Применение теоретических основ краеведения в разработке программ креведческого кружка и уроков географии родного края

Разделы: География


Широкие возможности, открывающиеся перед учителем-предметником при применении краеведческого подхода, в настоящее время все чаще начинают использоваться в школе. Школа вновь обратилась к краеведению, и интерес к этой работе столь велик, что в нее вовлекается все больше учителей различных направлений, общественные организации, дома детского творчества. В нашем районе краеведение так же получает как бы второе дыхание. Однако, стремление учителей использовать краеведческий принцип обучения в своей работе сдерживается отсутствием четких методических положений по его реализации, относительно скудным освещением в современных специализированных изданиях опыта учителей, конкретных методических разработок.

В связи с этим целью проекта является анализ возможностей и путей реализации краеведческого подхода в Мельнично-Поселковой средней школе Нижнеудинского района в рамках урочной и внеурочной, в т.ч. кружковой, форм обучения географии.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Определение понятия “краеведение”, выявление места краеведения в системе наук, освещение истории развития краеведческих идей в России;
  • Анализ видов и форм краеведческой работы, их общих и специфических черт, особенностей географического краеведения;
  • Изучение особенностей внеурочной краеведческой деятельности, методики организации краеведческого кружка; планирование учебной работы в рамках кружка;

Работа выполнена на основе данных литературных источников, а так же фактическом материале, собранном автором этого проекта совместно с членами географического направления краеведческого кружка Мельнично-поселковой средней школы. Конечным выражением проделанной работы служит программа кружка “Юный краевед”, разработанная и опробованная автором, и методическое планирование курса “География Иркутской области” с привлечением собранного кружком краеведческого материала.

1. Понятие и сущность краеведения

В настоящее время заметно возрос интерес к краеведению, культуре, истории городов и сел, биографиям и судьбам земляков. В условиях сложного процесса обновления страны возрождение традиций и духа краеведческого движения позволяет сохранить нравственные критерии российской духовности, патриотизма. Краеведение всегда несет в себе любовь к родному краю - малой Родине, - содействует процессу упрочения общества. Краеведение является не просто совокупностью сведений о какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. В этой связи краеведение всегда было еще и способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе, народных промыслах, образе жизни и традициях [1].

Барков в 1961 г. рассматривал краеведение уже как комплекс научных дисциплин, различных по своему содержанию и частным методам исследования, но ведущих в совокупности к научному и всестороннему познанию края [2].

В настоящее время под краеведением принято понимать всестороннее изучение в научных, просветительских и учебно-воспитательных целях некой административной единицы, в т. ч. исследование особенностей природы, геологической истории, населения, хозяйства, культуры и т. д. [3].

При таком разнообразии объектов исследования краеведение, по сути, нельзя считать самостоятельной научной дисциплиной, а лишь направлением в составе различных наук. Выделяется историческое краеведение, этнографическое краеведение и даже художественное краеведение, однако, ни в одной науке нет для него таких широких возможностей как в географии. В значительной степени объект и методы исследования для географии и краеведения едины и, таким образом, краеведение нередко рассматривают как "малую географию", точнее как "малое страноведение".

По организационным формам краеведческая деятельность может быть объединена в три направления: государственное, школьное и общественное (Приложение 1). Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется учащимися под руководством учителя в соответствии с учебными и воспитательными задачами. Формы школьного краеведения объединяются в 2 группы: учебное, или программное, и сверхпрограммное. Учебное краеведение предполагает обязательное участие всех учеников класса, а задачи и содержание определяются учебными программами. Сверхпрограммное не регламентируется программами, предполагает добровольное участие учащихся класса, а задачи и содержание определяются учебно-воспитательным планом школы. Программное краеведение, в свою очередь, делится на урочное и внеурочное. Сверхпрограммное включает в себя туристические походы, экспедиции, кружковскую работу.

2. Виды и формы организации школьного краеведения

По форме организации учебного процесса школьное краеведение принято подразделять на урочное и внеурочное. Содержание урочного краеведения определяется учебными программами для отдельных курсов общеобразовательных учебных заведений. Эти две формы краеведения находятся в тесной связи и дополняют друг друга. (Приложение 2) Но между ними имеются и различия - по содержанию, приемам работы, принципам комплектования группы. Урочное краеведение реализуется во время учебных занятий, уроков в соответствии с поурочным планированием курса и расписанием учебных занятий. Внеурочное опирается на такие частные формы, как краеведческий кружок, туристические походы, экскурсии, вечера и т. д. и характеризуется большим разнообразием методов и методических приемов работы, а также большей самостоятельностью учащихся, проявляющейся в возможности выбора.

Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого и других направлений. В свою очередь, каждое из них можно подразделить еще на более узкие, например, географическое-физико-географическое, экономико-географическое и др.

3. Особенности географического краеведения

Несмотря на многообразие видов краеведения, чаще всего его понимают как географическое (природоведческое), в задачу которого входит комплексное физико- и экономико-географическое познание территории "родного края" в рамках определенной хозяйственно-административной единицы [4]. Географическое краеведческое исследование должно проводиться по плану комплексного географического описания территории. Но, тем не менее, единство плана работы не должно означать полную идентичность заданий для учащихся разных классов.

Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории [4].

Рекомендуются следующие типовые задания (планы) для характеристики природных объектов.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Изучить геологическую карту области и сделать вывод о размещении геологических отложений.

  • Объяснить происхождение полезных ископаемых своей области. Нанести их условными знаками на контурную карту. Выяснить использование в хозяйстве.
  • Собрать коллекцию горных пород и ископаемых организмов, полезных ископаемых.
  • Описать рельеф своего города, района, села. По обнажениям пород на берегу реки, в карьерах или при земляных работах выяснить, из каких пород состоят холмы (горы) и равнинные участки.
  • Выяснить, как образовались основные формы поверхности своей местности; дать хозяйственную оценку рельефа области. Выяснить зависимость между рельефом местности и направлением дорог, расположением населенных пунктов, размещением сельскохозяйственных угодий. Выявить зависимость между влажностью почв и особенностями рельефа.
  • Провести геолого-морфологическое профилирование территории.
  • Замерить глубину, длину и ширину наиболее характерных форм рельефа местности (холмов, балок, оврагов, карстовых воронок и т. д.). Составить их план методом глазомерной съемки, изобразить высоты и глубины методом построения поперечного профиля.
  • Вести наблюдения за подмывом и разрушением берегов реки, образованием наносов в русле и пойме реки.

Климат. Вести систематическое наблюдение за погодой. На основе имеющихся в школе материалов наблюдений за погодой вычертить графики изменения температуры воздуха, давления и влажности воздуха и розу ветров (по месяцам).

  • Используя ежедневные наблюдения за погодой, знание местных признаков ее изменения и сведения о погоде, передаваемые по радио, сделать прогноз.
  • Выяснить, какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления чаще всего наблюдаются в своей местности.

Воды. Назвать реки, источники, находящиеся вблизи своей школы, в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Описать склоны долины, пойму и русло. Как их использует население? Свои наблюдения дополнить опросом жителей, фотографированием, вычерчиванием профиля.

  • Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности, измерить площадь живого сечения, расход воды в реке.
  • Описать источник или колодец: определить дебет в разные сезоны года.
  • Выяснить, какие типы озер имеются в области.
  • Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности.
  • Вести наблюдения за колебанием уровня воды в реке с помощью водомерной рейки.
  • Вести наблюдения за весенним и осенним ледоходами.
  • Измерить температуру воды в реке в разные сезоны года.
  • Определить мутность воды в реке в разные сезоны года.
  • Вести наблюдения за сроками замерзания и вскрытия водоема.
  • Определить мощность льда по гидрометрическим створам.
  • Выполнить съемку плана озера (пруда) и измерить глубину с целью составления карты глубин.
  • Изучить прибрежную и водную растительность, способ и скорость зарастания (путем образования сплавины или нарастания прибрежной растительности).
  • Выяснить, какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, совхозах, лесах, болотах и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?
  • Выяснить, как очищают в своем городе сточную воду, отводимую промышленными предприятиями или коммунальным хозяйством города или районного центра в реки и озера.

Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории своей области в связи с условиями почвообразования.

  • Охарактеризовать основные типы и подтипы почв по морфологическим признакам путем заложения разрезов.
  • Описать почвы по почвенно-ботаническому профилю.
  • Составить характеристику земельных угодий: полей и садов, лугов и пастбищ ближайшего к школе колхоза или совхоза. Указать, какие мероприятия проводятся по их улучшению (известкование почвы, очистка от валунов, освоение залежей, осушение болот и т.д.).
  • Взять почвенные образцы и составить коллекцию основных типов почв своей области.

Растительность. Описать природную растительность в пределах своего города, села, школы, дома. Какого типа леса произрастают в области? Какие виды деревьев образуют верхний ярус леса, какие виды кустарников находятся в подлеске. Чем образован наземный покров леса? Какие луга есть в своей местности? Какие растения для них наиболее характерны? Выявить типы растительности, распространенные в своей местности. Рассмотреть культурные пласты земли своей местности, какими видами составлены парковые насаждения, какими растениями проводится озеленение улиц. Определить, какие особенности данных растений делают их наиболее пригодными для озеленения улиц.

  • Описать растения геоботанической площадки.
  • Выяснить, как используются в хозяйстве леса, луга и болота своего района, какие экологические проблемы характерны для ближайшего окружения города. Какие мероприятия проводятся по улучшению лесов, парков? Какие меры принимаются по охране растительности?

Животный мир. Выяснить, какие дикие животные водятся в области, в районе.

  • Познакомиться с лесами, лугами, водоемами и другими типами местообитания и выявить влияние ландшафта на животных.
  • Провести по возможности количественный учет млекопитающих по типам местообитания.
  • Провести наблюдения за приспособленностью животных к среде обитания.
  • Изучить суточные и сезонные явления в жизни отдельных животных.
  • Какие меры принимаются по охране животных? Какие созданы заповедники, заказники и национальные парки на территории своей области?
  • Принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц. Записать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты). Перечислить виды зверей и птиц, на которых охота запрещена. Указать запрещенные снасти и сроки рыбной ловли.
  • Выявить влияние животных на ландшафт.

