Жажда открытия, стремления проникнуть в самые сокровенные тайны бытия проявляются с раннего детства. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым недостаточно работы со школьным учебником, им “тесно” на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Таким детям необходимы занятия в кружках, участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
Интеллектуально-познавательный Лабиринт для учащихся 4-х классов школ г. Абакана проводится в рамках реализации программы для одаренных детей “Шаг в будущее” на базе Центра детского творчества г. Абакана.
Так как в Лабиринте предполагается участие 20 команд в каждой по 5 человек, организаторам необходимо расположить кабинеты по маршруту следования команд таким образом, чтобы было достаточно места для прохождения ребятами Лабиринта и соблюдения ТБ.
20 команд делятся на 5 секторов по 4 команды в каждом: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый. Каждому сектору выдается руна (часть карты), на которой изображено только одно жилище Эреба, куда и должны отправиться команды, ориентируясь по большой карте, постоянно проецируемой в зале. Выполнив все задания на этом участке пути, ребята получают следующую магическую руну. Так, собрав все 6 магических рун, они имеют право закончить игру. Собравшись в зале, ребята смотрят общую презентацию с правильными ответами на вопросы Лабиринта, а жюри подводит итоги.
Схема маршрута для секторов
Красный: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 - 6
Синий: 2 - 3 – 4 – 5 - 1 - 6
Зеленый: 3 – 4 - 5 – 1 – 2 - 6
Желтый: 4 – 5 – 1 – 2 – 3 - 6
Оранжевый: 5 – 1 – 2 – 3 – 4 – 6
Определяя маршрут секторов, необходимо ориентироваться на карту Лабиринта (Приложение № 1) .
Оборудование и реквизит
- минор-болл,
- телевизор,
- DVD-проигрыватель,
- мультимедийная установка, проецирующая карту Лабиринта,
- CD и DVD – диски,
- колодец,
- костюмы для Эребов, Пандеи, Ученого,
- раздаточный материал: части карты (магические руны),
- наборы ребусов, кроссвордов,
- наборы бланков для ответов,
- карточка с изображением 10 незаконченных фигур,
- карточка с изображением 3-х выражений лица (недовольное, нейтральное, радостное).
СЦЕНАРИЙ интеллектуально – познавательного Лабиринта
Действующие лица:
Ученый – 1 ведущий Лабиринта;
Пандейя – 2 ведущий Лабиринта;
Эребы:
Паук,
Хаттабыч,
Рэбус,
Звездочет,
Богиня Науки.
Фанфары на начало
Музыка на выход Ученого
В зале выключен свет, Ученый выходит со свечой в руках
Действие проходит на авансцене
Ученый: Лабиринт … Как таинственно звучит это слово, сколько чудесных мифов и преданий, героических и трагических реальных событий связано с ним.
Лабиринт … Каждый, чувствующий на то силы, хочет найти выход. Что может манить сильнее, чем неразгаданная тайна? Мы обречены на поиск ответа.
Идти вы должны сами. По разуму, по сердцу, по интуиции и по подсказкам.
Зажигается минор-болл, на заднике сцены - разноцветные фигуры
В лабиринте вы должны отыскать 5 Эребов и получить у них магические руны, которые укажут дальнейший путь. Только выполнив все условия, разгадав все интеллектуальные задачи, вы узнаете, куда идти дальше. Собрав все 5 магических рун, вы отыщете сердце лабиринта, и сможете найти выход.
Зажигается полный свет на сцене
Ученый: Давайте узнаем, кто же осмелился отправиться в путешествие по познавательному лабиринту, кто не боится затеряться в его коридорах. Кто нашел в себе силы справиться со всеми интеллектуальными заданиями.
Перекличка
Команды говорят свое название и девиз
Ученый: 20 команд самых умных, самых эрудированных детей отправятся в интеллектуально-познавательный лабиринт. Встретив Эребов и выполняя их задания, вы будете зарабатывать стиксы. Команда, которая соберет все 5 магических рун (частей карты) и заработает наибольшее количество стиксов, выйдет абсолютным победителем интеллектуального лабиринта.
Но прежде чем вы отправитесь в путь, вам необходимо заработать первую магическую руну. И я хочу познакомить вас с первой обитательницей нашего лабиринта.
