть счастливым без родителей невозможно.
По данным Госкомстата в России на начало 2006 года было 735000 детей, оставшихся без попечения родителей (например, после Великой Отечественной войны в СССР было 680 тыс., в 1990 г. – 400 тыс.).
Из них 190 тыс. находится на попечении государства, остальные 545 тыс. детей живут в семьях: 375 тыс. – под опекой, 11 тыс. – в приемных и патронатных семьях, 159 тыс. усыновлены.

Проживание в семье даже в течении короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении.
«Благодаря проживанию в семье ребенок усваивает представления о разнообразии социальных ролей в семье, осознает свою половую принадлежность, вырабатывает представление о семейных обычаях, традициях, этикете» [2]

Потеря семьи, одиночество, сиротство – трагедия в жизни ребенка. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений – это необходимость, это выход из создавшейся в стране ситуации, и, тем не менее, это травмирует психику ребенка, резко меняет его судьбу, разрушает привычную систему взаимоотношений с окружающим миром, делает невозможным реализацию потенциальных возможностей ребенка.

Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция о правах ребенка), так и в российских законодательных актах. В любой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка: сохранение ребенка в родной семье; возвращение в семью; усыновление внутри страны; усыновление в другой стране; передача на воспитание в семью; передача в специальные воспитательные учреждения.
Сегодня государство и общество оказывается не в состоянии обеспечить всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитание в приемных семьях. Острая проблема роста сиротства требует поиска пути реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Наиболее сложная категория детей, оставшаяся без попечения родителей, (по возрасту, психологическим особенностям, статусу и т.д.) так и достигают своего совершеннолетия, воспитываясь в детском доме.
Воспитанники детского дома по ряду существенных психологических параметров отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Для них характерно нарушение мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер развития личности, что как следствие, часто приводит к задержке психического развития. Данные проблемы не могут быть решены в интернатном учреждении любого уровня. Бадрызлова Л., отвечая на вопросы, справедливо отмечает: «Все дети не могут быть переданы в семью, ведь есть учреждения для детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов, которые не могут уйти в семью, потому что нуждаются в специальном уходе». [1]

Цель – помочь маленькому человеку обрести положительный опыт семейной жизни, т.к. воспитание в семье дает возможность детям приобрести практический опыт семейной жизни, быть подготовленным к проживанию в семейном окружении и впоследствии создавать собственные полноценные семьи, опыт формирования социально-личностных взаимоотношений с членами семьи. Пребывание ребенка в патронатной семье это один из реальных шансов его дальнейшего жизнеустройства, т. к. есть надежда, что ребенок останется в этой семье.
Особенно важно патронатное воспитание для детей старше 12 лет, ведь их вряд ли усыновят. Большинство предпочитают усыновлять малыша, чтобы стать им изначально родными. Поэтому устройство на патронат для ребят школьного возраста, возможно, единственный шанс ощутить тепло домашнего очага.
Данная ситуация привела к необходимости поиска новых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из новых форм устройства ребенка в семью, является патронатное воспитание, которое дает возможность оптимально сочетать семейное воспитание и высокий профессиональный уровень сопровождения ребенка и семьи.

Патронатное воспитание в порядке эксперимента стало вводиться в регионах России в середине 90-х годов. При этом патронатное воспитание активно развивается в тех регионах, в которых органами государственной власти уделяется серьезное внимание решению проблем защиты прав детей в целом, в том числе проблемы устройства детей-сирот на воспитание в семьи (например, Республика Карелия, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Калининградская, Московская, Новгородская области, Москва и т.д.). Представляется, что указанные факты дают основание говорить о том, что патронатное воспитание сегодня является востребованной и, очевидно, достаточно эффективной формой работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Подобная система положительно сказывается на процессе адаптации ребенка в семье, благодаря чему патронатные воспитатели в дальнейшем нередко усыновляют ребенка, воспитывающегося в их семье. По данным исследований, примерно 20% детей, находящихся на патронатном воспитании, усыновляется своими патронатными воспитателями. Ребенок из учреждения специального образования и воспитания приходит в семью патронатного воспитателя, получает возможность ежедневного общения с близкими людьми, постепенно теряет иждивенческое, потребительское отношение к окружающим его людям, накапливает собственный социальный опыт, развивает личностный потенциал.
«Патронатное воспитание позволяет эффективно решить проблемы детей с отклонениями в развитии, не допустить их изоляцию от общества, обеспечить их социализацию, полноценное развитие и воспитание в семье патронатного воспитателя».[3] Среди населения наблюдается правомерный и естественный рост популярности семейного типа воспитания, в результате чего возможно преодолеть существующее в общественном сознании неприятие детей с отклонениями в развитии; решить проблему взаимодействия общей и специальной образовательных систем; обеспечить целостный подход к решению проблем ребенка со специальными образовательными нуждами.

