Классный час "В гостях у золотой рыбки"

Разделы: Начальная школа, Экология


Задачи:

  1. Учить ребят внимательно всматриваться в окружающий нас мир, складывать “Золотую” рыбку.
  2. Развивать творческие способности, внимание, дать возможность показать свои знания по теме “Аквариумные рыбки”.
  3. Воспитывать бережное отношение к живым существам, любовь к природе.

Оборудование:

  • изготовленный аквариум,
  • запись “Голоса рыб”,
  • рыбки-оригами,
  • плакаты с изображением рыб (аквариумных и речных),
  • цветная бумага,
  • клей,
  • ножницы, золотая рыбка (костюм),
  • запись на доске,
  • показ-схема изготовления рыбки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный классный час, мы узнаем очень много интересного и необычного об аквариумных рыбках: где они живут, чем питаются, какие бывают рыбки? И самое главное, мы с вами изготовим свою рыбку, необычную. Что это будет за рыбка, мы узнаем в конце мероприятия.

(Стук в дверь, входит “Золотая рыбка”)

Золотая рыбка: Здравствуйте ребята, я узнала о том, что вы будете заполнять свой аквариум рыбками. Я бы тоже с большим удовольствием поселилась в этом прекрасном аквариуме.

Учитель: Ребята, кто это?

Ответы детей: Это “Золотая рыбка” из сказки А.С.Пушкина.

Учитель: Что сделала золотая рыбка в сказке Пушкина?

Проходи, золотая рыбка, присаживайся. Мы рады видеть тебя у себя в гостях.

В мире существует более 25 тысяч видов рыб. Каких рыб вы знаете? (Ответы детей: морских, речных).

А сейчас мы познакомимся с рыбками, большинство которых выведены из обыкновенного карася. Для этого, чтобы вспомнить, где живут эти рыбки, отгадайте загадку.

Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.

(Аквариум).

(Из словаря. На доске.)

Аквариум – “аква” по гречески означает вода. Искусственный водоём, предназначенный для содержания рыб, других водных животных и растений.

Учитель: Мы с вами аквариум уже приготовили. Вспомним, как мы это делали, и поговорим о том, как это надо делать.

Прежде чем заполнить водой новый аквариум и выпускать туда рыбок, его нужно хорошенько промыть водой комнатной температуры, затем наполнить и дать постоять 3-5 дней. После этого можно слить воду, ещё раз ополоснуть и только тогда приступать к насыпанию грунта и посадке растений.

В качестве грунта можно использовать крупный речной песок, мелкий гравий, морскую гальку, которые заранее нужно промыть и прокипятить. Грунт укладывают по дну неравномерно – он должен быть выше задней и боковой стенок и постепенно понижаться к передней стенке. Перед передней стенкой делают углубление, где будут скапливаться продукты жизнедеятельности рыб и улиток.

Растения лучше размещать куртинами (то есть - кучками), вдоль задней и боковых стенок. Воду в аквариуме нужно наливать очень осторожно, стараясь не размыть грунт водой.

Заселять аквариум рыбами лучше не сразу, а через 3-5 дней, чтобы растения успели укорениться. (По ходу рассказа идёт беседа по сделанному аквариуму).

Вот мы с вами приготовили аквариум, там есть всё, что нужно для жизни рыб. Займёмся его обитателями.

Каких аквариумных рыбок вы знаете, и о каких приготовили сообщения. (Дети рассказывают и показывают изображения рыб).

ЛАБИОЗА. Родина лабиозы – Индия. Лабиозы самые крупные представители рода. В природных условиях они достигают 10 см, а в аквариумах 7-8 см. Основной цвет – голубой. Выделяются 8-10 вертикальны красно – коричневых полос. Содержать рыбку несложно.

Лабиозы очень пугливы. Поэтому не надо к ним подсаживать агрессивных и очень подвижных рыб. Самка вымётывает до 1500 очень мелких икринок, которые самец собирает в гнездо.

<Рисунок 1>

ГУППИ. Гуппи – один из наиболее распространённых и любимых аквариумных рыбок (видов). С помощью человека гуппи распространились по всему земному шару. Длина тела самцов до 3 см, самок – 5 см. окраска тела и плавников каждого самца индивидуальна и состоит из узора чёрных и цветных пятен. Есть несколько видов гуппи. Самки имеют полное брюшко и окрашены однотонно в серые, коричневые тона. Плавники прозрачны. Содержать гуппи может каждый, они очень неприхотливы.

<Рисунок 2>, <Рисунок 3>

БОЙЦОВАЯ РЫБКА ИЛИ ПЕТУШОК, родина Юго – Восточная Азия, размер 6 см. окраска гладкая красная, синяя, лиловая, зелёная, жёлтая, белая, чёрная или комбинация этих цветов. Самец крупнее и очень яркий. Самка мельче, бледнее самца. Самка может откладывать до 600 икринок. В неволе рыбки живут до двух с половиной лет.

<Рисунок 4>, <Рисунок 5>

ТЕТРА – ФОН – РИО, Эта рыба прочно заняла своё место в аквариумах любителей. Рыбка привлекательна своей яркой окраской. Самцы гораздо ярче самок. Длина самок 4,5 см, самцов – 3,5 см. Рыбки очень миролюбивы. Самки откладывают до 600 икринок.

