Современному человеку необходима готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну во время иноязычного общения, относиться с уважением к духовным ценностям других культур. Таким образом, основная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции - может быть достигнута только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащихся.
Очевидно, что самым эффективным средством развития культурологической компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны изучаемого языка. Однако в условиях отдаленного от англоязычных стран города это представляется невозможным для большинства учащихся и учителей. Поэтому необходим поиск эффективных путей развития социокультурной компетенции вне языковой среды.
Погружение в виртуальное пространство, на мой взгляд, - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний - Интернет, наряду с другими современными компьютерными технологиями.
Обучать иностранному языку – значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение иностранным языком на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация.
Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться путём создания собственной страницы в Интернете.
Интернет предлагает неограниченные возможности, которые могут быть использованы как непосредственно на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Интернет - ресурсы:
Информационные
- интернет-библиотеки,
- сайты и страницы,
- программы обучения английскому языку, т.д.
Коммуникативные
- форумы;
- чаты;
- конференции;
- блоги;
- базы данных;
- on-line общение;
- электронная почта;
- проекты.
Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов при подготовке к занятиям. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применение Интернета обучение ИЯ меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.
Наиболее полно возможности Интернета раскрываются при его использовании для осуществления международных телекоммуникационных проектов.
Проекты создают уникальную возможность для детей с высоким уровнем развития интеллекта реализовать свой потенциал и формировать умения работы с информацией. Проектная деятельность способна повысить уровень культурной грамотности учащихся, создать учебные условия для естественной интеграции коммуникативных умений, повысить мотивацию учения, а самое главное – научить собирать, анализировать, использовать информационные ресурсы для решения проблем и принятия решений как самостоятельно, так и в команде. Проектная работа, связанная с использованием ресурсов сети Интернет, создает необходимые условия для обеспечения более высокого уровня сформированности информационных умений и навыков, так необходимых для преуспевания в современном информационном обществе цифровых технологий. Телекоммуникационные проекты являются одним из видов проектов, с помощью которых создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении.
Более подробно я расскажу о международном телекоммуникационном проекте “Мост через океан”, который осуществлялся между учащимися старших классов школы № 28 города Благовещенска и учащимися 9-12 классов американских штатов Нью - Джерси и Пенсильвания в 2003-2005 годах.
Цели проекта:
- содействие формированию дружественных отношений между представителями двух стран;
- формирование навыков критического мышления через обсуждение и осознание плюрализма мнений как способ принятия культурного разнообразия как нормы сосуществования культур в современном поликультурном обществе.
- формирование навыков самообучения и самообразования;
- формирование умений эффективно пользоваться ресурсами сети Интернет;
- поддержка учебной работы учащихся;
- содействие написанию научно - исследовательских работ учащимися.
Почему партнерами проекта выступили именно учителя и учащиеся школ США? Во-первых, у меня лично есть друзья по переписке в Америке. Во-вторых, в 2003 году я побывала в этой стране и наладила контакты с некоторыми школами. А самой главной причиной является желание установить диалог между представителями двух великих держав, в значительной степени оказывающих влияние на все события, происходящие в мире.
Этапы осуществления проекта:
- обучение участников проекта ведению переписки;
- установление личных контактов с ровесниками за рубежом;
- определение тем для обсуждения в обеих странах;
- проведение заседаний дебат-клубов;
- обмен мнений с зарубежными партнерами;
- создание сайта;
- написание научно- исследовательских работ на основе полученных материалов.
В процессе работы над проектом опробован также тандем- метод обучения английскому языку. Это означает, что часть учащихся из США использовали для общения не родной язык, а изучаемый иностранный язык.
В настоящее время к осуществлению нового проекта готовятся учащиеся 7 классов - члены “Клуба друзей по переписке”. Они обучаются работе в Интернет и пишут научно- исследовательские работы.
В процессе осуществления проекта были проведены 8 заседаний дискуссионного клуба по темам:
- Какими мы видим друг друга. Разбивая стереотипы.
- Взаимоотношения в семье. Конфликт поколений.
- Чем интересуется современный подросток.
- Телевидение в нашей жизни.
- Жизненные ценности американцев и россиян.
- Образование. Насколько оно важно?
- Что читают подростки?
- Экологические проблемы.
Материалы этих заседаний использовались учениками для написания научно-исследовательских работ, рефератов, для проведения классных часов.
Таким образом, с помощью использования телекоммуникационных технологий возможно решать следующие дидактические задачи:
- формирование навыков и умений чтения с использованием материалов сети Интернет разной степени сложности;
- совершенствование умения аудировать на основе аутентичных звуковых текстов Интернет и с помощью общения в режиме on-line;
- совершенствование монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;
- совершенствование письменной речи;
- пополнение словарного запаса как активной, так и пассивной лексикой;
- формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности учащихся на основе систематического использования “живых” материалов.