Интеллектуально-познавательный лабиринт для учащихся 4-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Жажда открытия, стремления проникнуть в самые сокровенные тайны бытия проявляются с раннего детства. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым недостаточно работы со школьным учебником, им “тесно” на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Таким детям необходимы занятия в кружках, участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Интеллектуально-познавательный Лабиринт для учащихся 4-х классов школ г. Абакана проводится в рамках реализации программы для одаренных детей “Шаг в будущее” на базе Центра детского творчества г. Абакана.

Так как в Лабиринте предполагается участие 20 команд в каждой по 5 человек, организаторам необходимо расположить кабинеты по маршруту следования команд таким образом, чтобы было достаточно места для прохождения ребятами Лабиринта и соблюдения ТБ.

20 команд делятся на 5 секторов по 4 команды в каждом: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый. Каждому сектору выдается руна (часть карты), на которой изображено только одно жилище Эреба, куда и должны отправиться команды, ориентируясь по большой карте, постоянно проецируемой в зале. Выполнив все задания на этом участке пути, ребята получают следующую магическую руну. Так, собрав все 6 магических рун, они имеют право закончить игру. Собравшись в зале, ребята смотрят общую презентацию с правильными ответами на вопросы Лабиринта, а жюри подводит итоги.

Схема маршрута для секторов

Красный: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 - 6

Синий: 2 - 3 – 4 – 5 - 1 - 6

Зеленый: 3 – 4 - 5 – 1 – 2 - 6

Желтый: 4 – 5 – 1 – 2 – 3 - 6

Оранжевый: 5 – 1 – 2 – 3 – 4 – 6

Определяя маршрут секторов, необходимо ориентироваться на карту Лабиринта (Приложение № 1) .

Оборудование и реквизит

  • минор-болл,
  • телевизор,
  • DVD-проигрыватель,
  • мультимедийная установка, проецирующая карту Лабиринта,
  • CD и DVD – диски,
  • колодец,
  • костюмы для Эребов, Пандеи, Ученого,
  • раздаточный материал: части карты (магические руны),
  • наборы ребусов, кроссвордов,
  • наборы бланков для ответов,
  • карточка с изображением 10 незаконченных фигур,
  • карточка с изображением 3-х выражений лица (недовольное, нейтральное, радостное).

СЦЕНАРИЙ интеллектуально – познавательного Лабиринта

Действующие лица:

Ученый – 1 ведущий Лабиринта;

Пандейя – 2 ведущий Лабиринта;

Эребы:

Паук,

Хаттабыч,

Рэбус,

Звездочет,

Богиня Науки.

Фанфары на начало

Музыка на выход Ученого

В зале выключен свет, Ученый выходит со свечой в руках

Действие проходит на авансцене

Ученый: Лабиринт … Как таинственно звучит это слово, сколько чудесных мифов и преданий, героических и трагических реальных событий связано с ним.

Лабиринт … Каждый, чувствующий на то силы, хочет найти выход. Что может манить сильнее, чем неразгаданная тайна? Мы обречены на поиск ответа.

Идти вы должны сами. По разуму, по сердцу, по интуиции и по подсказкам.

Зажигается минор-болл, на заднике сцены - разноцветные фигуры

В лабиринте вы должны отыскать 5 Эребов и получить у них магические руны, которые укажут дальнейший путь. Только выполнив все условия, разгадав все интеллектуальные задачи, вы узнаете, куда идти дальше. Собрав все 5 магических рун, вы отыщете сердце лабиринта, и сможете найти выход.

Зажигается полный свет на сцене

Ученый: Давайте узнаем, кто же осмелился отправиться в путешествие по познавательному лабиринту, кто не боится затеряться в его коридорах. Кто нашел в себе силы справиться со всеми интеллектуальными заданиями.

Перекличка

Команды говорят свое название и девиз

Ученый: 20 команд самых умных, самых эрудированных детей отправятся в интеллектуально-познавательный лабиринт. Встретив Эребов и выполняя их задания, вы будете зарабатывать стиксы. Команда, которая соберет все 5 магических рун (частей карты) и заработает наибольшее количество стиксов, выйдет абсолютным победителем интеллектуального лабиринта.

Но прежде чем вы отправитесь в путь, вам необходимо заработать первую магическую руну. И я хочу познакомить вас с первой обитательницей нашего лабиринта.

