Программа развития воспитания школьников "Творчество"

Разделы: Администрирование школы


Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Данные условия создаются, исходя из ресурсов образовательного учреждения, материальной базы, педагогических возможностей. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать “возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов”. Этому способствует реализация в нашей школе авторской программы “Творчество”, решение задач которой направлено на создание необходимых условий для развития творчества. Данная программа представляет собой скоординированную программу действий, направленную на организацию мероприятий по выявлению творческих возможностей и формированию потребностей в разумной их реализации.

/Приложение1/

Практика показала, насколько важны в современных условиях творческая активность учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, поиск ими наиболее совершенных приемов и способов развития и воспитания школьников. Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Реализуя задачи программы, мы использовали активные и творческие формы воспитательной работы для более полного раскрытия талантов и способностей учащихся. В школе создана система работы, направленная на раскрытие творческого потенциала учащихся, на возможность использования творческих возможностей каждым ребенком.

Направления работы были определены такие:

  • организация внеклассной работы по предмету, направленной на развитие творчества;
  • организация коллективных творческих дел;
  • организация школьных мероприятий, праздников, акций, конкурсов, викторин, игровых конкурсов, представлений;
  • организация работы школьных кружков, секций, клубов, студий, объединений творческого характера;
  • участие в городских, окружных и Всероссийских конкурсах, выставках, соревнованиях, мероприятиях;
  • проектная и исследовательская работа учащихся школы,
  • организация работы органов школьного самоуправления;
  • организация работы летнего лагеря.

Содержание работы:

  • планирование, разработка и анализ внеклассных мероприятий по данному направлению;
  • изучение идей, предложений, интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в делах школы;
  • изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
  • качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
  • учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;
  • поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремление к общению и совместному досугу;
  • демонстрация достигнутых успехов учащихся в творческой деятельности родителям, в школе, жителям микрорайона.

При организации работы по развитию творчества в школе используются различные формы работы:

  • концерты, фестивали и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  • выставки поделок декоративно- прикладного творчества и рисунков учащихся школы;
  • выставки поделок декоративно-прикладного творчества и рисунков участников кружков и студий школы;
  • демонстрация успехов учащихся, конкурсных работ школьников перед родителями на родительских собраниях и совместных мероприятиях;
  • проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;
  • театральные постановки учащихся школы;
  • совместные мероприятия детей и родителей творческого направления;
  • творческие отчеты кружков и студий в конце учебного года;
  • тематические классные часы, классные мероприятия с обязательным содержанием различных творческих заданий.

Первым направлением работы стала организация внеклассной деятельности по предмету, направленной на развитие интеллектуальных творческих способностей. Спектр различных форм проведения мероприятий достаточно широк. С каждым годом активнее принимают участие школьники в проведении конференций детских исследовательских работ. Победы и призовые места в конкурсах исследовательского характера учащихся школы на различных уровнях является показателем работы по организации творческой деятельности учащихся по предметам. За период с 2003 по 2007 гг. учащимися школы получено двадцать дипломов лауреатов Всероссийских конкурсов. Среди учеников школы есть и победитель Всероссийского конкурса детских исследовательских работ, обладатель медали Эвариста Галуа.

Вторым направлением в организации творческой деятельности в школе стало проведение общешкольных и классных коллективных творческих дел, в которых принимают участие взрослые и дети: родители, учителя и учащиеся. Свою воспитательную работу и организацию коллективных творческих дел мы построили по тематическим периодам. Каждый их них посвящен теме комплексного воспитательного значения, т.е. теме, которая дает возможность решать задачи гражданско-патриотического, нравственного, эстетического, трудового, физического, экологического воспитания.

Каждое проведенное коллективное дело обсуждается на Творческом совете: что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать её результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива и одновременно критерий его становления и возникает только тогда, когда у ребят появляется вкус к коллективному творчеству. Методика коллективного творчества формируется одновременно с заинтересованностью в самом творческом процессе. Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить - и жить с пользой и радостью.

За период реализации задач программы “Творчество” был проведен цикл творческих дел. Раз в четверть вся школа готовится к проведению большого школьного дела, в котором проявить себя и показать свои способности может каждый.

Традиционные в школе коллективные творческие дела к Новому году: “Новогодний калейдоскоп”, “Собирайся народ - Новый год у ворот” и др. Мастерская Деда Мороза, новогоднее представление, игры, конкурсы, викторины объединяют детей и взрослых, являются хорошей возможностью для проявления совместного творчества. Тематические общешкольные коллективные творческие дела, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню семьи и многим другим памятным, праздничным, календарным датам, КТД “Вот и стали мы на год взрослей…”, “Мы и наш класс”, “Фестиваль детского творчества” - это поэтапное творчество учеников, педагогов и родителей, начиная со сбора чернового материала, его обработки, отбора и оформления, выбора форм проведения, темы и анализа. Когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту – от организаторской, художественно - оформительской до конечного проведения КТД.

