ЦЕЛЬ: автоматизация звука “Р”.
ЗАДАЧИ:
- закрепление правильного произношения звука “Р” изолированно, в слогах, словах, предложениях:
- развитие моторики артикуляционного аппарата:
- развитие мелкой моторики:
- развитие фонематического слуха, закрепление умения определять место заданного звука в слове, называть однокоренные слова с заданным звуком.
- развитие воображения, мышления, пространственной ориентации.
МАТЕРИАЛ: индивидуальные зеркала, тренажеры по автоматизации звуков, д/игра “Рыбалка”, предметные картинки (со звуком “Р”), компьютерная игра “Игры для Тигры”.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Выработка длительной направленной воздушной струи. Работа на компьютере с использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Задание “Воздушный змей”.
Ребенок дует в микрофон длительно и непрерывно. Если задание выполняется правильно, воздушный змей на экране взлетает, тигренок одобрительно рычит: “Молодец, получилось!”. Если воздушная струя прерывается, либо не хватает силы выдоха, тигренок на экране предлагает: “Не огорчайся, попробуй еще раз”.
2. Артикуляционная гимнастика.
Улыбка – трубочка
Улыбка – заборчик
Заборчик – дорожки (расческа)
Грибок
Лошадка – остановили лошадку.
3. Произнесение изолированного “Р”
- Раз, два, три, четыре, пять, разучился тигр рычать.
Нужно тигра выручать и рычанью обучать.
Порычим как тигры, как тигрята (громко - тихо): “Р-Р-Р-Р-Р”
Дать характеристику звуку – согласный, твердый, звонкий.
4. Закрепление произношения “Р” в слогах (прямых, обратных)
Тренажеры:
и т.п.
5. Игра с мячом “Слоговые цепочки”. Ребенок повторяет за логопедом.
- Раз, два, три, ну-ка, повтори:
Ра – ру – ро | Ры – ру – ра | Дру – дро – дра |
Ар – ор – ур | Ор – ар - эр | Тра – тру – тры |
и т.п.
6. Закрепление произношения “Р” в словах
Из предложенных картинок выбрать те, в которых звук “Р” слышится:
- в начале слова
- в середине слова
- в конце слова.
Назвать все картинки.
Определить, где слышится звук “Р” в слове тигр (в конце слова)
Определить, где слышится звук “Р” в слове рыба (в начале слова) и т.д.
7. Звукослоговой анализ слова ТИГР
Прохлопали, определили количество слогов – 1.
Т – согласный мягкий глухой звук
И – гласный звук
Г – согласный твердый звонкий звук
Р – согласный твердый звонкий звук
8. Физминутка. Пластические этюды: “Удачливый рыбак”, “Неудачливый рыбак”.
9. Фонематическая игра “Рыбки”. Назвать недостающее по смыслу слово, однокоренное слову РЫБА.
Логопед читает текст стихотворения.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как … (рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка)
- Эх, сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов)
- Рыба не клюет никак,
Видно я плохой … (рыбак)
От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит, … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка)
Вспомнить все слова, которые были названы (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).
10. Закрепление произношения “Р” в словах. Координация движений мелкой моторики рук.
Д/и “Рыбалка” (пластмассовые разноцветные рыбки, удочки с магнитами-крючками)
- Поймать рыбку, вспомнить названия со звуком “Р”: сардина, ерш, карп, красноперка, барбус, золотая рыбка. Придумать предложения с названными словами.
11. Закрепление произношения звука “Р” в предложениях. Игра “Найди ошибку”.
Логопед произносит предложения, детям предлагается исправить их.
- Червяк поймал рыбку. ( Рыбка поймала
червяка.)
- Ракушка увидела рыбку. (Рыбка увидела
ракушку.)
- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают
червяков.)
- Червяк съел карася. (Карась съел червяка.) и
т.п.
12. Итог занятия.