Урок развития речи по русской народной сказке "Снегурочка"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Совершенствовать знания о таких понятиях, как слог, слово, предложение, текст.
  2. Работать над увеличением словарного запаса детей.
  3. Развивать умения составлять из слов предложения, из предложений тексты.
  4. Развивать культуру общения при работе в группах.
  5. На основе сказки, воспитывать уважение к старшим, умение сопереживать чужому горю, преодолевать свой страх.

1. Упражнение “Снежинка”.

  1. Назовите всё самое холодное, что вы знаете? (снег, зима, лёд, Снежная Королева, сосулька, иней, снежинка…)
  2. Выберете из этих слов родственные (снег, снежная, снежинка).
  3. Дополните ряд (снежок, снеговик…).
  4. Докажи, что эти слова родственные.
  5. Закройте глаза, представьте себе снежинки. Какие они? (лёгкие, нежные, пушистые, узорные, белые, красивые, холодные….)

Понаблюдайте, как падают снежинки?

(каждый ребёнок берёт снежинку, вырезанную из бумажной салфетки, поднимает их высоко над головой и бросает.).

(Снежинки падают мягко, легко, нежно, плавно, красиво).

А у меня снежинка ещё и волшебная, она поведёт нас сегодня в сказку, а какую вы узнаете сами.

Сказка.

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.

 

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса.

А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

-Давай, - говорит старуха.

Вышли они на улицу, и давай дочку из снега лепить. Скатали снежный ком.

Упражнение “Снежные комочки”.

А не помочь ли нам деду с бабой Снегурочку лепить (дети катают комочки из кусочков ваты).

Получились ли у нас комочки? Как вы думаете, почему нет?

Ребята, посмотрите, пока мы с вами работали, дед с бабой сколько комочков накатали. А комочки – то не простые, в них дед с бабой один секрет спрятали, а мы его должны разгадать.

Разделите комочки на 2 группы (слоги – лип, дво, кий, ре, ле, жит; слова - на, снег).

Повторение понятий: слог, слово, предложение:

- Что такое слог?

- Что такое слово?

- Что такое предложение?

Составление слов из слогов (дворе, липкий).

Составление предложения из слов. (На дворе лежит липкий снег.)

Так почему же наши комочки не получились? (снег должен быть липкий, а вата мягкая, пушистая, но не липкая)

Сказка.

Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись, смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег, выйти не может. И опять нам на помощь придёт волшебная снежинка.

Динамическая пауза “Снежинка”.

Закружились, завертелись белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду.
Заблестели словно жемчуг, - все дивятся чуду.
Заискрились, засверкали белые подружки.
Заспешили на прогулку дети и старушки.

Вместе с ними вышла из сугроба и наша Снегурочка.

 

Сказка

Обрадовались старики, привели Снегурочку в избу. Глядят на неё, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам: что ни день, то всё краше становится.

Кончилась зима. Пришла весна. А Снегурочка вдруг запечалилась. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше – дождик.

Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.

За весной и лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу и Снегурочку с собой позвали. Стали в лесу цветы собирать, венки плести, песни петь да хороводы водить.

Упражнение “Хоровод” (песня).

На дворе то калина, на дворе то малина.
Ну что ж кому дело калина
Ну кому какое дело малина.
Там девицы гуляли, там красные гуляли.
Ну что ж кому дело гуляли
Ну кому какое дело гуляли.

Сказка

А как свечерело, набрали девушки хворосту, разложили костёр и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черёд за подружками. Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко-высоко и поплыло по небу.

Вывод понятий “Облако”, “Осадки”.

1. Демонстрация опыта:

(при нагревании снег тает, превращается в воду, при дальнейшем нагревании вода кипит- превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду).

Что такое облако?

Облако - это скопление водяных капелек в воздухе.

А что выпадает из облака? (снег, дождь, град)

А как сказать одним словом? (осадки)

А что такое осадки?

Осадки - это вода, выпадающая на земную поверхность в жидком или твёрдом состоянии.

А как же Снегурочка превратилась в облачко?

Как вы думаете, прыгать ей страшно было?

Справилась ли Снегурочка со страхом?

Снегурочка превратилась в облачко, которое плавно плывёт по небу.

Заключение.

  • Закончилось наше путешествие по сказке “Снегурочка”. Каким вам показался конец сказки: грустным, радостным, спокойным?
  • Вы порадовались за Снегурочку или пожалели её?
  • Почему порадовались, а почему пожалели?
  • Хорошо или плохо превратиться в облако?
  • Почему хорошо, а почему плохо.
  • Что интересного может увидеть облако?
  • Что хорошего может сделать облако?

Упражнение “Облачко”.

Облачко полетало по свету, побывало в жарких странах, и принесло нам какую- то весточку.

“Здравствуйте, ребята!

Пишет вам незнакомый мальчик из жарких стран. У нас никогда не бывает зимы. Я вас очень прошу рассказать, что это такое”

Повторение понятия “текст”.

Составление текста о зиме с использованием мнемотаблицы.

Наступила зима. Зимой солнце светит мало и совсем не греет. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мороз рисует на окнах красивые узоры. Зимой дуют сильные ветры. Небо покрыто тёмными тучами из которых часто идёт снег.

Итог урока:

Соотнести понятие с его содержанием:

Предложение это два или несколько предложений, связанные между собой по смыслу.

Текст – это основная единица речи, которая имеет своё значение.

Слово – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Слог – это часть слова.

Домашнее задание: составить рассказ “История, рассказанная мне облачком”.