Урок по окружающему миру в 4-м классе "Многогранный мир чувств"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать у учащихся новые понятия  об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия,  вкуса и осязания.
  • Закрепить знания об органах зрения. Воспитывать стремление к здоровому образу  жизни.

Оборудование: различные предметы: лук,  чеснок, шоколад, металлофон, мягкая игрушка, кактус .

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок
Начинается урок,
Он пойдет ребятам в прок.
Постарайтесь все понять
Руку вовремя поднять.
Организм свой изучить
И о чувствах не забыть.

2. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы.

Физминутка для глаз

– Ребята, перед вами панно с треугольниками. Выберите понравившийся треугольник, с помощью которого вы проведете зарядку для глаз.

Рисуй глазами треугольник
теперь его переверни –
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути,
а лишь глазами осторожно,
ты вдоль по линиям веди
и на бочок его клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроешь, на конец
зарядка кончилась.
Ты молодец!

– C  чего мы начали урок ? (C зарядки для глаз).
– Для чего нужна зарядка для глаз?
– Почему глаза называют  " окнами в окружающий мир ?"(Потому что глаза позволяют нам видеть все что нас окружает).
– К каким органам относятся глаза ?
– Когда зрения бывает недостаточно для предоставления о предмете ? (Зрения недостаточно  для предоставления о предмете, когда свет слабый или отсутствует.
Человеку приходится идти на ощупь и прислушиваясь, животные ведущие сумеречный образ жизни активно используют для ориентировки органы чувств :обоняние, слух и осязание).
– Какие органы чувств знаете? (Диалог)
Лена: Я знаю что у человека пять органов чувств (на экране таблица "Органы чувств"): глаз, ухо, нос, язык и кожа.
Миша: Ты не совсем права, у человека  шесть органов чувств.
Учитель: Откройте учебник на странице 51 задание 1 и напишите название шестого органа чувств.
– Сформулируйте тему урока и определите задачи, которые вы для себя поставили.

3. Совместное открытие знаний

Учитель: Откройте учебник на странице 55 задание 9. Прочитайте задание. Выполняем  задание в группах

Самопроверка.

УХО                     ГЛАЗ                   НОС               ЯЗЫК          РУКА


мелодичный       красный           ароматный     соленный    шершавый
громкий              подвижный       тухлый             горький       твердый
громкий             шелковый                                   терпкий       горячий
визгливый          круглый                                     вкусный
шипящий           качающийся                               кислый
огромный        прокисший
сладкий

– Возникли ли трудности, с какими-либо словами? Почему? (Слова "приятный " и "неприятный " не относятся к органам чувств.)
– Как  же мы воспринимаем окружающий мир ? (Воспринимать окружающий нас мир помогают нам все органы чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том .что нас окружает)
– Посмотрите на предметы (лимон ,лук, апельсин, шоколад, металлофон) и определите органы чувств, которые помогут нам их опознать.
– Какой же можно сделать вывод? (Вопрос на экране)  (Органы чувств взаимосвязаны и играют важную роль в жизнедеятельности организма)

4. Работа  в  группах

– Сейчас мы продолжим работу в группах. У вас на столах карточки с заданиями. (Время на подготовку ответа – 3 минуты)
– Итак группа 1: строение органа слуха (на экране таблица "Органы слуха")

– Почему у нас уши парные ? (Мы определяем, где источник звука)
– Где находятся уши у большинства животных ? С чем это связано ? (Уши у большинства животных располагаются на голове ,это связано см тем ,что большинство животных ведут наземный образ жизни, и они должны прислушиваться к звукам, которые идут сверху. Вы замечали, что уши у животных могут двигаться. Ушные раковины человека практически потеряли подвижность.)
– Почему у нас уши расположены не так как у животных, а немножко ниже? (Месторасположение наших ушей объясняется тем, что наши  предки, древние  человекообразные обезьяны, жили на деревьях, где звуки шли со всех сторон)

Гигиена слуха

Группа  2: расположение органов равновесия.

– Обратитесь еще раз к заданию 9 на странице 55 и назовите слова, которые можно отнести к этому органу чувств. ("подвижный","качающийся").

Группа  3: расположение органов обоняния.

Игра "Узнай предмет" (учение с закрытыми глазами определяет лук, апельсин)

– Какое чувство помогло определить предмет ? (Обоняние).

– С помощью какого органа? (Носа).

Гигиена  органов  обоняния

Группа 4: как устроен орган вкуса?

Игра "Определи на вкус" (предлагается откусить продукт и определить на вкус).

 Какой орган помогает определить продукт ?(язык)

Гигиена  органов  вкуса

Группа 5: что служит органом осязания?

Игра "Определи что это?" (прикосновение мягкой игрушкой, кактусом)

– Как догадались, что помогло?

5. Физминутка

– А сейчас, ребята, дружно
Отдохнуть нам вместе нужно
Двигаться пора – органам движенья.
Физминутку проведем мы без промедленья.

6. Первичное   закрепление

– После того, как мы познакомились с новыми органами  чувств и провели небольшую исследовательскую работу, давайте проверим наши знания ,выполним задания.

Группы: 1 – стр.52  № 2,        2 – стр. 52 № 3, 3 – стр. 52 №4, 4 – стр. 54  №5

7. Самостоятельная   работа

– А сейчас вы самостоятельно выполните задание №8 на странице 55.

Взаимопроверка.

8. Подведение   итогов

– Откройте учебник на странице 51 задание 1.
– Запишите, как же называется шестой орган чувств.
– Почему наша тема звучит "Многогранный мир чувств?"
– Поднимите руку,  кто открыл для себя сегодня на уроке что-то новое?
– Что было интересного?
– Кто больше хочет узнать об органах чувств предлагаю познакомиться с книгами:

а) "Я познаю мир".
б) "Человек" С.Б Васильев.

– Оцените свое участие в уроке.

9. Домашнее задание: граница 54 – вопросы. Тетрадь: "Самостоятельные и проверочные работы" стр.15 работа №2(2  задания по выбору).

– Спасибо за совместную работу.