Патронатное воспитание – новая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому ее положительное значение для детей – воспитанников госучреждений не всеми и не всегда правильно понимается. До сих пор не только в социуме эти дети считаются не такими, как другие, но и в детских учреждениях иногда патронатные воспитатели сталкиваются с непониманием того блага, которое дается детям при передаче в патронатную семью. Сами же дети быстро адаптируются в семьях патронатных воспитателей, начинают звать их мамами или (и) папами, не желают контактировать со специалистами детского учреждения из группы сопровождения при посещениях по месту жительства, пока не осознают, что они не заберут их из семьи.

Можно назвать следующие преимущества патронатного воспитания: во-первых, долгосрочное устройство детей дошкольного и младшего школьного возраста в семью с дальнейшим совместным будущем (опека, усыновление).
Во-вторых, устройство детей сложной категории – детей среднего школьного и подросткового возраста в семью с целью получения оптимального уровня образования и их социальной адаптации.
В-третьих, патронатное воспитание – это профессиональная деятельность воспитателя, направленная на непрерывную и последовательную коррекцию личности ребенка, пережившего травматический опыт проживания в неблагополучной семье или в интернатном учреждении.
В-четвертых, патронатное воспитание осуществляется при разграничении ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между роди­телями, патронатным воспитателем и учреждением, предоставляющим патронатное воспитание, что подразумевает профессиональное (юридическое, материальное, психологическое, медицинское) сопровождение ребенка и семьи.
В-пятых, опыт работы по устройству детей в патронатную семью дал возможность приступить к созданию и реализации программы по работе с кровной семьей (социальный патронат), которую осуществляет служба по работе с кровными родственниками. В патронате важно то, что в этой системе принята работа по подготовке семьи и ребенка и по решению возникающих проблем, когда ребенок уже помещен в семью.

Директор детского дома № 19 г. Москва Мария Терновская отмечает: «В нашем учреждении за все время работы было 20 незапланированных расторжений договоров о патронатном воспитании. Причины, по которым это происходит, следующие: непрохождение кризисов адаптации (20%), личностные особенности и расстройства привязанностей у детей (46%), проблемы семьи, включая такие вещи, как болезнь, смерть, развод и прочее (31%) и 3% – в семью были помещены «недообследованные» дети. Как правило, к разрыву приводит комбинация всех этих причин, а не только какая-то одна». [4]
Так же выражает надежду на то, здравый смысл возобладает, мнение специалистов будет услышано и в России будет принято законодательство, которое позволит развиваться профессиональному устройству детей в семьи и патронатному воспитанию – и тем самым до 90 % детей будут воспитываться в новых семьях.
Нельзя предусмотреть всех трудностей и подготовиться к ним. Эти трудности связаны с естественными процессами адаптации ребенка и семьи друг к другу, с кризисами, которые возникают в развитии любых отношений с течением времени. Не может быть 100 % оформления в семью. «Среди 16 – 17-летних воспитанников детских домов немало таких ребят, которые, пожив в семье сознательно делают выбор в пользу детских домов» [5] М. Терновская считает, что « от применения патроната выходного дня ребенку наносится травма. Постоянное возвращение в детский дом может восприниматься ребенком как отказ от него».[4]

Определение детей сирот и оставшихся без попечения родителей в сельской местности имеет свои особенности в силу определенных причин.

На селе жители знают друг о друге многое, не исключением являются воспитанники детского дома. Дети, обучающиеся в коррекционных классах, имеющие психические заболевания, вредные привычки, относящиеся к «группе риска» далеко не всегда являются привлекательными для желающих принять ребенка в семью.
В Абалаковском детском доме имеется некоторый опыт подготовки детей к проживанию в патронатной семье, подбора кандидатов в патронатные воспитатели, сопровождения патронатной семьи. Это иллюстрируют следующие данные.
Если в 2005 г. из 50-ти воспитанников детского дома в патронатные семьи было оформлено 14 человек, в 2006 г. из 48 – 35 (73 %), в 2007 г – из 47 воспитанников 37 ( 78%) провели летние каникулы в семьях [Приложение 2]
География проживания патронатных воспитателей изменялась следующим образом: в 2005 г. в с. Абалаково две семьи приняли четверых воспитанников, в 2006 г. – двадцать три, в 2007 – пятнадцать. В Пировском районе определились семьи, которые на протяжении трех лет оформляли воспитанников детского дома на патронат. [Приложение 1] В 2006 г. из четырнадцати патронных воспитателей семеро являлись сотрудниками детского дома, в 2007 – только трое.
Сопровождение патронатной семьи (посещение, беседы с детьми и патронатными воспитателями, составление актов обследования) позволяют выявить те проблемы и трудности, с которыми сталкиваются патронатные воспитатели и дети.
Посещения патронатных семей в период летних каникул; беседы с родителями, детьми позволяют сделать выводы о том, что существуют определенные проблемы как у детей, так и у патронатных воспитателей в деле воспитания воспитанников детского дома. Чаще всего это нарушение детьми режима дня, недостаточно сформированные навыки самообслуживания, противоправные действия, курение, употребление спиртных напитков.
В сельской местности, во многих районах Красноярского края численность населения незначительная. Структура населения в сельской местности также имеет свои особенности. Они заключаются в следующем: большой процент одиноких людей пенсионного возраста, невозможность трудоустройства многих представителей зрелого возраста.
Система патронатного воспитания доказала свою эффективность.

