Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2000". "Повествование и описание — два вида текстов. Роль имен прилагательных в речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с текстами описания и повествования;
  • Научить различать два вида текста;
  • Познакомить с картиной И.Я. Грабаря “Февральская лазурь”.

Развивающие:

  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • Развивать зрительную и слуховую память, повышать грамотность.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение видеть прекрасное в природе;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • мультимедийное сопровождение: таблица, репродукция картины, музыка П.И.Чайковского “Времена года” - “Февраль” - “Масленица”;
  • индивидуальные карточки с текстами, слова на карточках: пушистый, белоснежный, волшебный, чудесный….

Тип урока: введение нового знания

Форма работы: коллективная и индивидуальная

Методы обучения:

  • По источнику знаний: практический, наглядный, словесный;
  • По степени взаимодействия: самостоятельная работа;
  • По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский.

 Ход урока

I. Орг. момент.

II.

1. Минутка чистописания. Сс Сс

2. Словарная работа.

- Угадайте, о каком слове говорится в “Толковом словаре”: “Драгоценный блестящий металл серовато- белого цвета. (Серебро).

- Произнесём орфографически и запишем. Отметим опасные места. Проведём фонетический разбор слова.

Серебро- [cирэбро], 3 сл., 7 б., 7 зв., се-ребро, сереб-ро

-Расскажите всё, что вы знаете об этом слове. (Что? Серебро – это имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода, 2 склонения, в ед.ч.)

- Образуйте однокоренные слова. (Серебряный, серебристый).

- Как образовались новые слова? (С помощью суффикса – ян-, -ист-)

-Составьте предложения с одним из этих слов.

(В ясные морозные дни снег блестит на солнце как серебро.- комментированное письмо. Один ученик у доски проговаривает, пишет, объясняет “опасные места”)

3. Зрительный диктант.

В саду стояли в инее розовые деревья. (Самопроверка)

-Как вы думаете, почему розовые деревья? (На солнце они кажутся розовыми)

- Когда это бывает? (В морозный февральский день)

Стояли морозные ясные дни. ( Самопроверка)

- Какие слова в этих предложениях украшают речь? (Розовые, морозные, ясные – имена прилагательные)

4. Упражнение на снятие усталости глаз. (Офтальмотренажёр)

III. Актуализация знаний.

- К какой части речи относятся слова “серебряный” и “серебристый”?

- Что мы знаем об имени прилагательном?

(Имя прилагательное-часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Какая существует связь между именем существительным и именем прилагательным? (Они согласуются в роде, числе и падеже).

- Какими членами предложения чаще всего являются имена прилагательные? (Второстепенными членами)

IV. Сообщение темы и цели урока. Вы уже многое знаете об имени прилагательном, но узнаете ещё больше. Сегодня вы узнаете, в каком тексте имена прилагательные являются ключевыми словами.

VI. Работа по теме урока.

1. Работа с индивидуальными карточками с текстами.

Вариант 1.

Прекрасен лес зимой. Деревья покрыты хлопьями снега. Все ветки в инее. Солнце освещает верхушки деревьев.

Вариант 2.

Прекрасен снежный лес зимой. Сонные деревья покрыты пушистыми хлопьями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее солнце освещает верхушки деревьев.

- В каком из отрывков ярко описан лес? С помощью чего это достигается? Для чего в речи используются имена прилагательные?

(Нашу речь делают яркой, живописной, выразительной. Без них наша речь бедна.)

- Выпишите из текста словосочетания сущ.+прил.

Снежный лес, сонные деревья, пушистыми хлопьями, в серебристом инее, зимнее солнце

- Что такое иней? (Иней – тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности)

- Попробуем подобрать к этому слову признаки.

Иней (какой?) белоснежный, волшебный, чудесный, цветущий, пушистый, сверкающий.

Посмотрите, как много красивых слов мы подобрали к одному слову. Насколько богат наш русский язык. И эту красоту и богатство создают имена прилагательные.

- А сейчас вернёмся к тексту. Что это за текст? (описание).

- Какие ещё бывают тексты? (Повествование)

2. Работа по учебнику.

- Прочитайте два текста. В каком из них даётся рассказ о последовательно развивающихся событиях? Это текст- повествование.

- Назовите главные члены в каждом предложении. Слова какой части речи являются ключевыми? (Глаголы)

- А в первом тексте мысль не развивается последовательно, а как бы растекается вширь, и при чтении вы обращаете внимание не на события, а на качество предметов, и вашем воображении возникает картина. Какой это текст? (описание)

Вывод (по таблице) ( На слайде)

Тип текста

Цель

Ключевые слова

Особенности читательского восприятия

Описание

Нарисовать словами картину Имена прилагательные 1.Мы представляем картинки, нарисованные словами.

2.Нарисовать можно одну общую картину.

3. Мысль развивается “вширь”, описываются детали, передаётся настроение.

Повествование Рассказать о последовательно развивающихся событиях

Глаголы

1.Можно нарисовать серию картинок.

2.Восприятие движется от действия к действию.

3. Физкультминутка.

4. Работа по картине. Составление текста-описания.

- Как вы думаете, какой месяц описан в тексте на карточках?

- Сегодня у нас в гостях месяц февраль. В каждом времени года есть своё очарование, и поэты, композиторы, художники- искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод.

(На слайде картина “Февральская лазурь) Находясь в Государственной Третьяковской галерее в Москве или Русском музее в Санкт-Петербурге, нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин Игоря Эммануиловича Грабаря. Перед вами, ребята, репродукция картины Грабаря “Февральская лазурь”. Композитор Пётр Ильич Чайковский написал музыку, посвящённую февралю и называется она “Ярмарка”. Грабарь был певцом родной природы. Эту картину с роскошным инеем и небом хрустальной голубизны он написал в 1904 году. А чуть позже, в 1913 году, другой певец русской природы, Сергей Есенин, описал русские берёзы в своём стихотворении “Белая берёза”

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
  И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
     
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
  А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Что роднит картину и стихотворение? (Описание берёз)

Картина называется “Февральская лазурь”. Почему художник выбрал именно это название? Как вы понимаете слово “лазурь”?

(Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком)

-Когда бывает такое небо? (В феврале и марте в яркий солнечный день)

- Сегодня мы попробуем написать текст-описание по этой картине. Для этого подберём ключевые слова.

- Какое небо на картине? (Лазоревое)

- Какой снег вы видите на этой репродукции?

(ослепительно-белый, нежно-голубой)

- Что вы видите на снегу? (Блестят на солнце искорки-золотинки)

- А какой день изображён? (Морозный, ясный, солнечный)

- Чем покрыты деревья? (Деревья покрыты инеем.)

- С чем можно сравнить иней? (С розовым жемчугом, застывшим на ветках)

- Составьте и запишите текст по вашим впечатлениям от этой картины.

Проверка. Чтение детьми написанных сочинений.

VII. Итог урока.

-Какие типы текстов вы знаете?

- В каком типе текста имена прилагательные играют главную роль?

VIII. Домашнее задание. Дописать текст.