Участники:
- учащиеся 9-го класса,
- классный руководитель.
Цели:
- Знакомство учащихся с профессиями;
- Выявление склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности;
- Обеспечение готовности девятиклассников к профессиональному самоопределению.
Подготовительная работа
- Определение классным руководителем совместно с активом класса темы и формы проведения классного часа, составление плана подготовительной работы.
- Проведение инициативной группой учащихся анкетирования школьников, родителей, работников школы на тему “Мир профессий”
- Диагностическое изучение профессиональных предпочтений учащихся.
- Подготовка оборудования и оформления классного часа.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Ручки, карандаши, бланки опросника (карта самооценки склонностей), плакаты с высказываниями известных людей о труде, о профессиях.
Ход проведения
УЧИТЕЛЬ: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим на тему “Мир профессий. (или Какую профессию выбрать?)”
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу? Об этих и других проблемах пойдет речь на классных часах в течении года. А этот классный час откроет вам огромный мир профессий, ведь зачастую человек просто не знает о существовании целого ряда профессий, а как раз та единственная – которая его может сделать счастливым – ему пока неизвестна…
Звучит музыкальная заставка.
Нашу первую рубрику “НОВОСТИ” открывает репортаж специального корреспондента __________________________
Спец. кор.: Здравствуйте! Я получил задание провести опрос среди учащихся и работников школы на тему “Мир профессий”. В коридорах нашей школы многолюдно, но мне все-таки удалось провести опрос (см. Приложение 1). На вопросы: “кем хочешь быть, когда вырастишь?” или “кем Вы хотели быть когда вырастите?” получены следующие ответы:
Профессиями XXI века ученики и работники школы считают:
Профессиями, ушедшими в глубь веков, по мнению опрошенных, можно считать следующие:
С материалами опроса вас познакомила __________________
Звучит музыкальная заставка
Наш разговор о профессиях продолжается: Из опроса общественного мнения видно, что не все школьники знают новые профессии, пользующиеся в настоящее время большим спросом. А о профессиях, ушедших в глубь веков, вообще, многие услышали впервые.
Сейчас познакомимся с профессиями, которые сегодня все чаще и чаще востребованы.
АУДИТОР:
Уважаемые ребята, я хочу представить вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании, предприятия. Во всех странах мира компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т. д. Правильность ведения финансово-учетной и отчетной документации контролируется общественным аудитором. Дает оценку степени риска и эффективности предполагаемых операций предприятия. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной. У нас в стране эта профессия ещё очень молода, хотя во всем мире она известна очень давно.
Получить эту профессию можно в любом экономическом колледже или ВУЗе.
СЕСТРА-ГЕРАНТОЛОГ
А я хочу познакомить вас с профессией геронтолога. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые рассчитывать могут только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебные и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И потому профессия сестры-геронтолога получает все большее признание в обществе.
Получить эту профессию можно в любом медицинском колледже или ВУЗе.
РАДИОЛОГ:
Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путем специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологичного оборудования: рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся все более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объем информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации о состоянии больного. На основании заключения радиолога устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.
Получить эту профессию можно в любом медицинском колледже или ВУЗе.
АГЕНТ СТРАХОВОЙ
Представитель страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия в случае возникновения страхового случая.
АГЕНТ ПО РЕКЛАМЕ
Проводит работу с клиентами-рекламодателями: поиск клиентов, выезжает к ним для заключения договоров, получения исходных материалов, согласования проектов и эскизов. Контролирует выполнение договорных обязательств.
ИМПРЕССАРИО
Организатор зрелищных предприятий. Агент какого-либо артиста, действующий от его имени и в его интересах.
РИЭЛТЕР
Специалист по аренде, покупке, продаже недвижимости.
СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Организует общественное мнение, анализирует соотношения деятельности лица или организации с общественными интересами, разрабатывает и реализует программы создания благоприятного общественного мнения, участвует в организации выставок и презентаций, работает в тесном контакте с пресс-секретарем (или совмещает эти функции).
СЕКРЕТАРЬ НА ТЕЛЕФОНЕ
Осуществляет прием звонков и клиентов, организует делопроизводство, переводит телефонные переговоры, организует встречи, производит прием и отправку корреспонденции по телефону, факсу, электронной почте.
Звучит музыкальная заставка
(Игры, направленные на расширение кругозора в области профессий:)
Давайте назовем несколько профессий, относящиеся к различным группам:
- “человек-природа”
- “человек-человек”
- “человек-знаковая система”
- “человек-художественный образ”
- “человек-техника”
Напойте песни, в которых упоминается какая-то профессия.
Перечислите литературные произведения, в названии которых упоминается какая-либо профессия.
А сейчас будет названа буква и ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, начинающихся с этой буквы. Таким образом мы узнаем как велик мир профессий (по кругу).
Вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Самая зеленая профессия,
Самая детская профессия,
Самая смешная профессия,
Самая грязная профессия,
Самая чистая профессия,
Самая дорогая профессия
“Цепочка профессий” Я буду называть первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую к повару и т. д. Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство профессий (например: металлург и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами).
(Например:металлург-повар-мясник-слесарь-автослесарь-таксист-сатирик эстрадный (тоже “зубы заговаривает”)-артист драмтеатра-артист балета и т.д.)
Ветеринар-терапевт-…
Давайте составим рассказ о типичном дне одного работника, но для рассказа используем только существительные. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы выглядеть так: звонок-завтрак-звонок-урок-вопрос-ответ-оценка-звонок-учительская-звонок-урок-звонок-директор-двоечник-родители-звонок-улица-дом-кухня-уборка-уроки-дети-уроки-сон-звонок…
Итак, рассказ о типичном дне … Врача, Дворника, Летчика…
Дорогие ребята, вам стоит задуматься, какая группа профессий и какая профессия вам нравится, к чему у вас уже определились склонности. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе своего будущего.
Ну, а как получить желаемую профессию, вы ответите сами.
А ответы вы напишите на лепестках ромашки и мы, собрав её увидим, что же у нас получилось.
Итак, давайте подведем итог (читаем на ромашке).
(Заключительная речь учителя:)
Русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”.
А Томас Карлейль сказал: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.
Я же хочу вам всем пожелать быть только счастливыми, а это ещё и значит, что очень важно в жизни найти работу по душе. Вы ещё молоды и у вас есть время присмотреться и определиться со своим будущим, а школьные беседы, встречи с интересными профессиями и людьми вам в этом обязательно должны помочь.
У нас в классе была проведена анкета, по результатам которой выявились следующие склонности учащихся к той или иной группе профессий
1. “человек-природа” ___(ФИ уч-ся)________
2. “человек-техника” ___(ФИ уч-ся)_________
3. “человек-техника”___(ФИ уч-ся)________
4. “человек-знаковая система” ___(ФИ уч-ся)________
5. “человек-художественный образ” ___(ФИ уч-ся)________
Поэтому сегодня вам уже есть над чем задуматься, определиться с профессиональной направленностью своего будущего. А наша совместная работа по подготовке и проведению этого классного часа, надеюсь, некоторым уже помогла в этом.
Счастливого пути вам в Мир профессий!
Приложение 1.
Анкета (для подготовки кл.часа, предлагается учащимся, родителям, работникам школы, знакомым учащихся 9 класса)
Ответьте на следующие вопросы:
Кем Вы хотели быть когда вырастите?
_______________________________________________
Какие профессии, на Ваш взгляд, являются профессиями XXI века?
_______________________________________________
Какие профессии, на Ваш взгляд, можно считать профессиями, ушедшими в глубь веков?
______________________________________________