Музыка на выход Пандейи

Пандейя: Меня зовут Пандейя, я - богиня полуденной поры. Я оберегаю одну из тайн нашего интеллектуального лабиринта. Смотрите, это колодец знаний. Чтобы его оживить, нужно произнести специальное заклинание: “Луна ест плена, Терра эст ратунда” (повторяйте за мной)

Дети произносят заклинание

Колодец освещается

Пандейя достает оттуда 1 задание и озвучивает его (Приложение № 1)

Пандейя: Вам нужно выполнить следующее задание. В течение 10 минут необходимо заполнить карточку, на которой даны 10 изображений незаконченных фигур. Дорисуйте предложенные фигуры так, чтобы у вас получилась цельная композиция. Попробуйте создать как можно более оригинальный и тщательно проработанный рисунок. Только справившись с этим заданием, вам откроется путь в лабиринт. Подойдите ко мне по одному человеку от команды и возьмите задания.

После выполнения задания

Пандейя достает из колодца 1-е магические руны.

Ребята сдают свои работы, взамен получают руну

Ученый: Спасибо Пандейя за помощь. Вы, ребята, только что получили первую магическую руну – одну из частей карты лабиринта Вам нужно найти в лабиринте оставшиеся 5. В этом вам помогут Эребы – жители интеллектуального лабиринта. Выполняя задания, вы будете получать руны, на которых будет указан ваш дальнейший путь. Чтобы вы не заблудились, в центральном зале нашего лабиринта вы сможете найти изображение всего пути (Приложение № 1). Ориентируясь по нему, вы отыщите всех эребов. Счастливого пути!

На стену проецируется карта Лабиринта

Дети расходятся по лабиринту,

Каждый идет по магической руне к своему эребу

РАБОТА НА СТАНЦИЯХ

1. Эреб – Паук - каб 201 – “Сказочная Паутина”

Я приветствую вас, отважные открыватели лабиринта. Чтобы получить следующую магическую руну вы должны отгадать мои сказочные вопросы. Отвечать будете по очереди. Выбираете номер, я зачитываю вопрос, даю минуту на размышление, затем вы мне отвечаете. За каждый правильный ответ вы зарабатываете 1 стикс. Время работы - 10 минут.

Сказочные вопросы

  1. Назовите имена друзей Незнайки. (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик)
  2. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
  3. Сколько стоит билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сальдо)
  4. Кто улетел с Незнайкой на Луну? (Пончик)
  5. Кем был Дуремар? (аптекарем)
  6. Откуда папа Карло взял полено? (его подарил Джузеппе)
  7. Сколько лет Илья Муромец пролежал на печи? (33 года)
  8. Что такое “красный цветок”? Кто его боялся? (огонь, звери)
  9. Какие чудеса были за морем в “Сказке о царе Салтане”? (белка, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  10. Кто одолел Тараканище? (Воробей)
  11. Какое заклинание было у Маугли? (“Мы с тобой одной крови – ты и я”)
  12. Что просил Железный Дровосек у Волшебника Изумрудного города? (сердце)
  13. Какое звание было у Карабаса-Барабаса? (доктор кукольных наук)
  14. Кем по профессии был Гулливер? (судовой врач)
  15. Как звали отца Вольки в “Старике Хоттабыче”? (Алеша)
  16. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке)
  17. Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала троллей)
  18. Где прятал ключи Синьор Помидор? (в чулке)
  19. Как назывались деньги на луне? (фартинги и сантики)
  20. Как звали сапожника в сказке “Чипполино”? (Мастер Виноградинка)

Еще одно задание, ожидающее вас– “Блиц-опрос”

В течение 30 секунд вы должны ответить на большее количество вопросов.