Музыка на выход Пандейи
Пандейя: Меня зовут Пандейя, я - богиня полуденной поры. Я оберегаю одну из тайн нашего интеллектуального лабиринта. Смотрите, это колодец знаний. Чтобы его оживить, нужно произнести специальное заклинание: “Луна ест плена, Терра эст ратунда” (повторяйте за мной)
Дети произносят заклинание
Колодец освещается
Пандейя достает оттуда 1 задание и озвучивает его (Приложение № 1)
Пандейя: Вам нужно выполнить следующее задание. В течение 10 минут необходимо заполнить карточку, на которой даны 10 изображений незаконченных фигур. Дорисуйте предложенные фигуры так, чтобы у вас получилась цельная композиция. Попробуйте создать как можно более оригинальный и тщательно проработанный рисунок. Только справившись с этим заданием, вам откроется путь в лабиринт. Подойдите ко мне по одному человеку от команды и возьмите задания.
После выполнения задания
Пандейя достает из колодца 1-е магические руны.
Ребята сдают свои работы, взамен получают руну
Ученый: Спасибо Пандейя за помощь. Вы, ребята, только что получили первую магическую руну – одну из частей карты лабиринта Вам нужно найти в лабиринте оставшиеся 5. В этом вам помогут Эребы – жители интеллектуального лабиринта. Выполняя задания, вы будете получать руны, на которых будет указан ваш дальнейший путь. Чтобы вы не заблудились, в центральном зале нашего лабиринта вы сможете найти изображение всего пути (Приложение № 1). Ориентируясь по нему, вы отыщите всех эребов. Счастливого пути!
На стену проецируется карта Лабиринта
Дети расходятся по лабиринту,
Каждый идет по магической руне к своему эребу
РАБОТА НА СТАНЦИЯХ
1. Эреб – Паук - каб 201 – “Сказочная Паутина”
Я приветствую вас, отважные открыватели лабиринта. Чтобы получить следующую магическую руну вы должны отгадать мои сказочные вопросы. Отвечать будете по очереди. Выбираете номер, я зачитываю вопрос, даю минуту на размышление, затем вы мне отвечаете. За каждый правильный ответ вы зарабатываете 1 стикс. Время работы - 10 минут.
Сказочные вопросы
- Назовите имена друзей Незнайки. (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик)
- Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
- Сколько стоит билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сальдо)
- Кто улетел с Незнайкой на Луну? (Пончик)
- Кем был Дуремар? (аптекарем)
- Откуда папа Карло взял полено? (его подарил Джузеппе)
- Сколько лет Илья Муромец пролежал на печи? (33 года)
- Что такое “красный цветок”? Кто его боялся? (огонь, звери)
- Какие чудеса были за морем в “Сказке о царе Салтане”? (белка, 33 богатыря, царевна-лебедь)
- Кто одолел Тараканище? (Воробей)
- Какое заклинание было у Маугли? (“Мы с тобой одной крови – ты и я”)
- Что просил Железный Дровосек у Волшебника Изумрудного города? (сердце)
- Какое звание было у Карабаса-Барабаса? (доктор кукольных наук)
- Кем по профессии был Гулливер? (судовой врач)
- Как звали отца Вольки в “Старике Хоттабыче”? (Алеша)
- Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке)
- Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала троллей)
- Где прятал ключи Синьор Помидор? (в чулке)
- Как назывались деньги на луне? (фартинги и сантики)
- Как звали сапожника в сказке “Чипполино”? (Мастер Виноградинка)
Еще одно задание, ожидающее вас– “Блиц-опрос”
В течение 30 секунд вы должны ответить на большее количество вопросов.
