Задачи: способствовать расширению знаний и представлений у воспитанников о профессии “Дизайнер”; развитие у детей внимания, речи, фантазии и творческого воображения.
Оборудование:
иллюстрации с изображением выполненных работ дизайнера по ландшафту, дизайнера по интерьеру, дизайнера одежды; карточки с названием цветов; карточки с изображением плана квартиры, листы А 4 с названием учебных заведений, где можно получить профессию дизайнер.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие.
Воспитатель: Сегодня речь на нашем занятии пойдет о очень популярной в наше время профессии “дизайнер”.
На занятии мы с вами поговорим о профессии дизайнер, выясним какими способностями он должен обладать и в каких учебных заведениях нашего города можно получить профессию дизайнер.
2. Основная часть.
Воспитатель. Давайте попробуем самостоятельно описать профессию дизайнера, что она из себя представляет.
Ответы детей.
Воспитатель. Дизайнер – это слово вошло в русский язык несколько десятилетий назад. В английском языке designer – проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образцов, моделей, узоров и пр.
Дизайнеры работают в различных областях:
- дизайнер по ландшафту,
- дизайнер по интерьеру,
- дизайнер одежды,
- полиграфический дизайнер,
- web-дизайнер.
Как вы думаете, чем занимаются дизайнеры по ландшафту?
Ответы детей.
Воспитатель. Горожане 21 века уже порядком уставшие от окружающих их со всех сторон каменных джунглей, все чаще обращаются к мыслям о природе. Возникшая в далекие времена идея художественного обустройства земельных участков, или создание ландшафтных композиций и не утрачивает своей актуальности и до сих пор. Эти “уголки растительного мира” призваны создавать людям настроение и поддерживать их связь с природой, украшая собой городской парк, пространство перед офисом или же участок загородного дома.
Своим рождением ландшафтный дизайн обязан традициям садово-паркового искусства прошлых веков. Внешнее убранство старинных замков и усадеб может подсказать дизайнеру множество идей. Однако с течением времени представление о красоте меняется, достижения науки и новые технологии так же оказывают влияние на окружающий мир. Именно по этому современные дизайнеры по ландшафту опираются в своем творчестве, как на классические традиции, так и на стили, возникшие совсем недавно.
При разработке проекта человеку этой профессии приходится выступать в роли архитектора и конструктора, технолога и механика, искусствоведа, садовника и флориста.
Скажите, как вы думаете, какими способностями должен обладать дизайнер по ландшафту?
Ответы детей. (Художественный вкус, пространственное мышление, творческие способности.)
Воспитатель. Сейчас вы можете ознакомиться с рисунками, на которых изображены обустройства земельных участков. (Работа детей с иллюстрациями.)
Воспитатель. Рассмотрев рисунки, ответьте, какие материалы использует в своей работе дизайнер по ландшафту.
Ответы детей.
Воспитатель. В своей работе дизайнер по ландшафту использует самые разнообразные объекты и материалы: клумбы с посадками, композиции из дерева, камня, ракушек, стекла, всевозможные виды газонов, дорожки, беседки и даже декоративные водоемы.
Современному дизайнеру по ландшафту необходимо быть в курсе всех новинок и последних течений в мире дизайна.
Воспитатель. А сейчас опробуем себя в роли дизайнера по ландшафту. Я раздам вам листочки, на которых написаны названия цветов, вы все их знаете: золотой шар, портулак, флоксы, шафраны, георгин. Вам необходимо за 30 секунд расставить названия цветов начиная самыми низкорослыми и заканчивая высокими. (Работа детей по карточкам и разбор выполненной работы).
Воспитатель. Теперь давайте поговорим о том, чем занимается дизайнер по интерьеру?
Ответы детей.
Воспитатель. В какой квартире я хотел бы жить? Такой вопрос задает себе каждый человек, т.к. иметь крышу над головой одна из его потребностей. Но ведь и глиняная лачуга – тоже крыша, а современный человек хочет иметь современное жилище, красивое и удобное. На помощь ему приходит дизайнер по интерьеру. Именно он помогает создавать в доме его собственный, неповторимый стиль.
Какими качествами должен обладать дизайнер по интерьеру?
Ответы детей.
Воспитатель. Чтобы проект стал успешным, дизайнер должен обладать пространственным мышлением и техническими знаниями, ведь не последнее место в оформлении интерьера занимает планировка и рациональное использование жилой площади, обеспечение нужного температурного режима, звукоизоляции, влажность и освещение. Не обойтись дизайнеру и без художественного вкуса и чувства “гармонии и пространства”. В своей работе он стремиться к взаимосвязи и сочетаемости между всеми элементами жилища: цветом стен и высотой потолка, покрытием пола и обивкой мебели, размещение светильников и оформлением окон, отдельными предметами и общим стилем обстановки. У дизайнера должен быть отличный глазомер, ему нельзя забывать о соразмерности объектов и пространства при размещении бытовой техники, предметов искусства или цветочных композиций.
Не обойтись ему и без навыков работы с людьми. Потому что ему приходится работать с заказчиком, т.к совместные усилия дизайнера и хозяина дома могут привести к созданию удачного проекта.
