Задачи:
- Учить ребят внимательно всматриваться в окружающий нас мир, складывать “Золотую” рыбку.
- Развивать творческие способности, внимание, дать возможность показать свои знания по теме “Аквариумные рыбки”.
- Воспитывать бережное отношение к живым существам, любовь к природе.
Оборудование:
- изготовленный аквариум,
- запись “Голоса рыб”,
- рыбки-оригами,
- плакаты с изображением рыб (аквариумных и речных),
- цветная бумага,
- клей,
- ножницы, золотая рыбка (костюм),
- запись на доске,
- показ-схема изготовления рыбки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный классный час, мы узнаем очень много интересного и необычного об аквариумных рыбках: где они живут, чем питаются, какие бывают рыбки? И самое главное, мы с вами изготовим свою рыбку, необычную. Что это будет за рыбка, мы узнаем в конце мероприятия.
(Стук в дверь, входит “Золотая рыбка”)
Золотая рыбка: Здравствуйте ребята, я узнала о том, что вы будете заполнять свой аквариум рыбками. Я бы тоже с большим удовольствием поселилась в этом прекрасном аквариуме.
Учитель: Ребята, кто это?
Ответы детей: Это “Золотая рыбка” из сказки А.С.Пушкина.
Учитель: Что сделала золотая рыбка в сказке Пушкина?
Проходи, золотая рыбка, присаживайся. Мы рады видеть тебя у себя в гостях.
В мире существует более 25 тысяч видов рыб. Каких рыб вы знаете? (Ответы детей: морских, речных).
А сейчас мы познакомимся с рыбками, большинство которых выведены из обыкновенного карася. Для этого, чтобы вспомнить, где живут эти рыбки, отгадайте загадку.
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум).
(Из словаря. На доске.)
Аквариум – “аква” по гречески означает вода. Искусственный водоём, предназначенный для содержания рыб, других водных животных и растений.
Учитель: Мы с вами аквариум уже приготовили. Вспомним, как мы это делали, и поговорим о том, как это надо делать.
Прежде чем заполнить водой новый аквариум и выпускать туда рыбок, его нужно хорошенько промыть водой комнатной температуры, затем наполнить и дать постоять 3-5 дней. После этого можно слить воду, ещё раз ополоснуть и только тогда приступать к насыпанию грунта и посадке растений.
В качестве грунта можно использовать крупный речной песок, мелкий гравий, морскую гальку, которые заранее нужно промыть и прокипятить. Грунт укладывают по дну неравномерно – он должен быть выше задней и боковой стенок и постепенно понижаться к передней стенке. Перед передней стенкой делают углубление, где будут скапливаться продукты жизнедеятельности рыб и улиток.
Растения лучше размещать куртинами (то есть - кучками), вдоль задней и боковых стенок. Воду в аквариуме нужно наливать очень осторожно, стараясь не размыть грунт водой.
Заселять аквариум рыбами лучше не сразу, а через 3-5 дней, чтобы растения успели укорениться. (По ходу рассказа идёт беседа по сделанному аквариуму).
Вот мы с вами приготовили аквариум, там есть всё, что нужно для жизни рыб. Займёмся его обитателями.
Каких аквариумных рыбок вы знаете, и о каких приготовили сообщения. (Дети рассказывают и показывают изображения рыб).
ЛАБИОЗА. Родина лабиозы – Индия. Лабиозы самые крупные представители рода. В природных условиях они достигают 10 см, а в аквариумах 7-8 см. Основной цвет – голубой. Выделяются 8-10 вертикальны красно – коричневых полос. Содержать рыбку несложно.
Лабиозы очень пугливы. Поэтому не надо к ним подсаживать агрессивных и очень подвижных рыб. Самка вымётывает до 1500 очень мелких икринок, которые самец собирает в гнездо.
<Рисунок 1>
ГУППИ. Гуппи – один из наиболее распространённых и любимых аквариумных рыбок (видов). С помощью человека гуппи распространились по всему земному шару. Длина тела самцов до 3 см, самок – 5 см. окраска тела и плавников каждого самца индивидуальна и состоит из узора чёрных и цветных пятен. Есть несколько видов гуппи. Самки имеют полное брюшко и окрашены однотонно в серые, коричневые тона. Плавники прозрачны. Содержать гуппи может каждый, они очень неприхотливы.
<Рисунок 2>, <Рисунок 3>
БОЙЦОВАЯ РЫБКА ИЛИ ПЕТУШОК, родина Юго – Восточная Азия, размер 6 см. окраска гладкая красная, синяя, лиловая, зелёная, жёлтая, белая, чёрная или комбинация этих цветов. Самец крупнее и очень яркий. Самка мельче, бледнее самца. Самка может откладывать до 600 икринок. В неволе рыбки живут до двух с половиной лет.
<Рисунок 4>, <Рисунок 5>
ТЕТРА – ФОН – РИО, Эта рыба прочно заняла своё место в аквариумах любителей. Рыбка привлекательна своей яркой окраской. Самцы гораздо ярче самок. Длина самок 4,5 см, самцов – 3,5 см. Рыбки очень миролюбивы. Самки откладывают до 600 икринок.