1 команда:
- У какого слона нет хобота? (у шахматного)
- Что случилось 31 февраля? (такого дня нет)
- Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов? (5)
- Кто в половодье спасал зайцев? (Дед Мазай)
- Какими нотами можно измерять расстояние? (ми-ля-ми)
- Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
- В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? (12 месяцев)
- Домашний Дед Мороз? (холодильник)
- Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль)
- Назвать автора: “Вороне где-то бог послал кусочек сыра”? (Крылов)
2 команда:
- Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед)
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (корова)
- Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят)
- Детский юмористический киножурнал? (ералаш)
- Какой страшный зверь падок до малины? (медведь)
- Какой жук носит название того месяца, в котором он родился? (майский)
- У каких птиц крылья покрыты чешуей? (пингвины)
- Продукт, который получают из тростника и свеклы? (сахар)
- Подземная железная дорога? (метро)
- Какое топливо добывают на болоте? (торф)
3 команда:
- Корова в детстве? (теленок)
- Дом автомобиля? (гараж)
- Семь раз отмерь, один… - (отрежь)
- Костюм космонавта? (скафандр)
- Северная столица России? (С.-Петербург)
- Какой город летает? (Орел)
- Какой снег быстро тает: чистый или грязный? (грязный)
- Автомашина, считающая чужие деньги? (такси)
- Герой народных кукольных представлений? (Петрушка)
- Отец деревянного мальчика? (Папа Карло)
4 команда:
- Участок земли под овощами? (огород)
- Вода в газообразном состоянии? (пар)
- Одновременный ход конем и ладьей в шахматах? (рокировка)
- Площадка для бокса? (ринг)
- Что делает еж зимой? (спит)
- Есть ли на свете Оранжевое море? (нет)
- День веселья, радости, торжества? (праздник)
- По-итальянски “тартуфель”, а по-русски…? (картофель)
- Волшебная скатерть, на которой сама собой появляется еда? (самобранка)
- Колобок, обросший иглами? (еж)
5 команда:
- Дом собаки? (конура)
- Самая первая книга ученика? (букварь)
- Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа/помело)
- Кто говорил волшебные слова: “Сим, Сим, откройся!”? (Али-баба)
- Ребенок козы? (козленок)
- Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (нет)
- Что идет, не двигаясь с места? (время)
- Ремни или веревки для управления лошадью в упряжке? (вожжи)
- Какой ключик получил Буратино от черепахи Тортилы? (золотой)
- Равносторонний прямоугольник? (квадрат)
6 команда:
- Какой праздник отмечают 7 января? (Рождество)
- Какую из нот добавляют в еду? (соль)
- Кто говорит на всех языках? (эхо)
- Место представления в цирке? (арена)
- Какой овощ напоминает космическую тарелку? (патиссон)
- Кто может лежать на доске с гвоздями? (йог)
- Появляется на железе из-за сырости? (ржавчина)
- Эмблема государства? (герб)
- Самая быстроногая птица? (страус)
- Мальчик с деревянным носом? (Буратино)
7 команда:
- Городское заведение для зверей? (зоопарк)
- В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)
- Спрятанные сокровища? (клад)
- Фрукт, которым отравили принцессу? (яблоко)
- Мороженное в шоколаде? (эскимо)
- Дышит ли цыпленок в яйце? (да)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
- Какого размера носил сапоги Дядя Степа? (45-го)
- Место на площади для торговли? (базар)
- Перерыв между актами в спектакле? (антракт)
8 команда:
- Ночью указывает путь кораблям? (маяк)
- Сборник географических карт и таблиц? (атлас)
- Очень запутанная дорога? (лабиринт)
- Говорящая птица? (попугай)
- Название какого овоща произошло от латинского слова “капут”? (капуста)
- Какие ноги длиннее у жирафа: передние или задние? (одинаковые)
- Сколько дней в високосном году? (366 дней)
- Знак почтовой оплаты? (марка)
- Лошадиный символ удачи? (подкова).
2. Эреб - Хоттабыч – сцена – “Мульт-лабиринт”
Здравствуйте, умнейшие из умнейших! Вы пришли получить следующую магическую руну? Для этого вам необходимо справиться с моими заданиями. Я приготовил для вас специальные мультипликационные вопросы. Сейчас вы увидите фрагменты мультфильмов (Приложение № 2 - спрашивайте у автора статьи) , а затем будете должны ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете 5 стиксов.
