"Из опыта организации внеклассной работы по хореографии в средней школе"

Разделы: Внеклассная работа


В МОУ СОШ №43 г. Твери часы из школьного компонента традиционно отводятся на изучение хореографии в 1-7 классах (1 час в неделю). Большая внеклассная работа в этом направлении организуется на занятиях дополнительного образования по программе “Волшебный мир танца” (для учащихся 1-11 классов). Школьный хореографический ансамбль танца “Мечта” является неоднократным победителем городских фестивалей и конкурсов детского творчества.

Одним из видов внеклассной работы по предмету является организация различных танцевальных конкурсов в школе. Ниже приведены положения конкурса “Спортивный массовый танец” для учащихся 7 классов, конкурса “Звезда танцпола” для учащихся 8-11 классов и примерные конкурсы для болельщиков.

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса спортивного массового танца (7 классы)

Цели и задачи:

  1. Дать возможность учащимся самим участвовать в создании художественного номера и его творческом воплощении на сцене.
  2. Прививать учащихся к культуре хореографического искусства.
  3. Развитие творческих способностей учащихся, духовно-нравственных чувств подростков.
  4. Расширить знания учащихся о видах танцевального искусства.

Участники конкурса:

Участвовать в конкурсной программе допускаются группы учащихся 7-х классов, подготовившие танцевальный номер для конкурса.

Порядок проведения конкурса:

Порядок выступления конкурсантов определяется перед началом жеребьевкой. Оценивает конкурс жюри в соответствии с критериями оценки. Между выступлениями конкурсантов проводятся игры для болельщиков. Баллы, набранные болельщиками, учитываются при подведении итогов конкурса.

Критерии оценки:

  • Соответствие тематике
  • Массовость (количество участников танца)
  • Доступность в изучении движений танца (способность внедрения танца в массы)
  • Артистичность
  • Оригинальность воплощения замысла
  • Техника исполнения (качество исполняемых движений)
  • Постановка танца (художественный замысел номера)
  • Костюмы (использование специальных реквизитов и костюмов)

Награждение:

Победители конкурса награждаются памятными подарками и грамотами.

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьного конкурса “Звезда танцпола” (проводится по аналогии с телевизионной передачей) (8-11 классы)

Цели и задачи:

  1. Развивать творческие способности учащихся.
  2. Прививать учащихся к культуре хореографического искусства.
  3. Расширять знания учащихся о видах танцевального искусства.

Участники конкурса:

Участвовать в конкурсной программе допускаются учащиеся 8-11-х классов (не более 2-х человек от класса), подготовившие танцевальный номер для конкурса. В презентации танца может участвовать весь класс.

Порядок проведения конкурса:

Конкурс проводится в 3 тура.

Первый тур – домашнее задание (танцевальный номер). Порядок выступления конкурсантов определяется перед началом жеребьевкой. Конкурс “Домашнее задание” оценивают зрители. К участию во втором туре конкурса допускаются пять конкурсантов, набравших больше других баллов.

Во втором туре предполагается “Танец-экспромт” под музыку, предложенную организаторами конкурса (вариант музыки устанавливается жеребьевкой). Этот этап конкурса, также как и третий тур, оценивает профессиональное жюри.

В третьем туре конкурса принимают участие 3 победителя. Участникам необходимо разучить и продемонстрировать небольшую танцевальную композицию.

Критерии оценки (для профессионального жюри):

  • Артистичность
  • Техника исполнения (качество исполняемых движений)
  • Способность исполнить танец под музыку различных жанров
  • Общее впечатление

Жюри:

Педагоги дополнительного образования, руководители школьных танцевальных коллективов, заместитель директора по воспитательной работе, организаторы детского коллектива.

Награждение:

Участники конкурса получают поощрительные призы. Победители конкурса награждаются памятными подарками и грамотами.

КОНКУРСЫ для болельщиков

1. Назвать артистов балета. Время выполнения - 1 минута.

Примерные ответы: Анастасия Волочкова, Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова, Светлана Захарова, Элиза Лиепа, Марис Лиепа, Андреас Лиепа, Рудольф Нуриев, Владимир Васильев, Николай Цискаридзе и др.

2. Назвать известные балетные постановки. Время выполнения - 1 минута.

Примерные ответы: Д.С. Шостакович “Болт”; А.И. Хачатурян “Гаянэ”; П.И. Чайковский “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”; С.С. Прокофьев “Золушка”; И.Ф. Стравинский “Орфей”, “Петрушка” и др.

3. Показать позиции ног в классическом, бальном и народном танце. Время выполнения – 1 минута.

Правильные ответы: Первая позиция: пятки сомкнуты, носки сильно разведены в стороны (рис.1). Вторая позиция: ступни ног на одной линии, как и в первой позиции, но между пятками расстояние величиной в длину одной ступни (рис. 2). Третья позиция: ступни ног соприкасаются пятками, которые заходят одна за другую до полступни (рис. 3-4). Четвертая позиция: правая нога впереди, левая нога – сзади; расстояние между ступнями равно одному маленькому шагу. Может быть и обратное положение ног: левая – впереди, правая – сзади (рис. 5-6).

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Пятая позиция: ступни соприкасаются во всю свою длину, так что носок одной ноги приходится у пятки другой ноги. Эта позиция ног применяется только в классических танцах (рис. 7). Кроме того, есть еще две позиции, которые применяются в бальных и народных танцах, – это шестая позиция (рис. 8) и естественная позиция (рис. 9). Шестая позиция: ступни ног параллельны и сомкнуты. Естественная позиция: пятки сомкнуты, а носки немного разведены в стороны (соответствует положению ног при команде “смирно”).

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9

4. Какие известные детские хореографические коллективы успешно выступают на сценах города Твери? Время выполнения - 1 минута.

Примерные ответы: “Мечта”, “Школа”, “Вдохновение”, “Летите голуби”, “Романтики”, “Каблучок”.

5. Фамилии каких известных балетмейстеров вам знакомы? Время выполнения - 1 минута.

Примерные ответы: Алла Духова, Игорь Моисеев, Татьяна Устинова, Мариус Петипа, Егор Дружинин, Жан Бежар и др.

6. Какие танцевальные коллективы по праву можно назвать элитой российской хореографии? Время выполнения - 1 минута.

Примерные ответы: Государственный академический хореографический ансамбль им. Н.С. Надеждиной “Березка”, танцевальный ансамбль “Тодес”, танцевальная группа Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца Игоря Моисеева и др.