Цели урока:
- дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;
- закрепить умение строить таблицы и диаграммы на основе имеющейся информации средствами текстового процессора Word.
Основные понятия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- абстрагирование;
- обобщение.
Оборудование:
- учебники Информатика 6 класс, Босова Л.;
- рабочие тетради по информатике для 6 класса, Босова Л.;
- мультимедийный проектор;
- компьютеры;
- презентация по теме урока (Приложение);
- файлы-заготовки для выполнения практической работы;
- карточки с изображениями различных предметов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели
III. Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы 1 – 8 на стр. 38 учебника:
– С помощью чего можно описать любой объект
реальной действительности? (С помощью
признаков)
– Какие признаки объекта считаются
существенными? Приведите пример.
Что такое понятие? Приведите примеры понятий,
выраженных одним существительным;
словосочетанием.
– Чем отличается реально существующий объект от
понятия? (реально существующий объект обладает
множеством признаков, в понятии отражаются
только существенные признаки объекта).
– Приведите примеры понятий из повседневной
жизни, математики, русского языка, информатики.
IV.Введение нового материала
– В соответствии с целью урока учащимся дается
только общее представление о приемах
формирования понятий, поэтому теоретический
материал, излагаемый на этом уроке
минимизирован, и как можно шире закрепляется
всевозможными примерами.
– Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое?
Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или
о существе все самое важное. Прежде всего – нужно
рассказать, из чего предмет состоит и что с ним
можно делать (что есть у существа и что оно может
делать).
Например (учитель называет объект, а дети
перечисляют его составные части и действия):
карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно,
ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке,
вертеть,...);
велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла;
можно: ездить, рулить, ремонтировать):
Почти все окружающие нас объекты состоят из
отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется
расчленить целый предмет на его составные части,
отдельные признаки, то есть произвести анализ.
А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет
по такому описанию учитель называет составные
части и действия предмета, а дети называют
предмет):
состоит из: корпуса, трубки и диска; можно:
снимать трубку, набирать номер (телефон);
есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно:
сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
Мысленное объединение частей предмета,
отдельных его признаков в единое целое называют синтезом.
«Все познается в сравнении», - гласит народная
мудрость.
Сравнение – мысленное установление
сходства или различия объектов по существенным
или несущественным признакам.
Выполнить задание № 7 (стр. 42)
Абстрагирование – мысленное выделение
одних признаков объекта и отвлечение от других.
Чаще всего мы выделяем существенные признаки и
отвлекаемся от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение
однородных объектов по какому либо признаку в
класс. (класс носителей информации, класс
устройств вывода информации, класс растений…)
Объедините, представленные на доске предметы в
группы.
Приведите свои примеры обобщения.
Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для
выделения отдельных признаков требуется
провести анализ, то есть мысленно
расчленить целый предмет на его составные части,
отдельные признаки, а затем осуществить обратную
операцию – синтез (мысленное
объединение) частей предмета, отдельных его
признаков в единое целое. Для выделения
существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться)
от несущественных признаков, которых в предмете
очень много. Этому способствует сравнение
или сопоставление предметов.
И наконец, понятие формируется на основе обобщения
существенных признаков, присущих классу
однородных объектов.
V. Решение задач
РТ №11 с. 45 (проверить).
Учебник №№4, 5, 8 (с 41)
РТ №13 (с.46)
VI. Практическая работа
При выполнении практической работы № 7 (задание 3, 4) закрепляются навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.
VII. Домашнее задание
§2.3 (стр. 38-40), РТ: № 15 — стр. 45, № 17 — стр. 48.