За долгие годы работы в школе не видела ни одного ребенка, который не хотел бы идти в первый класс, а вот при переходе в среднее звено их количество заставляет задуматься…С чем же это все-таки связано, как поддержать их в этот период, в период сложного подросткового кризиса; когда на первый план выходит его чувственный и эмоциональный мир; волнуют вопросы становления его собственного «Я». Подростковый кризис – это возрастной кризис, возникающий в подростковом возрасте. Он характеризуется повышенной невротичностью, неудовлетворенностью собой и отношениями, которые складываются с окружающими людьми, конфликтами со сверстниками и со взрослыми, прежде всего родителями и учителями, снижением интереса к учению в школе, неполным или недобросовестным выполнением обязанностей по дому и школе и т.п. Именно поэтому становится целесообразным поддержать его интеллектуальное развитие, а наверстать упущенное порой бывает очень сложно.
Математика – наука жизни, которая всецело и охватывает все психологические процессы и основана на их полной взаимосвязи. Без достаточного объема памяти и концентрации внимания о высоком уровне логического мышления и способности делать верные умозаключения не может быть и речи. Если учащиеся сознательно будут развивать все эти процессы, зная свой исходный уровень и тем самым развивать свою познавательную активность, логическое мышление, это поможет учащимся гармонично развиваться, успешно усвоить школьный курс математики и успешно сдать единый государственный экзамен (справедливо как для математики, так и для всех школьных предметов) и в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Примерное планирование курса (всего 34 часа, один час в неделю)
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата пров. |
Примечания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Познавательная активность учащихся и
ее диагностика Внимание. Диагностика внимания Развитие внимания Память. Диагностика памяти Развитие памяти Мышление. Диагностика мышления Развитие мышления Восприятие. Диагностика восприятия Развитие восприятия Воображение. Диагностика воображения Развитие воображения Решение задач на смекалку, на развитие умения рассуждать логически, творчество учащихся. |
1 |
Используемая литература:
- Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка», Москва, 1994 г.
- Л.М. Тихомирова. «Развитие интеллектуальных способностей учащихся», Москва
- Н.М. Мочалова. «Методика изучения учебных способностей и умственной одаренности учащихся», Казань
- Н.М. Мочалова «Веселые задачки», Казань, 2006 г.
- Перельман «Занимательная математика», Москва, 1995 г.
Предлагаю Вашему вниманию урок-КВН – один из уроков на тему «Развитие мышления»
Урок-КВН: «Эта замечательная математика»
Цель: развитие познавательной активности учащихся и умения логически обосновать свои мысли; воспитание правильной математической речи
ХОД УРОКА
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами
проведем урок-КВН. Каждый из нас будет членом той
или другой команды (есть различные способы
деления учащихся по командам).
Команды называются…, а как называется каждая
команда вы должны разгадать его сами. Для
справедливой и честной оценки у нас сегодня
присутствуют самые мудрейшие из племени
«старшеклассники». Ведущие тоже из их них же.
Желаю вам удачи!
Физкультминутка: «Зарядка на удачу».
1 ведущая.
Первый конкурс открываю,
Добрый день, мои друзья!
Две команды на турнире,
Как же вас представлю я?
Отгадайте-ка, друзья!
Раздает им листочки, где написано: ИЛЧЬТИЛЕС и МАЕНЬТЛЕЗА (ЧИСЛИТЕЛЬ, ЗНАМЕНАТЕЛЬ)
(Первой представляется команда, первая разгадавшая название команды).
2 ведущая.
Вот команда ЗНАМЕНАТЕЛЬ
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
1 ведущая.
Про команду номер 2
Разошлась уже молва.
Называется ЧИСЛИТЕЛЬ
Любой дроби составитель.
2 ведущая.
КВН мы открываем,
Всем успехов пожелаем,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!
1 ведущая. Сначала послушаем приветствие команд.
2 ведущая. А теперь разминка. Вопросы для команды «ЧИСЛИТЕЛЬ»:
– Как называется результат сложения? (Сумма)
– На какое число нельзя делить? (На 0)
– Наибольшее двузначное число? (99)нды
– Сколько нулей в записи числа миллиард? (Девять)
– Что больше: 3 дм. или 35 см.? (35 см)
– Что такое периметр треугольника? (Сумма всех
сторон треугольника)
– Как найти неизвестное делимое? (Частное
умножить на делитель)
1 ведущая. Испытаем команду «ЗНАМЕНАТЕЛЬ»:
– Как называется результат вычитания? (Разность)
– Наименьшее натуральное число? (1)
– Наименьшее трехзначное число? (100)
– Сколько нулей в записи числа миллион? (Шесть)
– Что больше: 2 км. или 2400 м.? (2400 м. )
– Что значить решить уравнение? (Нахождение
значения Х)
– Как найти неизвестный множитель? (Произведение
делить на известный множитель)
2 ведущая. Наши мудрецы подведут итоги РАЗМИНКИ и мы начнем конкурс «МОЗГОДРОМ».
1 ведущая.
- Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Один)
- Что легче: пуд ваты или пуд железа? (Они равны)
- Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 мин., а второй оборот за 100 мин. Как это получается? (1 ч. 40 мин. = 100 мин.)
- Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 ч. )
- Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км\ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км\ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (Одинаково)
- На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на двадцатый день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й)
- В мешке три пуда муки. Сколько нужно заплатить за муку, если один килограмм муки стоит 7 руб.? (1 пуд – 16 кг.) Ответ: 376 кг.
(Жюри подводит итоги каждого конкурса)
1 ведущая.
КВН мы продолжаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи!
- Король весил 120 кг. и решил похудеть. Врач назначил ему диету – в день полтора кг. фруктов. Король послушался врача и каждый день терял по килограмму веса. Сколько дней у короля была фруктовая диета, если он похудел в два раза? Сколько он съел фруктов?
- Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет веси, если встанет на обе ноги? Ответ: 5 кг.
4. Нарисуйте из трех фигур ( круг, квадрат, треугольник) человека. Рассказать как можно больше о той фигуре, какая оказалась в рисунке больше.
2 ведущая. Пока капитаны заняты,
давайте уточним: какое было домашнее задание. Оно
про «очень важные фигуры», правда ребята?
Суть задания: выбрать одну геометрическую
фигуру, нарисовать на листе ватмана, проявив при
этом свои творческие способности и защищать,
почему именно эта фигура самая важная среди
остальных (можно выполнить в виде стихов, сказок,
рассказов и т п).
1 ведущая. Ждем оценки уважаемого жюри за конкурс капитанов и за домашнее задание. А пока жюри подводит итоги, давайте с вами поиграем. Считаем до 50 и вместо чисел, кратных 7, произносим: “Молодец!”.
2 ведущая. Слово нашим мудрецам.
Жюри объявляет результаты, награждение команд, называет особо отличившихся участников, награждает их грамотами.
– У нас имеются 5 грамот для особо активных ребят. Вот кому мы хотим их вручить … (особо отличившиеся участники награждаются грамотами).
Ведущие: Ребята, давайте поблагодарим наших мудрецов за их честный труд. И вы поработали сегодня очень хорошо.
Спасибо всем! Желаем вам здоровья и отличной учебы!