Коллективное творческое дело- это творчество, содержание которого определяется инициативной группой, на основе собранных и представленных материалов, полученных от детей, учителей и родителей. Форма проведения коллективных творческих дел в школе зависит от запросов и интересов детей. Чтобы развитие творческих задатков учащихся шло более активно, задумываются и проводятся различные конкурсы с творческими заданиями при проведении КТД. Каждый имеет возможность выбрать конкурс, в котором смог бы проявить фантазию, творчество, организаторские способности. Коллективные творческие дела формируют коллектив единомышленников, ученики осваивают культурное пространство, идет формирование личности.

Одним из направлений работы по программе “Творчество” является создание в школе системы занятий по интересам, для творческой самореализации учащихся. Педагогический коллектив работает по схеме реализации программы “Творчество”. Ежегодно в школе работает в среднем более двадцати кружков, студий, секций и клубов различного направления. Мы постарались предусмотреть различные направления деятельности кружков: спортивное, художественное, декоративно-прикладное, вокальное, театральное, интеллектуальное, экологическое, туристическое, предметное и др. Традиционно, в течение нескольких лет в школе работают следующие кружки:

  • Театрального и сценического творчества. Мир сказок, спектаклей и инсценировок любим детьми, оказывает большое влияние на рост творчества, развитие фантазии.
  • Художественного и декоративно- прикладного творчества. Выполнение художественных и декоративно-прикладных работ – один из важных путей формирования творческого мышления детей. Выставки детских работ и коллективное обсуждение повышают интерес и творческую активность учащихся, помогает увидеть обычное в необычном, выделить уникальное произведение искусства. В самостоятельной работе, в замыслах детям предоставляется полный простор для их фантазии и творчества.
  • Здоровьесберегающие и спортивные кружки и секции.
  • Предметные и интеллектуальные кружки.

Работа в кружках строится с учетом возрастных особенностей, потребностей и потенциальных возможностей личности каждого ребенка. Педагоги ориентируют детей на свободный выбор и освоение дополнительных образовательных программ, на развитие мотивации детей к познанию и творчеству, на содействие личностному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Каждый год в конце учебного года школьные кружки устраивают творческие отчеты, во время которых показывают результаты работы, устраивают выставки поделок, выступают с подготовленными номерами художественной самодеятельности.

В школе работают две студии: изостудия “Радуга”, где ученики школы развивают свои художественные способности и творческая студия “Травушка”, в которой развиваются вокальные и хореографические данные детей. За данный период в школе создано три клуба. Клуб “Здоровье” развивает спортивные способности учащихся, в шахматном клубе ребята развивают интеллектуальные способности. Показателями работы изостудии “Радуга”, творческой студии “Травушка”, спортивного клуба “Здоровье” являются победы и призовые места в конкурсах, выставках, фестивалях, мероприятиях, смотрах, соревнованиях городского, окружного, регионального и Всероссийского уровня. Следует отметить, что именно победы в творческих конкурсах различного уровня - есть основной показатель организации деятельности школы по развитию творчества детей.

Важным и очень значимым в 2005 году в школе стало создание Клуба юных журналистов, где учащимся предоставляются все возможности для сочинительства, проявления выдумки и фантазии. Участники клуба расширяют круг своих интересов, приобретают творческие исследовательские навыки. Клуб помогает раскрыть детям талант журналиста, фотографа и радиорепортера. Члены клуба юных журналистов третий год выпускают школьную газету “Школьный калейдоскоп”, в которой освещается жизнь школы, участие учащихся школы в мероприятиях различного уровня.

После диагностики особенностей творческого мышления, наблюдения за детьми было выявлено большое количество учащихся, обладающих оригинальными способностями к самым различным видам деятельности. При планировании воспитательной работы школы и классов старались находить такие формы внеклассной работы, которые позволяют каждому ученику попробовать себя в различных видах деятельности, начиная с младшего возраста, т. е. ставили задачу организовать работу так, чтобы это было интересно для каждого ребенка. Важным условием проявления творческих способностей ребенка является создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному творчеству. Дети хотят демонстрировать свои возможности и способности, стремятся быть инициативными, активными и творческими.

Богатство и насыщенность школьной жизни зависит от активности её классных коллективов и каждого ученика в отдельности. Если в общешкольные дела делегируются наиболее развитые дети, “школьные звезды”, то в классных мероприятиях необходимо максимально задействовать неуверенных в себе, чтобы их развивать, поднимать их самооценку. Важно дать воспитаннику пережить успех, победу, почувствовать уверенность, поверить в себя. Как же сделать так, чтобы развить инициативу и самостоятельность каждого ребенка? С чего начать деятельность классному руководителю по развитию творческих способностей детей? С бесед, анкетирования, опроса выявления интересов детей, их склонностей и способностей. Легче в этом случае было тем классным руководителям, в чьих классах было проведено исследование по выявлению уровня развития творческих способностей детей, их творческого мышления. Мы постарались нацелить классных руководителей на то, что необходимо относиться к детям как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Свои личным примером (а значит ненавязчиво, незаметно) помогать ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих их людей. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном крае. В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

Организация работы в классах по развитию творчества строится в соответствие с возрастными особенностями учащихся. Каждый классный руководитель с самого начала предоставляет детям большие возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Необходимо создать детям условия для появления самостоятельности и постепенно передавать в руки ребят функции самодеятельного управления. Кабинет воспитательной работы школы придерживается принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и в контроле за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.