1 команда:

  1. У какого слона нет хобота? (у шахматного)
  2. Что случилось 31 февраля? (такого дня нет)
  3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов? (5)
  4. Кто в половодье спасал зайцев? (Дед Мазай)
  5. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми-ля-ми)
  6. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
  7. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? (12 месяцев)
  8. Домашний Дед Мороз? (холодильник)
  9. Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль)
  10. Назвать автора: “Вороне где-то бог послал кусочек сыра”? (Крылов)

2 команда:

  1. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед)
  2. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (корова)
  3. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят)
  4. Детский юмористический киножурнал? (ералаш)
  5. Какой страшный зверь падок до малины? (медведь)
  6. Какой жук носит название того месяца, в котором он родился? (майский)
  7. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (пингвины)
  8. Продукт, который получают из тростника и свеклы? (сахар)
  9. Подземная железная дорога? (метро)
  10. Какое топливо добывают на болоте? (торф)

3 команда:

  1. Корова в детстве? (теленок)
  2. Дом автомобиля? (гараж)
  3. Семь раз отмерь, один… - (отрежь)
  4. Костюм космонавта? (скафандр)
  5. Северная столица России? (С.-Петербург)
  6. Какой город летает? (Орел)
  7. Какой снег быстро тает: чистый или грязный? (грязный)
  8. Автомашина, считающая чужие деньги? (такси)
  9. Герой народных кукольных представлений? (Петрушка)
  10. Отец деревянного мальчика? (Папа Карло)

4 команда:

  1. Участок земли под овощами? (огород)
  2. Вода в газообразном состоянии? (пар)
  3. Одновременный ход конем и ладьей в шахматах? (рокировка)
  4. Площадка для бокса? (ринг)
  5. Что делает еж зимой? (спит)
  6. Есть ли на свете Оранжевое море? (нет)
  7. День веселья, радости, торжества? (праздник)
  8. По-итальянски “тартуфель”, а по-русски…? (картофель)
  9. Волшебная скатерть, на которой сама собой появляется еда? (самобранка)
  10. Колобок, обросший иглами? (еж)

5 команда:

  1. Дом собаки? (конура)
  2. Самая первая книга ученика? (букварь)
  3. Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа/помело)
  4. Кто говорил волшебные слова: “Сим, Сим, откройся!”? (Али-баба)
  5. Ребенок козы? (козленок)
  6. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (нет)
  7. Что идет, не двигаясь с места? (время)
  8. Ремни или веревки для управления лошадью в упряжке? (вожжи)
  9. Какой ключик получил Буратино от черепахи Тортилы? (золотой)
  10. Равносторонний прямоугольник? (квадрат)

6 команда:

  1. Какой праздник отмечают 7 января? (Рождество)
  2. Какую из нот добавляют в еду? (соль)
  3. Кто говорит на всех языках? (эхо)
  4. Место представления в цирке? (арена)
  5. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (патиссон)
  6. Кто может лежать на доске с гвоздями? (йог)
  7. Появляется на железе из-за сырости? (ржавчина)
  8. Эмблема государства? (герб)
  9. Самая быстроногая птица? (страус)
  10. Мальчик с деревянным носом? (Буратино)

7 команда:

  1. Городское заведение для зверей? (зоопарк)
  2. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)
  3. Спрятанные сокровища? (клад)
  4. Фрукт, которым отравили принцессу? (яблоко)
  5. Мороженное в шоколаде? (эскимо)
  6. Дышит ли цыпленок в яйце? (да)
  7. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
  8. Какого размера носил сапоги Дядя Степа? (45-го)
  9. Место на площади для торговли? (базар)
  10. Перерыв между актами в спектакле? (антракт)

8 команда:

  1. Ночью указывает путь кораблям? (маяк)
  2. Сборник географических карт и таблиц? (атлас)
  3. Очень запутанная дорога? (лабиринт)
  4. Говорящая птица? (попугай)
  5. Название какого овоща произошло от латинского слова “капут”? (капуста)
  6. Какие ноги длиннее у жирафа: передние или задние? (одинаковые)
  7. Сколько дней в високосном году? (366 дней)
  8. Знак почтовой оплаты? (марка)
  9. Лошадиный символ удачи? (подкова).

 2. Эреб - Хоттабыч – сцена – “Мульт-лабиринт”

Здравствуйте, умнейшие из умнейших! Вы пришли получить следующую магическую руну? Для этого вам необходимо справиться с моими заданиями. Я приготовил для вас специальные мультипликационные вопросы. Сейчас вы увидите фрагменты мультфильмов (Приложение № 2 - спрашивайте у автора статьи) , а затем будете должны ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете 5 стиксов.