Оформление офисов более однообразно, но и тут возможны интересные решения. Имидж и вид деятельности компании диктуют правил создания интерьера. Главное здесь – обеспечить комфортные условия для профессиональной деятельности сотрудников и в то же время дать им почувствовать, что они не просто детали в отлаженном механизме, а живые и подчас такие разные люди. Дизайн во многом определяет их мысли, чувства и даже действия, и все это может быть использовано руководством фирм и учреждений при создании условий для их процветания. Обратите внимание на работы дизайнеров по интерьеру, которые изображены на данных иллюстрациях. (Работа детей с иллюстрациями.)
Воспитатель. Вами были изучены работы дизайнеров по интерьеру. А сейчас представьте себя в роли дизайнера. Попробуйте сами оформить квартиру, выполнив иллюстрации на карточке с изображением плана квартиры. (Работа детей по карточкам, разбор выполненных работ.)
Воспитатель. Сотни лет человечество не устает рассуждать о непостоянстве и капризах моды. Чем занимается дизайнер одежды?
Ответы детей.
Воспитатель. Дизайнер одежды является прежде всего законодателем модных тенденций и направлений. Его труд в чем-то похож на труд метеоролога, ведь именно дизайнер предсказывает, что же будет определять погоду в мире моды в будущем. Приступая к созданию моделей одежды, дизайнер задумывает художественный образ, подбирает все необходимые материалы и лишь затем переходит к непосредственному воплощению идеи в конкретном костюме. В этом процессе участвует целая команда: конструкторы, технологи, швеи, вышивальщицы и др. Но мастер должен сам хорошо шить и рисовать.
Недаром многие известные Кутюрье начинали свою карьеру с работы закройщика в ателье.
Воспитатель. О каких крупнейших дизайнерах одежды вы слышали?
Ответы детей. (Дом мод Шанель, Кардена, Версаче, Вячеслав Зайцев, Валентин. Юдашкин).
Воспитатель. Дизайнер одежды должен обладать такими же качествами которые мы уже с вами перечислили. Секрет успеха этой профессии заключен в сочетании изысканного вкуса и феноменальной работоспособности мастера, а так же в богатом воображении, оригинальности мышления, развитом цветоощущении и точном пространственном глазомере. Ему необходимы усидчивость, аккуратность и способность к кропотливой длительной работе. В своем творчестве дизайнер опирается на знание истории костюма, традиций различных стран в производстве одежды, технологий и принципов работы ведущих фирм. Он должен быть осведомлен об основных тенденциях развития мировой моды, обязан внимательно следить за появлением новых тканей, материалов, технологий.
Вашему вниманию представлены работы дизайнера одежды. (Работа детей с иллюстрациями.)
Воспитатель. Мы уже говорили, что дизайнер одежды должен обладать хорошим глазомером. Как вы думаете, зачем ему это нужно?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте мы проверим ваш глазомер. Определите на глаз и запишите у себя на листочке:
1. Какое расстояние от одной стены до другой?
2. Какая длина и ширина стола?
3. Какой у меня рост?
(Воспитатель совместно с детьми сравнивают записи и делают измерения.)
Воспитатель. Как вы думаете, что включает в себя полиграфический дизайн?
Ответы детей. (Полиграфический дизайн это оформление книг, журналов, брошюр, а также реклама (визитки, открытки, буклеты) и упаковочная продукция).
Воспитатель. Что должны знать и уметь специалисты, занимающиеся полиграфическим дизайном?
Ответы детей.
Воспитатель. Новая сфера деятельности,WEB-дизайн – кто из вас знает – чем занимаются люди данной профессии?
Ответы детей. Создание и оформление страниц в Интернете.
3. Подведение итогов.
Воспитатель. На протяжении всего занятия мы много говорили о профессии: “Дизайнер”, рассматривали иллюстрации по оформлению ландшафта, интерьера, составляли эскиз по оформлению квартиры. А сейчас, давайте повторим, о чем мы говорили на нашем занятии с помощью ответов на мои вопросы:
1. Что нового вы узнали о профессии дизайнер?
2. Ребята, какие бывают дизайнеры?
3. Какими качествами должен обладать дизайнер?
4. Что означает слово “дизайнер”?
5. Что включает в себя полиграфический дизайн?
Ответы детей.
Воспитатель. И в заключение нашего занятия я бы хотела познакомить вас с теми учебными заведениями, где можно получить профессию дизайнер: Сибирский профессионально-педагогический колледж. Специальность: дизайнер; Омский техникум легкой промышленности. Специальность: дизайнер; Омский художественно-промышленный колледж. Специальность: дизайнер; Омский государственный технический университет. Специальность: дизайнер одежды; Омский государственный институт сервиса. Специальность: дизайнер среды. (Воспитатель называет и показывает листы А4 с названием учебных заведений, где можно получить профессию дизайнер.)
Воспитатель. Если кого-то заинтересовала профессия дизайнер, я надеюсь, что вы правильно взвесите и оцените свои способности и возможности при выборе данной профессии. Спасибо за внимание. До новых встреч на занятиях по знакомству с миром профессий.
Список литературы.
- Журнал “Делаем сами”№7 2004
- Журнал “Делаем сами”№10 2004
- Энциклопедия для детей “Выбор профессии”. М., Аванта 2003.