Коллективные творческие дела класса помогают сформировать не только классный коллектив, но и коллектив родителей. Они становятся главными помощниками учителя, помогают в подготовке мероприятий, выдвигают свои предложения по проведению классных мероприятий, становятся сами их участниками.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играют индивидуальные программы развития ребенка “Путь к успеху” на основе диагностических данных и наблюдений за детьми и их успехами, присвоение различных статусов ребенку как участнику коллективного творческого дела: “организатор, участник, зритель”. Индивидуальные программы развития служат основой для “Карты успеха” класса, в которой отражаются творческие успехи детей, их участие в различных конкурсах, выставках, классных и общешкольных мероприятиях, занятость во внеурочное время, получение дополнительного образования, участие в спортивных соревнованиях. Каждый цвет означает участие в тех или иных мероприятиях “Карта успеха” позволяет наглядно увидеть, в каком направлении развивается ученик, спортсмен он или артист, а также отметить, кому из детей требуется помощь классного руководителя в выявлении и развитии потенциальных творческих возможностей ребенка, определении его интересов. “Карты успеха” в классах очень разнообразные: это и домики из кирпичей, и дорожки от старта к финишу, и звездочки школьной галактики, вагончики поезда и многое другое. Четвертый год в классах ведутся такие “Карты успеха”, которые наглядно отражают активность, успешность ребят в той или ной деятельности. Важным для нас является создание ситуации успеха, стимулирование, поощрение за творческий опыт, создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному творчеству. Дети хотят демонстрировать свои возможности и способности, стремятся быть инициативными, активными и творческими.

Важным направлением в своей работе по созданию условий, развивающих творческие способности учащихся, мы считаем организацию работы летнего лагеря. Перспективная программа организации летнего лагеря, составленная на несколько лет, включает в себя все стороны развития маленького человека, но особенное внимание наряду с оздоровительным направлением уделяется развитию творческих способностей школьников в летнее каникулярное время. Большой спектр творческих конкурсов, заданий, мероприятий, викторин, праздников содержат творческие отчеты лагеря. Следует отметить творческий подход педагогического коллектива к содержанию работы в летнем лагере. На протяжении пяти лет наша школа является победителем городского и окружного смотра летних лагерей при школе, в 2004 году мы стали лауреатами Всероссийского конкурса летних оздоровительных лагерей, а в 2007 году летний лагерь школы стал победителем Всероссийского конкурса “Педагогические инновации” и обладателем медали Януша Корчака. Это ещё один показатель реализации программы школы “Творчество”, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

Следующим направлением работы по развитию творчества школьников стала организация школьных мероприятий, праздников, акций, конкурсов, викторин, игровых конкурсов, представлений. Ученики предпочитают отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребенок, подросток, для которого игры - это возможность проявить свою творческую активность. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Хорошая творческая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, т. е. на преодоление возникших в ходе игры препятствий.

Различные игры развивают кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства. Творческая игра – это одно из серьезных средств педагогического воздействия на детей. Задания творческого характера, которые мы старались включать во все игровые программы, праздники, конкурсы - это задания, предполагающие вариативность решения и расчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся. Участие в игровых конкурсах с творческими заданиями “Ромашка”, “Веселый тур”, “Зарничка”, “Хозяюшка”, “Цветик-семицветик”, “Золотые руки”, “Три С”, “Богатырские забавы”, “Ярмарка идей” и др. дает возможность проявить ребенку себя в творческих заданиях, “попробовать себя в различных видах деятельности, это простор для творчества. Классификация творческих игр никогда не будет полной, всеохватывающей, поскольку массовый опыт тысячи педагогов рождает все новые и новые игровые сюжеты и идеи. Участие в творческих праздниках “Мисс хозяюшка Осень”, “Мисс лапушка”, “Богатырская сила”, “Мисс Весна”, “Мисс зима”, “Осенний бал”, “Русая коса, да плат узорный”, “Как у наших у ворот”, “Родители и дети” и др развивает творческое воображение, прививает художественный вкус. Цель проведения творческих конкурсов, праздников, игровых программ: формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях – вот основные задачи, которые решал педагогический коллектив, воплощая идеи программы “Творчество” в жизнь. В современных условиях назрела необходимость пересмотра всех видов деятельности с позиции насыщения их творческими моментами – внесение нового творческого содержания в трудовую, познавательную, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, классно-обобщающую работу с детьми. Практика современной школы богата разнообразием ярких форм воспитательной деятельности и многие из них мы постарались использовать в своей работе за данный период. Конечно, все это удалось не сразу и не так легко, как хотелось бы, но зато особенно заметно, как изменились дети в школе, насколько они стали добрее и внимательнее друг к другу и к окружающим их людям, с какой радостью они бегут в школу, где их ждет интересная и полезная творческая школьная жизнь.

Важным итогом работы кабинета воспитательной работы и всего педагогического коллектива школы по программе “Творчество” стал вывод: детский коллектив нашей школы – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.