Охрана природы. Выявить, какие охраняемые природные объекты имеются в своей области (районе).

  • Выявить, какие мероприятия проводятся сельскими организациями, лесными хозяйствами по более рациональному использованию сельскохозяйственных земель, а также лесов, болот и водных пространств.
  • Выяснить, как в районе реализуется Закон об охране природы. Принять участие в реализации этого закона [9, 12, 13].

Специальный раздел краеведческого исследования составляет изучение хозяйства в целом и отдельных предприятий. Данная работа проводится на основании отчетов соответствующих учреждений и разнообразных материалов периодической печати. На этапе знакомства с предприятиями сведения собираются во время экскурсий на данные объекты. Возможна организация и производственной практики школьников во время каникул. В работу необходимо включить и изучение населенных пунктов района.

Конечным итогом работы может служить использование краеведческого материала на уроках географии, разработка и проведение занятий в рамках факультативного курса "География своего края (области, района, города, села)", организация музея своей местности [14, 15].

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: "от известного к неизвестному", "от близкого к далекому". Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов России, а также зарубежных стран.

Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения.

Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным объектом (своего рода эталоном), к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии, а работа учащихся по изучению края - средством для непосредственного познания географических явлений [5].

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала, так как словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит. Опыт многих учителей показывает, что понятия расход воды, формы поверхности, климат, тип почвы, тип растительности, флора, представление о плане местности и др. хорошо усваиваются, если их изучение проводится учащимися самостоятельно в связи с окружающей действительностью (на краеведческом материале). В этом случае реализуется ассоциативное мышление, и зрительно-двигательное запоминание будет облегчать понимание. Школьник будет свободно воспроизводить увиденное, связывать его с рассказом учителя. Поэтому, чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся усвоить школьный курс, тем выше его педагогическая ценность [13, 14].

Рассмотрим возможности применения краеведческого материала на уроках. Начальный курс физической географии, по существу, целиком строится на краеведческом материале. Часть уроков (как практических, так и сообщения нового материала) проводится непосредственно на местности. На других уроках краеведческие материалы используются учителями в процессе беседы по теме урока для развития представлений об изучаемых географических предметах и явлениях. Например, изучение темы "Гидросфера" начинается на экскурсии, когда школьники выполняют ряд практических заданий, в т. ч. определяют направление и скорость течения реки, особенности строения долины. На следующем уроке перед учениками ставятся контрольные вопросы:

Где начинается река?

  1. В каком направлении она течет?
  2. По какой местности она протекает?
  3. Каков характер течения реки (равнинный или горный)?
  4. Какие притоки принимает река?
  5. Куда она впадает?
  6. Как меняется режим реки по временам года?
  7. Как человек использует реку?

Следующим этапом привлечения краеведческого материала будет являться изучение темы "Воды суши", в рамках которой материал вводится в качестве самостоятельного раздела "Реки своей местности". Раздел начинается общей характеристикой поверхностных вод своего района. В ходе беседы о реках учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Какие реки нашей местности Вы знаете?
  • В какие реки, моря, озера они впадают?
  • По какой местности они протекают?
  • Какое влияние оказывает рельеф на направления течения рек?
  • Как влияет климат на реки нашей местности (из наблюдений за погодой)?
  • Как зависит режим рек от характера их питания?

В заключение зачитываются выдержки из сочинений старших классов о реке, на которой стоит свой населенный пункт.

При изучении темы "Атмосфера" и "Географическая оболочка Земли" для понимания сложных, отвлеченных понятий и отдаленных физико-географических явлений привлекаются примеры, при помощи которых показывается их местное проявление и действие. Необходимый материал для осуществления краеведческого принципа в преподавании данной темы дают наблюдения за погодой в домашних условиях или на географической площадке и ведение дневника погоды. Календарь погоды включает в себя следующие наблюдения:

  • Температура (3 раза в день)
  • Сила ветра и его направление
  • Облачность, виды облаков
  • Виды осадков и их количество
  • Давление
  • Относительная влажность
  • Явления природы
  • Данные календари погоды могут быть использованы следующим образом. После объяснения нового материала о нагревании воздуха учащимся задаются следующие вопросы:
  • Какую температуру Вы наблюдали, например, 1,11, 12 сентября?
  • Одинакова ли температура утром, в полдень и вечером?
  • Чем объясняется разница в температурах утра и вечера.

При изучении темы "Атмосферное давление" учитель знакомит учащихся с устройством барометра. На доску из дневника погоды выписываются в столбец температура и давление, с тем, чтобы можно было установить зависимость между этими величинами. Ученики на основе анализа своих наблюдений убеждаются в правильности теоретических положений об изменении давления с температурой.

Составить характеристику отдельных сезонов года своей местности и объяснить условия их формирования (используя свои записи по наблюдению погоды и климатические карты) [10, 12, 15].

Приложение 1

Приложение 2

“Наш населенный пункт - поселок Мельница” (9-й класс) (Приложение 3)

Список литературы (Приложение 4)