Но необходима совместная работа над проблемой патронатного воспитания всего педагогического коллектива детского дома, коррекционно – развивающая работа с детьми детского дома по специально разработанной системе подготовки детей к интеграции в патронатную семью.
Работа по подбору семьи для ребенка должна носить тщательный, систематический характер. При этом должны учитываться возраст, особенности характера ребенка, медицинские и психологические характеристики.

Совершенно недопустимым является формальный подход к устройству детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в семью без учета этих факторов. Нужно вести поиски семьи для ребенка, а не ребенка для семьи.
Другой проблемой являются взаимоотношения с семьей, в которой проживал ребенок. Далеко не всегда ребенка, который проживал в семье патронатного воспитателя, решают взять под опеку или принять в приемную семью. Чаще всего это договор на период летних каникул
В дальнейшем в лучшем случае все ограничивается приемом детей на каникулы, выходные и праздничные дни. Продление патроната на длительный срок имеет место крайне редко. [Приложение 3]

Очень большой проблемой при оформлении воспитанников детских домов на патронатное воспитание является позиция органов опеки и попечительства. Ведущая позиция органа опеки и попечительства в последние годы была ими утрачена. В настоящее время эти органы практически не участвуют в подборе семьи для детей, воспитывающихся в детских домах. Часто они выполняют лишь функции по представлению договоров в вышестоящие органы.
Значительные трудности для тех, кто решил принять ребенка в свою семью cоздает достаточно длительный и сложный процесс оформления документов и прохождения медицинской комиссии, получения справки об отсутствии судимости.
Определенным образом на успешность подбора патронатных родителей и устройства детей в семью влияют особенности Енисейского района – его протяженность с севера на юг, удаленность детского дома от деревень и сел, от районного центра.

Существенную роль в подборе семьи для воспитанников детского дома (при условии его создания) мог бы сыграть клуб патронатных воспитателей. В настоящее время воспитатели получают сопроводительную поддержку в случае необходимости от специалистов детского дома: педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника. [Приложение 4]

Методические материалы по подготовке детей и кандидатов в патронатные воспитатели, сопровождению патронатной семьи содержатся в сборнике, изданном детским домом имени Ф.Э. Дзержинского г. Лесосибирска.

Большую роль в развитии патронатного воспитания играет совместная деятельность специалистов детского дома с образовательными учреждениями, руководителями предприятий, администрацией сельского совета. [Приложение 5]
В дальнейшем, возможно, проанализировать состав патронатных воспитателей по возрасту, образованию; мотивы приема детей в семью.
В ходе работы над статьей были использованы материалы, публикации, размещенные в Интернете. Авторы делятся опытом, размышляют о достижениях, о дальнейшей судьбе патронатного воспитания в России, представляют свой опыт работы по сокращению количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет увеличения количества семейных форм их устройства (Детский дом № 19 – г. Москва, Детский дом № 2 – г. Псков, Детский дом № 9 г. Уфа).

На проходившей в декабре 2007 г. Международной научно – практической конференции по проблеме защиты прав детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, Всероссийской научно – практической конференции « О ходе реализации мер по развитию семейного устройства и методическом обеспечения деятельности органов опеки и попечительства» подчеркивается, что одной из основных задач социально – демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Один из путей решения этой задачи – развитие патронатного воспитания. Назрела необходимость включения подобной нормы в Федеральное законодательство. Задача создания профессиональных служб по устройству детей в семью является необходимым средством для массовой передачи детей в семью.

Список использованной литературы:

1. Аналитика «Дети должны найти родителей».
2. Гончар П. На каникулы – в семью. Защити меня. 2006 №1.
3. Стрекалова Е. Ю. «Роль социального педагога в процессе интеграции детей-сирот с sen в патронатную семью и общеобразовательное пространство».
4. Терновская М. Патронатное воспитание в России: достижения и дальнейшая судьба.
5. Черниговский М. Родители согласно договору. Журнал « Деньги» № 47, 2006.