<Рисунок 6>

ЛЯМИУС, Самец лямиуса окрашен удивительно красиво. Бока покрыты косыми красными и зелёно – голубыми полосами. Такими же полосами покрыты плавники с красными точками и имеют красную кайму. Брюшные плавники похожи на усы.

Самка выглядит менее привлекательно. Эти рыбки обладают очень мирным характером. Но очень пугливы, и при малейшей опасности прячутся в зарослях. Эти рыбки любят когда на аквариум падают солнечные лучи

НЕОНЫ, Неоновая рыбка относится к самым популярным обитателям аквариума. Эти амазонские красавцы привлекают прежде всего своей великолепной окраской. Спинка тёмно – зелёная, брюшко – желтовато – белое. Через всё тело полоса, светящаяся зелёным “неоновым” светом. Самка откладывает до 400 икринок.

<Рисунок 7>

Золотая рыбка: (рассказывает о себе сама).

Я – золотая рыбка, но из сказки. А сейчас я вам расскажу о золотой рыбке, которая живёт в аквариуме. Она выведена селекционерами из разновидности обыкновенного серебряного карася. В середине Х века, в Китае, один из богатых любителей природы при содержании серебряных карасей в своём пруду обратил внимание на появившихся рыб с необыкновенной золотистой окраской. В последствии китайские рыбоводы путём длительного искусственного отбора вывели подобных рыбок, названных золотыми.

<Рисунок 8>,           <Рисунок 9>,        <Рисунок 10>

В Китае золотых рыбок любят до сих пор. Их содержат в вазах, наполненных водой, изображают в виде вышивок и инкрустаций. В городских парках рыбок можно видеть в огромных деревянных чанах, установленных вдоль аллей, или в белоснежных мраморных бассейнах.

В настоящее время насчитывается более 20 разновидностей золотой рыбки – это вуалехвосты, телескопы, кометы. Некоторые формы были выведены в России. Например, бархатный телескоп чёрного цвета с рубиново – красными глазами.

Учитель: вам было задание написать сочинение – сказку “Я – золотая рыбка”. Давайте послушаем (оценить).

Скажите, а чем питаются рыбки, чем их можно кормить? (Ответы детей).

Хорошо! Но в качестве заменителей используют свежемороженую рыбу, белый хлеб, крошки нежирного печенья, толчёную овсянку, отварные листья шпината, салата. Мороженую рыбу нужно натереть на мелкой тёрке, а затем то, что получится, выдержать до полного разморожения и положить в аквариум. Белый хлеб нужно давать не крошками, а маленькими кусочками, чтобы он, намокнув, не тонул.

Питательным и полезным заменителем живого корма может стать хорошо промытая от сыворотки простокваша. Её охотно едят все рыбы.

Народ издавна отдавал дань рыбе. Особенно те люди, которые жили на берегах рек и морей. Потому, что для них рыба была вторым хлебом.

Кто приготовил пословицы, назовите их?

  • В воде рыбы много, всей не выловишь.
  • На всякую рыбину, едок есть.
  • Рыба в руке, не в руке.
  • Чтобы рыбку есть, надо в воду лезть.
  • Рыба посуху не ходит, без воды не может жить.
  • Рыба и мала, да не хуже гриба.
  • Рыбу ловить надо любить.
  • Где чайка, там и рыба.
  • Не покормит земля, покормит вода.
  • Карась сорвётся, щука навернётся.
  • Без труда, не вынешь и рыбку из пруда.

Учитель: вот мы с вами подошли к той задаче, которую поставили в начале мероприятия, теперь нам необходимо изготовить рыбку способом оригами. Вспомним, что же это такое?

(Ответы детей).

  • Древнее искусство создания различных фигурок из бумаги пришло, как и многое другое из Китая, откуда Япония столетиями черпала неисчислимые духовные богатства.
  • Традиционные оригами складывают из тонкой белой бумаги квадратной формы.
  • При этом не пользуются ни ножницами, ни клеем.

Учитель: При создании новых оригами от этих строгих правил можно немного отступить, пользуясь и ножницами, и клеем, и красками.

И если мы будем работать с ножницами, вспомним правила работы с ними.

(Ответы детей).

Изготовление рыбки (по показу на доске – схема, под музыку шум моря).

Помещение рыбок в аквариум.

Учитель: А сейчас давайте послушаем, что скажут нам рыбки. Не смейтесь, и не говорите, что рыбы не разговаривают. Разговаривают, да ещё как: хотя в народе существует такая поговорка: “Нем как рыба”.

А для начала вспомним, что говорила в сказке наша гостья?

(Ответы детей).

  • Чего тебе надобно старче?
  • Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам…! И т.д.

Учитель: Это нам говорила волшебная рыбка, а настоящие рыбки тоже разговаривают, только не на человеческом языке, а на рыбьем. Давайте послушаем. (Прослушивание записи “Голоса рыб”).

Учитель: Давайте скажем своим рыбкам спасибо, за то, что они есть, и за то что они радуют нас своей красотой. И попросим у них, ведь они золотые, волшебные, исполнить наши желания. Стараясь, не повторять друг друга.

(Ответы детей).

Учитель: И моё желание: я желаю, чтобы все, что вы загадали, сбылось.