<Рисунок 6>
ЛЯМИУС, Самец лямиуса окрашен удивительно красиво. Бока покрыты косыми красными и зелёно – голубыми полосами. Такими же полосами покрыты плавники с красными точками и имеют красную кайму. Брюшные плавники похожи на усы.
Самка выглядит менее привлекательно. Эти рыбки обладают очень мирным характером. Но очень пугливы, и при малейшей опасности прячутся в зарослях. Эти рыбки любят когда на аквариум падают солнечные лучи
НЕОНЫ, Неоновая рыбка относится к самым популярным обитателям аквариума. Эти амазонские красавцы привлекают прежде всего своей великолепной окраской. Спинка тёмно – зелёная, брюшко – желтовато – белое. Через всё тело полоса, светящаяся зелёным “неоновым” светом. Самка откладывает до 400 икринок.
<Рисунок 7>
Золотая рыбка: (рассказывает о себе сама).
Я – золотая рыбка, но из сказки. А сейчас я вам расскажу о золотой рыбке, которая живёт в аквариуме. Она выведена селекционерами из разновидности обыкновенного серебряного карася. В середине Х века, в Китае, один из богатых любителей природы при содержании серебряных карасей в своём пруду обратил внимание на появившихся рыб с необыкновенной золотистой окраской. В последствии китайские рыбоводы путём длительного искусственного отбора вывели подобных рыбок, названных золотыми.
<Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>
В Китае золотых рыбок любят до сих пор. Их содержат в вазах, наполненных водой, изображают в виде вышивок и инкрустаций. В городских парках рыбок можно видеть в огромных деревянных чанах, установленных вдоль аллей, или в белоснежных мраморных бассейнах.
В настоящее время насчитывается более 20 разновидностей золотой рыбки – это вуалехвосты, телескопы, кометы. Некоторые формы были выведены в России. Например, бархатный телескоп чёрного цвета с рубиново – красными глазами.
Учитель: вам было задание написать сочинение – сказку “Я – золотая рыбка”. Давайте послушаем (оценить).
Скажите, а чем питаются рыбки, чем их можно кормить? (Ответы детей).
Хорошо! Но в качестве заменителей используют свежемороженую рыбу, белый хлеб, крошки нежирного печенья, толчёную овсянку, отварные листья шпината, салата. Мороженую рыбу нужно натереть на мелкой тёрке, а затем то, что получится, выдержать до полного разморожения и положить в аквариум. Белый хлеб нужно давать не крошками, а маленькими кусочками, чтобы он, намокнув, не тонул.
Питательным и полезным заменителем живого корма может стать хорошо промытая от сыворотки простокваша. Её охотно едят все рыбы.
Народ издавна отдавал дань рыбе. Особенно те люди, которые жили на берегах рек и морей. Потому, что для них рыба была вторым хлебом.
Кто приготовил пословицы, назовите их?
- В воде рыбы много, всей не выловишь.
- На всякую рыбину, едок есть.
- Рыба в руке, не в руке.
- Чтобы рыбку есть, надо в воду лезть.
- Рыба посуху не ходит, без воды не может жить.
- Рыба и мала, да не хуже гриба.
- Рыбу ловить надо любить.
- Где чайка, там и рыба.
- Не покормит земля, покормит вода.
- Карась сорвётся, щука навернётся.
- Без труда, не вынешь и рыбку из пруда.
Учитель: вот мы с вами подошли к той задаче, которую поставили в начале мероприятия, теперь нам необходимо изготовить рыбку способом оригами. Вспомним, что же это такое?
(Ответы детей).
- Древнее искусство создания различных фигурок из бумаги пришло, как и многое другое из Китая, откуда Япония столетиями черпала неисчислимые духовные богатства.
- Традиционные оригами складывают из тонкой белой бумаги квадратной формы.
- При этом не пользуются ни ножницами, ни клеем.
Учитель: При создании новых оригами от этих строгих правил можно немного отступить, пользуясь и ножницами, и клеем, и красками.
И если мы будем работать с ножницами, вспомним правила работы с ними.
(Ответы детей).
Изготовление рыбки (по показу на доске – схема, под музыку шум моря).
Помещение рыбок в аквариум.
Учитель: А сейчас давайте послушаем, что скажут нам рыбки. Не смейтесь, и не говорите, что рыбы не разговаривают. Разговаривают, да ещё как: хотя в народе существует такая поговорка: “Нем как рыба”.
А для начала вспомним, что говорила в сказке наша гостья?
(Ответы детей).
- Чего тебе надобно старче?
- Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам…! И т.д.
Учитель: Это нам говорила волшебная рыбка, а настоящие рыбки тоже разговаривают, только не на человеческом языке, а на рыбьем. Давайте послушаем. (Прослушивание записи “Голоса рыб”).
Учитель: Давайте скажем своим рыбкам спасибо, за то, что они есть, и за то что они радуют нас своей красотой. И попросим у них, ведь они золотые, волшебные, исполнить наши желания. Стараясь, не повторять друг друга.
(Ответы детей).
Учитель: И моё желание: я желаю, чтобы все, что вы загадали, сбылось.