Вопросы к мультфильмам
- Чем занимался поросенок Фунтик до встречи с Дядюшкой Мопусом? (рассказывал сказку о трех поросятах и просил денег на домики для бездомных поросят)
- Какой клад нашли Тигренок, Обезьяна и Крот? (вода)
- Кем работал капитан Врунгель? (преподавал навигацию в мореходном училище)
- Цель экспедиции Зеленого, профессора Селезнева
и его дочери Алисы? (поиск удивительных
животных для Космо-зоопарка) Или
Как назывался космический корабль, на котором отправились в экспедицию Зеленый, профессор Селезнев и его дочь Алиса? (“Пегас”) - С какой целью к капитану Билли Бонсу пришел Слепой Пью? (принес черную метку)
- Какие газеты и журналы выписали жители Простоквашино у почтальона Печкина? (дядя Федор – журнал “Мурзилка”, Шарик – что-то про охоту, кот – ничего – экономить)
Чтобы получить магическую руну, вы должны пройти испытание на слух и память. Сейчас, по моему волшебству, вы услышите 25 различных звуков. Ваша задача: внимательно прослушать, запомнить и записать, какие звуки вы услышали. За каждый правильный ответ вы получаете один стикс.
Поппури звуков
3. Эреб - Рэбус – кроссворды, ребусы -фойе
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Рэбус. Я – покровитель головоломок и загадок. Для вас я тоже приготовил специальные интеллектуальные задания. Чтобы заработать магическую руну, вам необходимо их правильно решить.
Первое задание – кроссворд “Природные явления” или “Животные вокруг нас”. Вы должны отгадать слова в кроссворде, а затем не просто вписать ответы, а вклеить в пустые ячейки кроссворда выданные вам буквы. Каждая буква должна встать на свое место. Только после этого кроссворд считается решенным. За каждый правильный ответ вы получаете 1 стикс.
решение кроссворда
Вы можете заработать дополнительные Стиксы, решая мои ребусы. За каждый правильный ответ – 1 стикс. (Приложение № 1)
решение ребусов
4. Эреб – Звездочет – каб. 203
Я приветствую вас в моем звездном мире. Я – звездочет. Я считаю звезды, изучаю планеты и их влияние на земной шар. Вы ищите следующую магическую руну? Она достанется только тем, кто справиться с моими заданиями.
Первое задание – “Расставь планеты”
ВЫ должны подписать на звездном фоне название планет. В центре – солнце. За каждый правильный ответ – 1 стикс. Время работы – 2 минуты. (Приложение № 1)
Второе задание – “Подпиши океаны и материки”
На этой карте подпишите названия океанов и материков, которые вы знаете. За каждый правильный ответ – 1 стикс. Время работы – 2 минуты. (Приложение № 1)
5. Эреб – Богиня Науки – каб. 208
Я – богиня науки…. Я люблю тех ребят, кто хорошо учится в школе и может решить любое задание по математике, русскому языку или любому другому предмету. Для вас я тоже приготовила специальные задания (Приложение № 1). Выполнив их, вы получите следующую магическую руну.
1. Какие слова означают то же, что и вне скобок?
РУКА (*****) ГРОЗДЬ,
ЗАЛИВ (****) ЧАСТЬ ЛИЦА,
СКАМЬЯ (*****) МАГАЗИН,
РОДНИК (****) ОТМЫЧКА,
БИТВА (*****) РУГАНЬ,
ЖИВОТНОЕ (*****) НЕЖНОСТЬ,
ОБЯЗАННОСТЬ (****) ВЗЯТОЕ ВЗАЙМЫ
2. В названии какой страны содержится драгоценный металл?
3. В каком городе живет один мальчик и 100 девочек? (Севастополь)
4. Не меняя порядка, поставьте между цифрами знак действия “+” или “-” чтобы в результате получилось 5; 54; 41; 168.
1 2 3 4 5=5
1 2 3 4 5=54
1 2 3 4 5=41
1 2 3 4 5 =168
5. “ Который теперь час?” - спросил Саша у отца. “А ты узнай сам. Если пройдет столько часов, сколько прошло от начала суток и еще 2 часа, то кончатся сутки”, - ответил отец. Который час был тогда?
6. Сколько животных живет дома у Васи, если известно, что все они, кроме двух, - собаки, все они, - кроме двух, - кошки и, наконец, все они, кроме двух, - попугаи?
7. Разгадайте шараду:
Мой первый слог – бумаг стопа большая.
Японцы из второго пекут лепешки к чаю.