Вопросы к мультфильмам

  1. Чем занимался поросенок Фунтик до встречи с Дядюшкой Мопусом? (рассказывал сказку о трех поросятах и просил денег на домики для бездомных поросят)
  2. Какой клад нашли Тигренок, Обезьяна и Крот? (вода)
  3. Кем работал капитан Врунгель? (преподавал навигацию в мореходном училище)
  4. Цель экспедиции Зеленого, профессора Селезнева и его дочери Алисы? (поиск удивительных животных для Космо-зоопарка) Или
    Как назывался космический корабль, на котором отправились в экспедицию Зеленый, профессор Селезнев и его дочь Алиса? (“Пегас”)
  5. С какой целью к капитану Билли Бонсу пришел Слепой Пью? (принес черную метку)
  6. Какие газеты и журналы выписали жители Простоквашино у почтальона Печкина? (дядя Федор – журнал “Мурзилка”, Шарик – что-то про охоту, кот – ничего – экономить)

Чтобы получить магическую руну, вы должны пройти испытание на слух и память. Сейчас, по моему волшебству, вы услышите 25 различных звуков. Ваша задача: внимательно прослушать, запомнить и записать, какие звуки вы услышали. За каждый правильный ответ вы получаете один стикс.

Поппури звуков

3. Эреб - Рэбус – кроссворды, ребусы -фойе

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Рэбус. Я – покровитель головоломок и загадок. Для вас я тоже приготовил специальные интеллектуальные задания. Чтобы заработать магическую руну, вам необходимо их правильно решить.

Первое задание – кроссворд “Природные явления” или “Животные вокруг нас”. Вы должны отгадать слова в кроссворде, а затем не просто вписать ответы, а вклеить в пустые ячейки кроссворда выданные вам буквы. Каждая буква должна встать на свое место. Только после этого кроссворд считается решенным. За каждый правильный ответ вы получаете 1 стикс.

решение кроссворда

Вы можете заработать дополнительные Стиксы, решая мои ребусы. За каждый правильный ответ – 1 стикс. (Приложение № 1)

решение ребусов

4. Эреб – Звездочет – каб. 203

Я приветствую вас в моем звездном мире. Я – звездочет. Я считаю звезды, изучаю планеты и их влияние на земной шар. Вы ищите следующую магическую руну? Она достанется только тем, кто справиться с моими заданиями.

Первое задание – “Расставь планеты”

ВЫ должны подписать на звездном фоне название планет. В центре – солнце. За каждый правильный ответ – 1 стикс. Время работы – 2 минуты. риложение № 1)

Второе задание – “Подпиши океаны и материки”

На этой карте подпишите названия океанов и материков, которые вы знаете. За каждый правильный ответ – 1 стикс. Время работы – 2 минуты. (Приложение № 1)

5.  Эреб – Богиня Науки – каб. 208

Я – богиня науки…. Я люблю тех ребят, кто хорошо учится в школе и может решить любое задание по математике, русскому языку или любому другому предмету. Для вас я тоже приготовила специальные задания (Приложение № 1). Выполнив их, вы получите следующую магическую руну.

1. Какие слова означают то же, что и вне скобок?

РУКА (*****) ГРОЗДЬ,

ЗАЛИВ (****) ЧАСТЬ ЛИЦА,

СКАМЬЯ (*****) МАГАЗИН,

РОДНИК (****) ОТМЫЧКА,

БИТВА (*****) РУГАНЬ,

ЖИВОТНОЕ (*****) НЕЖНОСТЬ,

ОБЯЗАННОСТЬ (****) ВЗЯТОЕ ВЗАЙМЫ

2. В названии какой страны содержится драгоценный металл?

3. В каком городе живет один мальчик и 100 девочек? (Севастополь)

4. Не меняя порядка, поставьте между цифрами знак действия “+” или “-” чтобы в результате получилось 5; 54; 41; 168.

1 2 3 4 5=5

1 2 3 4 5=54

1 2 3 4 5=41

1 2 3 4 5 =168

5. “ Который теперь час?” - спросил Саша у отца. “А ты узнай сам. Если пройдет столько часов, сколько прошло от начала суток и еще 2 часа, то кончатся сутки”, - ответил отец. Который час был тогда?

6. Сколько животных живет дома у Васи, если известно, что все они, кроме двух, - собаки, все они, - кроме двух, - кошки и, наконец, все они, кроме двух, - попугаи?

7. Разгадайте шараду:

Мой первый слог – бумаг стопа большая.
Японцы из второго пекут лепешки к чаю.
А в целом, дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.

