Решение задач воспроизводства культуры, и, прежде всего, ее демократических ценностей и традиций, предполагает подготовку социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е. соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии.
Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих.
Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе:
Освоения знаний о системе действующего права, а также правильного понимания смысла правовых предписаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
Овладения умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
Освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
Формирования интеллектуальной базы для последующего изучения правовых дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования.
Формирование эмоционально-психологической составляющей правовой культуры осуществляется на основе развития правового самосознания, глубокого внутреннего уважения к праву, установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм, превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения.
Важную роль в развитии правовой культуры школьников играет поведенческая составляющая, т.е.
Формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений;
Гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
Соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
Содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
В программе воспитания гимназистов предусмотрено овладения этими составляющими через организацию ценностно-ориентированной деятельности учащихся.
Наиболее проблемным является решение задачи формирования поведенческой составляющей правовой культуры, что непосредственно связано с созданием правового пространства в гимназии и микрорайоне, позволяющего школьникам практиковаться в действиях, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями.
В этом мы убедились, проведя диагностическую процедуру в 5–11-х классах “Измерение температуры соблюдения прав человека в гимназии”. Учащимся были предложены 9 высказываний, которые они должны были применить к оценке коллектива гимназии.
Содержание понятия "правовое пространство гимназии" соответствует понятию "правовое государство" - как некое идеальное состояние, к которому стремится общество.
Создание правового пространства в гимназии предполагает:
а) совершенствование школьной нормативно-правовой базы в целях обеспечения реализации прав и обязанностей учащихся и других участников образовательного процесса;
б) привлечение всех участников образовательного процесса к созданию, совершенствованию и побуждению к исполнению правовых норм в гимназии;
в) создание возможностей для реального участия членов школьного коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений по вопросам, затрагивающим их интересы.
Участие в управлении гимназией, самоорганизация, самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему правовых отношений в школе и обществе. В то же время здесь недопустимы давление и навязывание демократических форм управления. Попытки организовать самоуправление “сверху”, без учета “зоны ближайшего развития демократии”, часто наталкиваются на неподготовленность и незаинтересованность учащихся, их нежелание использовать свои права и возлагать на себя реальную ответственность за то, что происходит в гимназии и обществе.
г) создание системы информирования школьников по актуальным вопросам школьной жизни и, прежде всего, по тем, которые непосредственно затрагивают их интересы, что является обязательным условием вовлечения их в принятие соответствующих управленческих решений, реализации их прав и обязанностей.
д) разработка и реализация учащимися инновационных социальных проектов, получения ими позитивного опыта коллективного решения реальных социальных проблем в школе и сообществе.
е) обеспечение реальной безопасности участников образовательного процесса и недопущение правового “беспредела” в гимназии.
Проведенные нами опросы в рамках исследования проблем толерантности и предотвращения насилия в школе и обществе показали, что 87 % учащиеся гимназии выступят против дискриминационных, унизительных действий и высказываний. 98% старшеклассников и 78 % процентов учащихся основной школы уверены, что коллектив нашей гимназии охотно примет учащихся, преподавателей, персонал – представителей разных национальных культур. На вопрос “обеспечены ли учащимся в гимназии безопасность и личная неприкосновенность” 92% учащихся 5-6-х классов ответили утвердительно. Вместе с тем число учащихся 10-11-х классов сказавших “да” - лишь 86%.
Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека. В гимназии еще в 1998 году Советом гимназии была разработана “Декларация прав гимназиста”, утвержденная на общешкольной конференции.
Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.
В гимназии действует общественная организация, объединяющая в своих рядах учащихся 1–11-х классов “Союз гимназистов”. Есть свой герб, гимн, традиции. Управление осуществляется Советом гимназии и Советами, координирующими одно из направлений работы:
- Совет гимназии: входит председатель Совета класса + председатели каждого Совета гимназии + председатель малого совета гимназии, сформированного из учащихся 5–7-х классов
- Совет дела: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Досуг”
- Совет физкультуры и здоровья: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Спорт”
- Совет школьного музея и патриотической работы: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Забота”
- Пресс-центр: входят 2 представителя от класса, главный редактор классной газеты и (или) фотокорреспондент, журналист, оформитель
- Совет научного общества учащихся “Эврика”: входит ученик, возглавляющий учебный сектор
- Совет правопорядка: входит ученик, возглавляющий в классе Центр “Порядок”
Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это, значит, мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному и автономному существованию после школы.
Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность проводимых мероприятий. Наибольший интерес в этом году вызвали такие формы работы как:
1. Беседы в начальных классах: “Конвенция ООН о правах ребенка. Что я о ней знаю”, подготовленные учащимися 5–7-х классов
2. Конкурс рисунков учащихся 1 – 4-х классов “Иллюстрируем Конвенцию ООН о правах ребенка”
3. Заочная викторина “Права человека, что я о них знаю”
4. Составление “Альманаха родительских наставлений и учительских нотаций” - 5-6 классы
5. Акция “Ребенок – тоже человек!”. Мнения учащихся по различным правовым ситуациям
6. Социологическое исследование “Измерение температуры” соблюдение прав человека в гимназии”
7. Проект: “Создаем иллюстрированную книгу “Мы и наши права” - 8 класс
8. “Родители! Наше будущее – в ваших руках!” изготовление листовок, призывающих взрослых принять участие в выборах 2 декабря - 6 классы. Распространение лучших листовок среди взрослых.
9. Юридическая консультация “Спросите у знатоков”. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным педагогом.
10. Выступление агитбригады “Помощники ГИБДД” учащиеся 3 А класса на празднике 1-х и 3-х классов
11. Турнир правоведов “Создаем детскую республику!”, 7 классы
12. Организационно-деятельностная игра: “Национальные механизмы защиты прав человека” - 10–11 классы.
Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Под правовым воспитанием в гимназии мы понимает систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; практического опыта деятельности в социально-правовой сфере.
Система образовательных компонентов предполагает:
- изучение основ правовых знаний с раннего возраста
- тренинг социальных навыков обучающихся основной школы
- изучение курса “Право и экономика” в старшей школе
- тренинг личностного роста и профессионального самоопределения в 9-11-х классах
- факультативный курс “Основы потребительских знаний”
- интеграцию базового и дополнительного образования
- реализацию межпредметных связей.