Цели:
- Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, вкуса и осязания.
- Закрепить знания об органах зрения. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: различные предметы: лук, чеснок, шоколад, металлофон, мягкая игрушка, кактус .
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок
Начинается урок,
Он пойдет ребятам в прок.
Постарайтесь все понять
Руку вовремя поднять.
Организм свой изучить
И о чувствах не забыть.
2. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы.
Физминутка для глаз
– Ребята, перед вами панно с треугольниками. Выберите понравившийся треугольник, с помощью которого вы проведете зарядку для глаз.
Рисуй глазами треугольник
теперь его переверни –
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути,
а лишь глазами осторожно,
ты вдоль по линиям веди
и на бочок его клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроешь, на конец
зарядка кончилась.
Ты молодец!
– C чего мы начали урок ? (C зарядки для
глаз).
– Для чего нужна зарядка для глаз?
– Почему глаза называют " окнами в
окружающий мир ?"(Потому что глаза позволяют
нам видеть все что нас окружает).
– К каким органам относятся глаза ?
– Когда зрения бывает недостаточно для
предоставления о предмете ? (Зрения
недостаточно для предоставления о предмете,
когда свет слабый или отсутствует.
Человеку приходится идти на ощупь и
прислушиваясь, животные ведущие сумеречный
образ жизни активно используют для ориентировки
органы чувств :обоняние, слух и осязание).
– Какие органы чувств знаете? (Диалог)
Лена: Я знаю что у человека пять органов
чувств (на экране таблица "Органы чувств"):
глаз, ухо, нос, язык и кожа.
Миша: Ты не совсем права, у человека
шесть органов чувств.
Учитель: Откройте учебник на странице 51
задание 1 и напишите название шестого органа
чувств.
– Сформулируйте тему урока и определите задачи,
которые вы для себя поставили.
3. Совместное открытие знаний
Учитель: Откройте учебник на странице 55 задание 9. Прочитайте задание. Выполняем задание в группах
Самопроверка.
УХО
ГЛАЗ
НОС
ЯЗЫК РУКА
мелодичный
красный
ароматный соленный
шершавый
громкий
подвижный
тухлый
горький твердый
громкий
шелковый
терпкий горячий
визгливый
круглый
вкусный
шипящий
качающийся
кислый
огромный прокисший
сладкий
– Возникли ли трудности, с какими-либо словами?
Почему? (Слова "приятный " и "неприятный
" не относятся к органам чувств.)
– Как же мы воспринимаем окружающий мир ? (Воспринимать
окружающий нас мир помогают нам все органы
чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг
обрабатывает эти сигналы и составляет единое
впечатление о том .что нас окружает)
– Посмотрите на предметы (лимон ,лук, апельсин,
шоколад, металлофон) и определите органы чувств,
которые помогут нам их опознать.
– Какой же можно сделать вывод? (Вопрос на
экране) (Органы чувств взаимосвязаны и играют
важную роль в жизнедеятельности организма)
4. Работа в группах
– Сейчас мы продолжим работу в группах. У вас на
столах карточки с заданиями. (Время на
подготовку ответа – 3 минуты)
– Итак группа 1: строение органа слуха (на
экране таблица "Органы слуха")
– Почему у нас уши парные ? (Мы определяем, где
источник звука)
– Где находятся уши у большинства животных ? С
чем это связано ? (Уши у большинства животных
располагаются на голове ,это связано см тем ,что
большинство животных ведут наземный образ жизни,
и они должны прислушиваться к звукам, которые
идут сверху. Вы замечали, что уши у животных могут
двигаться. Ушные раковины человека практически
потеряли подвижность.)
– Почему у нас уши расположены не так как у
животных, а немножко ниже? (Месторасположение
наших ушей объясняется тем, что наши предки,
древние человекообразные обезьяны, жили на
деревьях, где звуки шли со всех сторон)
Гигиена слуха
Группа 2: расположение органов равновесия.
– Обратитесь еще раз к заданию 9 на странице 55 и назовите слова, которые можно отнести к этому органу чувств. ("подвижный","качающийся").
Группа 3: расположение органов обоняния.
Игра "Узнай предмет" (учение с закрытыми глазами определяет лук, апельсин)
– Какое чувство помогло определить предмет ? (Обоняние).
– С помощью какого органа? (Носа).
Гигиена органов обоняния
Группа 4: как устроен орган вкуса?
Игра "Определи на вкус" (предлагается откусить продукт и определить на вкус).
Какой орган помогает определить продукт ?(язык)
Гигиена органов вкуса
Группа 5: что служит органом осязания?
Игра "Определи что это?" (прикосновение мягкой игрушкой, кактусом)
– Как догадались, что помогло?
5. Физминутка
– А сейчас, ребята, дружно
Отдохнуть нам вместе нужно
Двигаться пора – органам движенья.
Физминутку проведем мы без промедленья.
6. Первичное закрепление
– После того, как мы познакомились с новыми органами чувств и провели небольшую исследовательскую работу, давайте проверим наши знания ,выполним задания.
Группы: 1 – стр.52 № 2, 2 – стр. 52 № 3, 3 – стр. 52 №4, 4 – стр. 54 №5
7. Самостоятельная работа
– А сейчас вы самостоятельно выполните задание №8 на странице 55.
Взаимопроверка.
8. Подведение итогов
– Откройте учебник на странице 51 задание 1.
– Запишите, как же называется шестой орган
чувств.
– Почему наша тема звучит "Многогранный мир
чувств?"
– Поднимите руку, кто открыл для себя сегодня
на уроке что-то новое?
– Что было интересного?
– Кто больше хочет узнать об органах чувств
предлагаю познакомиться с книгами:
а) "Я познаю мир".
б) "Человек" С.Б Васильев.
– Оцените свое участие в уроке.
9. Домашнее задание: граница 54 – вопросы. Тетрадь: "Самостоятельные и проверочные работы" стр.15 работа №2(2 задания по выбору).
– Спасибо за совместную работу.