Тема: Решение задач с опорой на схему. Работа со схемами.
Тема включает в себя три урока такого типа. Данный урок является вторым.
Его цель: научить решать задачи с опорой на схему.
Выбор оптимальной структуры урока
1 этап – конкретизация условия задачи
2 этап – выбор схемы к условию
3 этап – определение иного типа задачи.
На сегодняшнем этапе учащиеся знают:
- Единицы измерения величин.
- Умеют переводить одни единицы измерения в другие.
- Состав многозначного числа в пределах 3 классов.
- Разные виды схем.
- Типы задач на разностное и кратное сравнение и др.
Особенности организации урока. На этом уроке планирую построить работу в группах и фронтально. Считаю групповую форму работы приемлемой на данном уроке, так как учащиеся, освоившие эту тему, смогут помочь другим учащимся.
Метод обучения
При выявлении логической структуры составных
задач, мы опираемся на анализ графических схем:
круги Эйлера-Венна, линейная, диаграмма. В
зависимости от сложности логической структуры
задачи схема может состоять из нескольких
простых схем.
Я планирую провести работу, формирующую у детей
понимание того, что к разному типу задач можно
выбрать разные схемы или таблицу.
На данном уроке отрабатывается умение учащихся
решать задачи с опорой на схему, подбирать
схему к условию разных типов задач, выполнять
анализ данных задачи.
Цель: научить решать задачи с опорой на схему.
Задачи:
– работать над анализом условия и данных
задачи;
– отрабатывать умение учащихся решать задачи с
опорой на схему;
– отрабатывать умение подбирать схему к условию
разных типов задач;
– воспитывать коммуникативные качества
учащихся в процессе групповой работы.
Оборудование: комплект схем–заготовок для каждой группы, схемы для демонстрации, сюжетные картинки персонажей, ПК + проектор, прикладная программа по Информатике 3 класс «Логика» на CD, маркеры.
ХОД УРОКА
1 этап. Конкретизация условия задачи
На доске запись:
Опять ничего не могу я понять,
Опилки мои – в беспорядке.
Везде и повсюду, опять и опять
Меня окружают загадки!
– Как вы думаете, кому бы могли принадлежать
эти слова? (Винни-Пуху)
– Правильно. Сказку о Винни-Пухе написал
английский писатель Алан Александр Милн. Мне она
очень нравится. А вам? А вы хотели бы встретиться
с ее главным героем?
– Чтобы попасть к нам, Винни собирается в
поход.
– Интересно в походе одному?
– Кого он позовет? (Друзей) Кого именно? (Варианты
отобрать)
– Хорошо, у нас целая команда.
– Что еще нужно, чтобы пойти в поход? (Собрать
рюкзак)
– Как вы думаете, мы будем играть или решать
задачу? (Решать задачу)
– А почему? Выскажите свои предположения. (Потому
что мы будем измерять вес, считать вещи, предметы)
– Значит это будет задача? (Да)
– А с чего мы начинаем решение задачи? (Со схемы)
– У каждой группы на столах варианты схем. При решении задачи вы должны будете выбрать подходящую схему. При объяснении решения каждая группа начнет с объяснения, ПОЧЕМУ выбрали именно эту схему.
– Вернемся к задаче. Нам нужно собрать рюкзаки.
– А содержание рюкзаков будет у всех одинаковое?
(Нет)
– Тогда давайте распределим, какая группа,
какому герою будет собирать рюкзак.
– Чем еще будут отличаться рюкзаки героев? (Цветом,
формой, по размеру)
– Что значит разные по размеру? (Разный вес)
– У кого самый тяжелый? (У Вини)
– У кого самый легкий? (У Пятачка)
– Вы правы. Вот и первые данные, на доске карточки
с весом, определите какой вес, чьему рюкзаку
принадлежит? (Вини сможет поднять рюкзак весом
в 25 кг, Кенга – 20 кг, Кролик – 15 кг, Пятачок – 10 кг)
– Итак, первые данные – общий вес рюкзака.
– Из чего этот вес будет складываться? (Из веса
предметов в рюкзаке)
– Хорошо, вот вам перечень предметов. Их всего 16.
Значит, сколько предметов достанется каждому из 4
– верых? (16 : 4 = 4)
– Этого достаточно, чтобы решать задачу? (Нет)
– Почему? (Должны знать вес каждого предмета)
– Замечательно! Значит, выбирая карточку, вам
необходимо учитывать характер героя, а с
обратной стороны карточки вес предмета.
Приступайте.