8. Разбейте слова для переноса: любовь, разыскать, война, акация, подъезд, подбить, большой, жужжать, спецодежда.

Завершающий этап (собраны все руны)

Ребята возвращаются в зал, где их встречает Ученый, сдают стиксы и магические руны – эребам (жюри)

Жюри подводит итоги

Оглашаются правильные ответы (Приложение № 3), читается рубрика “Это интересно”.

Ученый: Лабиринт – это поиск выхода - решение задачи, которая кажется не решаемой. Но сегодня вы все эту задачу решили. Вы все добрались до сердца лабиринта, собрали все 5 магических рун и справились со всеми, даже самыми сложными, интеллектуальными заданиями. При прохождении лабиринта вы заработали определенное количество стиксов. Эти стиксы и принесут вам победу. Та команда, у которой стиксов больше, лучше справилась с заданиями, и поэтому по-праву будет признана самой эрудированной командой нашего лабиринта.

Пока жюри подводит итоги, к ребятам выходит Пандейя

(проведение диагностики “Твое настроение”)

Пандея: Вот вы и дошли до конца нашего интеллектуально-познавательного Лабиринта. Вы мужественно и легко решили коварные задачи, ответили на сложнейшие вопросы. Я вновь приглашаю на сцену по одному человеку от каждой команды. Раздайте каждому участнику своей команды карточку с изображением 3-х выражений лица – недовольное, нейтральное, радостное. Выберите то выражение лица, которое соответствует вашему настроению сейчас.

Награждение

Ученый: Что же, тайна интеллектуально – познавательного лабиринта разгадана, магические руны собраны, определились победители. А мы прощаемся с вами, и желаем никогда не блуждать в лабиринтах страхов и сомнений, уметь находить выход из любой ситуации и оставаться такими же умными и эрудированными всегда.

До свидания, до новых встреч!!!

“ЭТО ИНТЕРЕСНО …”

  • Согласно древним ирландским и английским легендам, на спиралях лабиринтов при свете луны танцевали феи.
  • По норвежским поверьям, каменные гряды выкладывали ледяные великаны.
  • В шведских сказаниях лабиринты отмечают входы в подземные дворцы.
  • Американские индейцы считали блуждания по лабиринту средством излечения от телесных и душевных недугов.
  • Китайцы верили, что злые духи могут летать по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов.
  • В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезали на дереве, в Мексике и Италии высекали на скалах, в Северной Америке и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин, в Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах и на побережье, в европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже выкапывали в земле.
  • Христианские церковные мыслители полагают, что лабиринт способствует осмыслению веры. Путешествие по лабиринту может заменить верующему человеку паломничество к святым местам.
  • В средневековье для лабиринтов находили мирные и практические применения: разбивали грядки огородов в форме лабиринтов. В Англии было много лабиринтов, сделанных из дерна на лужайках.
  • Образ и символ лабиринта особенно часто использовали мыслители XVIIв. В 1631 вышел философско-социальный роман выдающегося чешского педагога и писателя Я.А.Коменского (1592-1670) “Лабиринт света и рай сердца”. Один из первых (не дошедший до нас) учебников Каменского, построенный в форме загадок и решений, назывался “Лабиринт премудрости для молодежи, изучающей мир”.
  • Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии.
  • Многочисленные лабиринты, отличающиеся многообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту…

Литература

  1. Болховитинов В.Н., Котловой Б.И., Лаговский И.К. Твое свободное время. М.: Детская литература, 1970.
  2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис – 2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 96 с.
  3. Головко В.М. Парадигма опытно-экспериментальной работы по персонификации обучения интеллектуально-одаренных учащихся в условиях профилизации основного и дополнительного образования// Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - №6. – 2006.
  4. Дружинин В.И. Психология общих способностей.- СПб.: Речь, 1999. – 215 с.
  5. Калугин М.А. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192 с., ил. (Серия: “Игра, обучение, развлечение”).
  6. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. - : Речь, 2002. – 694 с.
  7. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр / Серия “Библиотека школьника”. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 304 с. Составление: Турыгина С.В., Кугач А.Н., 2003.
  8. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.-272 с.
  9. Шмаков С.А. Ее величество Игра. – Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М.: NВ Магистр, 1992.

Приложение 4

Приложение 5