А в целом, дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
8. Разбейте слова для переноса: любовь, разыскать, война, акация, подъезд, подбить, большой, жужжать, спецодежда.
Завершающий этап (собраны все руны)
Ребята возвращаются в зал, где их встречает Ученый, сдают стиксы и магические руны – эребам (жюри)
Жюри подводит итоги
Оглашаются правильные ответы (Приложение № 3), читается рубрика “Это интересно”.
Ученый: Лабиринт – это поиск выхода - решение задачи, которая кажется не решаемой. Но сегодня вы все эту задачу решили. Вы все добрались до сердца лабиринта, собрали все 5 магических рун и справились со всеми, даже самыми сложными, интеллектуальными заданиями. При прохождении лабиринта вы заработали определенное количество стиксов. Эти стиксы и принесут вам победу. Та команда, у которой стиксов больше, лучше справилась с заданиями, и поэтому по-праву будет признана самой эрудированной командой нашего лабиринта.
Пока жюри подводит итоги, к ребятам выходит Пандейя
(проведение диагностики “Твое настроение”)
Пандея: Вот вы и дошли до конца нашего интеллектуально-познавательного Лабиринта. Вы мужественно и легко решили коварные задачи, ответили на сложнейшие вопросы. Я вновь приглашаю на сцену по одному человеку от каждой команды. Раздайте каждому участнику своей команды карточку с изображением 3-х выражений лица – недовольное, нейтральное, радостное. Выберите то выражение лица, которое соответствует вашему настроению сейчас.
Награждение
Ученый: Что же, тайна интеллектуально – познавательного лабиринта разгадана, магические руны собраны, определились победители. А мы прощаемся с вами, и желаем никогда не блуждать в лабиринтах страхов и сомнений, уметь находить выход из любой ситуации и оставаться такими же умными и эрудированными всегда.
До свидания, до новых встреч!!!
“ЭТО ИНТЕРЕСНО …”
- Согласно древним ирландским и английским легендам, на спиралях лабиринтов при свете луны танцевали феи.
- По норвежским поверьям, каменные гряды выкладывали ледяные великаны.
- В шведских сказаниях лабиринты отмечают входы в подземные дворцы.
- Американские индейцы считали блуждания по лабиринту средством излечения от телесных и душевных недугов.
- Китайцы верили, что злые духи могут летать по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов.
- В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезали на дереве, в Мексике и Италии высекали на скалах, в Северной Америке и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин, в Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах и на побережье, в европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже выкапывали в земле.
- Христианские церковные мыслители полагают, что лабиринт способствует осмыслению веры. Путешествие по лабиринту может заменить верующему человеку паломничество к святым местам.
- В средневековье для лабиринтов находили мирные и практические применения: разбивали грядки огородов в форме лабиринтов. В Англии было много лабиринтов, сделанных из дерна на лужайках.
- Образ и символ лабиринта особенно часто использовали мыслители XVIIв. В 1631 вышел философско-социальный роман выдающегося чешского педагога и писателя Я.А.Коменского (1592-1670) “Лабиринт света и рай сердца”. Один из первых (не дошедший до нас) учебников Каменского, построенный в форме загадок и решений, назывался “Лабиринт премудрости для молодежи, изучающей мир”.
- Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии.
- Многочисленные лабиринты, отличающиеся многообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту…
Литература
- Болховитинов В.Н., Котловой Б.И., Лаговский И.К. Твое свободное время. М.: Детская литература, 1970.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис – 2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 96 с.
- Головко В.М. Парадигма опытно-экспериментальной работы по персонификации обучения интеллектуально-одаренных учащихся в условиях профилизации основного и дополнительного образования// Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - №6. – 2006.
- Дружинин В.И. Психология общих способностей.- СПб.: Речь, 1999. – 215 с.
- Калугин М.А. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192 с., ил. (Серия: “Игра, обучение, развлечение”).
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. - : Речь, 2002. – 694 с.
- Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр / Серия “Библиотека школьника”. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 304 с. Составление: Турыгина С.В., Кугач А.Н., 2003.
- Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.-272 с.
- Шмаков С.А. Ее величество Игра. – Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М.: NВ Магистр, 1992.