– Молодцы. Давайте проанализируем полученные
данные. Что нам известно? (Общий вес рюкзака,
количество предметов в одном рюкзаке, вес каждой
вещи)
– Что же мы будем искать? (Схему)
– Правильно. Выберите из 6-ти схем самую
подходящую схему к этой задаче и внесите
полученные данные. Проверьте свое решение.
Мониторинг
– Итак, давайте объясним выбор схемы. (см. Приложения)
1, 2, 3, 4 группы объясняют выбор схемы. Если выбрали одну и ту же (схема 1), то почему? (удобно, внесли и сверили).
– А можно ли было взять другую схему? Какую? (схема 3)
Вывод: Значит, к этой задаче можно было подобрать две схемы.
2 этап. Выбор схемы к условию
– Вини очень рассеянный. Он задумался. А все ли
он правильно собрал для похода? А может ему стоит
взять еще горшочек меда, про запас. И решил он
пойти за советом.
– Все друзья живут на разных расстояниях от
домика Вини. Помогите ему выбрать самый близкий
домик.
! АНАЛИЗ КАРТОЧКИ.
– Найдите карту расположения домиков героев.
Обратите внимание какое расстояние от В до
Кролика, от В до Пятачка, от В до Кенги.
– Как вы думаете, какая из предложенных схем
поможет решить задачу очень быстро? (Мнение
каждой группы)
– Почему вы считаете, что это диаграмма? (Видно
сразу)
– Хорошо, приступайте! (Посмотреть за
расчетами в группах. Обратить внимание и
отметить тех, кто начал переводить величины.
Если этого не произошло ни в одной группе – то
подвести к этому)
Мониторинг
– Итак, с чего вы начали решение этой задачи? (Перевод
величин)
– Какой схемой воспользовались? (Диаграммой)
– Почему? (Сразу видно кто ближе, а кто дальше)
– Прекрасно. Теперь расставьте домики героев по
их удаленности. (Дети на доске расставляют
домики героев на прямой)
Вывод: Выбрав к этой задаче диаграмму вам удалось очень быстро определить, где чей домик находится.
– Наши друзья отправились в поход и мы вместе с ними.
Физминутка. Мы по лесу шли, шли. Мы к горам пришли. Горы есть низкие, есть средние, есть высокие, есть очень высокие. Мы сначала пошли через низкие горы, потом через средние, затем через высокие и забрались на очень высокие. А у высоких гор один склон круче другого, один, круче другого. Наши друзья устали, им нужно сделать привал.
3 этап. Определение иного типа задач
Читаю текст логической задачи.
– Я вам прочитала текст. Что это за текста? (Текст
задачи)
– Какой это тип задачи? (Логическая)
– Почему? (Нет числовых данных)
– Я вам раздаю текст этой задачи. Прочитайте ее
еще раз.
– Какая схема из 6-ти поможет нам решить эту
задачу? (Никакая)
– Почему? (Нет данных)
– Тогда какая форма записи нам поможет? С помощью
чего можно записать условие? (Таблица)
– Где в таблице будет решение? (В ячейке
пересечения строки и столбца)
– Какие составляющие будут в строке и в столбце? (Деревья
и герои)
– Вот вам таблица с составляющими (раздается
заготовка таблицы, а на доске-экране
проецируется задача №3 из прикладной программы
«Логика»). С помощью двух цветов
фломастера определите местонахождение своего
героя, решив цепочку логических высказываний.
Кто готов, обозначьте красным маркером свой
ответ.
– Проверяем. Молодцы! Вы успешно справились с
задачами и здорово помогли Вини.
Итог урока
– Давайте подведем итог похода, так сказать
«сделаем разбор полетов».
– Какие схемы помогли нам решить 1-ую задачу? (1
и 3)
Вывод: к одной задаче можно подобрать разные схемы.
– Вторую задачу вы решали, используя эти же
схемы? (Нет)
– Почему? (Не подходят)
– А чем отличалась 3-я задача? (Без данных,
логическая)
– Была ли для нее схема? (Нет)
– А какой записью мы воспользовались? (Табличной)
– Какой можно сделать вывод после
сегодняшнего урока? Значит, к каждой задаче
необходима своя! схема.
– Какие знания использовали сегодня на уроке?
– В чем такие знания могут помочь?
– Какая из сегодняшних задач оказалась для вас
трудной?
– Значит, на следующий урок математики мы начнем
с разбора этого типа задач.
– Спасибо всем за урок!
Резерв: дать текст нового типа задачи
на именованные числа (в плане пропедевтики)
Маша купила 3 альбома по 18 рублей и 2 пачки
фломастеров по 15 рублей. Сколько денег она
заплатила за покупку?
– Какой схемой можно воспользоваться для
решения этой задачи?
– Почему?
– А как нам могут пригодиться эти знания?
– Разберем на следующем уроке.