Цели:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с текстами описания и повествования;
- Научить различать два вида текста;
- Познакомить с картиной И.Я. Грабаря “Февральская лазурь”.
Развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость;
- Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- Развивать зрительную и слуховую память, повышать грамотность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение видеть прекрасное в природе;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- мультимедийное сопровождение: таблица, репродукция картины, музыка П.И.Чайковского “Времена года” - “Февраль” - “Масленица”;
- индивидуальные карточки с текстами, слова на карточках: пушистый, белоснежный, волшебный, чудесный….
Тип урока: введение нового знания
Форма работы: коллективная и индивидуальная
Методы обучения:
- По источнику знаний: практический, наглядный, словесный;
- По степени взаимодействия: самостоятельная работа;
- По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский.
Ход урока
I. Орг. момент.
II.
1. Минутка чистописания. Сс Сс
2. Словарная работа.
- Угадайте, о каком слове говорится в “Толковом словаре”: “Драгоценный блестящий металл серовато- белого цвета. (Серебро).
- Произнесём орфографически и запишем. Отметим опасные места. Проведём фонетический разбор слова.
Серебро- [cирэбро], 3 сл., 7 б., 7 зв., се-ребро, сереб-ро
-Расскажите всё, что вы знаете об этом слове. (Что? Серебро – это имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода, 2 склонения, в ед.ч.)
- Образуйте однокоренные слова. (Серебряный, серебристый).
- Как образовались новые слова? (С помощью суффикса – ян-, -ист-)
-Составьте предложения с одним из этих слов.
(В ясные морозные дни снег блестит на солнце как серебро.- комментированное письмо. Один ученик у доски проговаривает, пишет, объясняет “опасные места”)
3. Зрительный диктант.
В саду стояли в инее розовые деревья. (Самопроверка)
-Как вы думаете, почему розовые деревья? (На солнце они кажутся розовыми)
- Когда это бывает? (В морозный февральский день)
Стояли морозные ясные дни. ( Самопроверка)
- Какие слова в этих предложениях украшают речь? (Розовые, морозные, ясные – имена прилагательные)
4. Упражнение на снятие усталости глаз. (Офтальмотренажёр)
III. Актуализация знаний.
- К какой части речи относятся слова “серебряный” и “серебристый”?
- Что мы знаем об имени прилагательном?
(Имя прилагательное-часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Какая существует связь между именем существительным и именем прилагательным? (Они согласуются в роде, числе и падеже).
- Какими членами предложения чаще всего являются имена прилагательные? (Второстепенными членами)
IV. Сообщение темы и цели урока. Вы уже многое знаете об имени прилагательном, но узнаете ещё больше. Сегодня вы узнаете, в каком тексте имена прилагательные являются ключевыми словами.
VI. Работа по теме урока.
1. Работа с индивидуальными карточками с текстами.
Вариант 1.
Прекрасен лес зимой. Деревья покрыты хлопьями снега. Все ветки в инее. Солнце освещает верхушки деревьев.
Вариант 2.
Прекрасен снежный лес зимой. Сонные деревья покрыты пушистыми хлопьями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее солнце освещает верхушки деревьев.
- В каком из отрывков ярко описан лес? С помощью чего это достигается? Для чего в речи используются имена прилагательные?
(Нашу речь делают яркой, живописной, выразительной. Без них наша речь бедна.)
- Выпишите из текста словосочетания сущ.+прил.
Снежный лес, сонные деревья, пушистыми хлопьями, в серебристом инее, зимнее солнце
- Что такое иней? (Иней – тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности)
- Попробуем подобрать к этому слову признаки.
Иней (какой?) белоснежный, волшебный, чудесный, цветущий, пушистый, сверкающий.
Посмотрите, как много красивых слов мы подобрали к одному слову. Насколько богат наш русский язык. И эту красоту и богатство создают имена прилагательные.
- А сейчас вернёмся к тексту. Что это за текст? (описание).
- Какие ещё бывают тексты? (Повествование)
2. Работа по учебнику.
- Прочитайте два текста. В каком из них даётся рассказ о последовательно развивающихся событиях? Это текст- повествование.
- Назовите главные члены в каждом предложении. Слова какой части речи являются ключевыми? (Глаголы)
- А в первом тексте мысль не развивается последовательно, а как бы растекается вширь, и при чтении вы обращаете внимание не на события, а на качество предметов, и вашем воображении возникает картина. Какой это текст? (описание)
Вывод (по таблице) ( На слайде)
Тип текста |
Цель |
Ключевые слова |
Особенности читательского восприятия |
Описание |
Нарисовать словами картину | Имена прилагательные | 1.Мы представляем картинки,
нарисованные словами. 2.Нарисовать можно одну общую картину. 3. Мысль развивается “вширь”, описываются детали, передаётся настроение. |
Повествование | Рассказать о последовательно развивающихся событиях | Глаголы |
1.Можно нарисовать серию картинок. 2.Восприятие движется от действия к действию. |
3. Физкультминутка.
4. Работа по картине. Составление текста-описания.
- Как вы думаете, какой месяц описан в тексте на карточках?
- Сегодня у нас в гостях месяц февраль. В каждом времени года есть своё очарование, и поэты, композиторы, художники- искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод.
(На слайде картина “Февральская лазурь) Находясь в Государственной Третьяковской галерее в Москве или Русском музее в Санкт-Петербурге, нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин Игоря Эммануиловича Грабаря. Перед вами, ребята, репродукция картины Грабаря “Февральская лазурь”. Композитор Пётр Ильич Чайковский написал музыку, посвящённую февралю и называется она “Ярмарка”. Грабарь был певцом родной природы. Эту картину с роскошным инеем и небом хрустальной голубизны он написал в 1904 году. А чуть позже, в 1913 году, другой певец русской природы, Сергей Есенин, описал русские берёзы в своём стихотворении “Белая берёза”
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. |
И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. |
|
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. |
А заря лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. |
- Что роднит картину и стихотворение? (Описание берёз)
Картина называется “Февральская лазурь”. Почему художник выбрал именно это название? Как вы понимаете слово “лазурь”?
(Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком)
-Когда бывает такое небо? (В феврале и марте в яркий солнечный день)
- Сегодня мы попробуем написать текст-описание по этой картине. Для этого подберём ключевые слова.
- Какое небо на картине? (Лазоревое)
- Какой снег вы видите на этой репродукции?
(ослепительно-белый, нежно-голубой)
- Что вы видите на снегу? (Блестят на солнце искорки-золотинки)
- А какой день изображён? (Морозный, ясный, солнечный)
- Чем покрыты деревья? (Деревья покрыты инеем.)
- С чем можно сравнить иней? (С розовым жемчугом, застывшим на ветках)
- Составьте и запишите текст по вашим впечатлениям от этой картины.
Проверка. Чтение детьми написанных сочинений.
VII. Итог урока.
-Какие типы текстов вы знаете?
- В каком типе текста имена прилагательные играют главную роль?
VIII. Домашнее задание. Дописать текст.