У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, как и у дошкольников. С детского сада они привыкли к игре, в том числе и ролевой.
Постепенно ролевая игра заменится дидактической, что будет способствовать развитию логического мышления ребёнка. Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, должны быть сюжетными, содержать образ.
Физминутка на уроке может быть “направлена” не только на здоровьесбережение, но и на развитие и даже обучение.
Физминутка может очень гармонично вписаться в конспект урока и стать одним из его этапов.
Все стихи, использующиеся в работе авторские. К каждой оздоровительной минутке разработаны рекомендации по использованию и указаны предмет и примерная тема урока, на котором её можно использовать
Условные обозначения:
- учебный предмет, на котором целесообразно провести оздоровительную минутку, тема урока.
- содержит упражнение для глаз.
- примерные вопросы и задания после выполнения оздоровительной минутки
Русский язык, литературное чтение
- Буквы О, о.
- Письмо букв О, о.
- Безударная гласная в корне слова.
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!встать на носочки, потянуться выполнить 2 наклона вперёд
достать руками носки ног (2-3 раза)
прыжки на двух ногах 3-4 раза
выполнить вращение руками 3-4 раза
стойка на правой ноге (2-3 сек.)
наклоны головы вправо-влево (4-6 раз)
сесть на место
- На что похожа буква О?
- Что общего у нуля и буквы О?
- С какой безударной гласной на письме путают безударную О?
Русский язык, литературное чтение
- Ударение.
- Безударная гласная в корне слова.
- Однокоренные слова.
Ударяем молоточком
По словам, по словам.
Гласный О сейчас ударный,
Или А, или а!
Ударением ударим
По словам, по словам…дети сжимают руки в кулаки,
ударяют кулаком о кулак,
попеременно меняя руки
Звуки скачут на лошадках: выполняются прыжки на двух ногах
Скок-поскок, трам-тарам!... (3-4 раза)
Упражнение выполняется 2-3 раза.
- Почему ударение сравнивается с молотком?
- Что у них общего?
- Поставьте ударения в данных словах…
Русский язык
- Состав слова.
- Правописание суффиксов.
- Однокоренные слова.
Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Это дом. Живет здесь гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
присесть, приподняться
встать
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.
Повторить упражнение 2 раза
- Что знаете о суффиксе?
- Может ли суффикс стоять после приставки? Почему?
- Найдите суффикс в словах домишко, домик, домище. На что указывают данные суффиксы?
Литературное чтение
- Н. Некрасов “Мужичок с ноготок”.
- Н. Некрасов “Рубка леса”.
ЛЕСОРУБ
Лесоруб рубил дрова:
Раз-два, раз-два.
Прямо постоял немножко,
Поскакал на правой ножке.
И на левой поскакал.
Снова прямо постоял.
И опять рубить дрова:
Раз-два, раз-два!дети выполняют упражнение “топор”
4-6 раз
встали прямо
прыжки на правой ноге (4-5раз)
прыжки на левой ноге (4-5раз)
встали прямо
дети выполняют упражнение “топор”
4-6 раз
- Что общего в словах лесоруб и дровосек?
- Для чего люди вырубают леса? Чем это опасно для нашей планеты?
Математика
- Нумерация в пределах 10.
- Умножение на 2.
- Деление на 2.
- Умножение и деление на 5
БЫСТРО.
БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!встать, руки на поясе
поднять руки вверх
5 хлопков рукамипоморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек.
наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты
- Какое число и какая цифра встречаются в физминутке?
- Какую связь можно установить между физминуткой и темой урока?
Математика, литературное чтение
- Любой урок математики
- Нумерация чисел в пределе 20
- Русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка”
Столько раз, друзья, присели,
Сколько дней у нас в неделе!
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько у Трёхглазки глаз.
Столько сделаем наклонов,
Сколько ёлочек зелёных.
А притопнем столько раз,
Сколько девочек у нас;
А прихлопнем столько раз,
Сколько мальчиков у нас!..присесть 7 раз прыжки на двух ногах 3 раза
наклоны вправо-влево 4 раза
топать ногами столько раз,
сколько в классе девочек
хлопать в ладоши столько раз,
сколько в классе мальчиков
Физминутка “направлена” на развитие внимания школьников. Будет целесообразно ответить на вопросы, поставленные в физминутке.
Окружающий мир
- Луна – спутник Земли.
- Звёздное небо.
- Ночное небо. Звёзды, луна.
ПОЛЁТ НА ЛУНУ
Полетели на Луну –
Руку в сторону одну.
А вторую вверх подняли,
Словно крылья замахали.
Подскочили высоко –
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она
На ладонях вся ЛУНА!встать возле парты
правую руку поднять в сторону
левую руку - вверх
обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз
прыгнуть как можно выше вверх
встать на месте
руки вверх, потянуться
встать на месте, сложить ладони в форме чаши
- На чём можно полететь на луну?
- Можем ли мы взять луну на ладони?
- Нарисуйте луну у себя в тетрадях.
На любой урок
ХУДОЖНИКИ
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!Выполняется сидя за партами дети “рисуют” глазами круг,
не поворачивая головы
“рисуют” окно
“рисуют” бревноопустить глаза вниз, поднять глаза вверх
крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)
поморгать глазами 3-5 сек.
смотреть прямо перед собой
поморгать глазами 3-5 сек.
Литературное чтение, изобразительное искусство, мир вокруг нас, трудовое обучение
Как живут растения и животные.
- Рисование животных.
- Осенние изменения в природе.
- Лепка из пластилина фигурок животных.
- Животные леса.
- Н. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”
- Д. Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго зайца…”
- А. Блок “Ворона”
- Н. Соколов-Микитов “Листопадничек”
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку!ходьба на месте на протяжении чтения первых четырёх строк
Скачут белочки и зайки –
1-2-3, 1-2-3…
Скачут, скачут на лужайке –
Посмотри, посмотри!
Встали – сели, встали – сели,
Вправо-влево поглядели.прыжки : 3 раза на одной ноге,
3 раза на другой ноге
прыжки на двух ногах (6 раз)
приседания 2 раза
смотреть вправо – влево,
головойДружно делают наклоны
Чернобровые вороны.
А зубастые бобры
Взяли в лапки топоры.
Привыкайте все к порядку:
Начинайте день с зарядки!наклоны вперёд и назад 4-6 раз
упражнение “топор” 6-8 раз
- Перечислите зверят, которые встретились нам в тексте физминутки?
- Нарисуйте в тетради по чтению любимое животное
Математика, окружающий мир, музыка
- Насекомые.
- Нумерация чисел от 1 до 10.
- Песня “В траве сидел кузнечик”
Приподняли плечики –
Прыгают кузнечики!
10 раз на двух ногах
В разноцветных сапогах!
А теперь на правой ножке
Поскакали по дорожке!
А теперь на левой ножке
Поскакали по дорожке!поднять вверх плечи 10 прыжков на двух ногах
10 прыжков на правой ноге
10 прыжков на левой ноге
- От какого слова произошло слово “кузнечик”?
- В какой сказке Ш. Перро главный герой тоже был в сапогах?
- Перечислите известных вам насекомых.
Русский язык, литературное чтение
- Буквы А, а.
- Письмо букв А, а.
- Безударная гласная в корне слова.
Мы покажем букву А,
(улыбнулись все сперва!)
Ноги в стороны прыжком,
Руки кверху шалашом…
Перед нами буква А:
Раз присели, встали – два!улыбнуться друг другу “ноги на ширине плеч” прыжком
поднять руки вверх и соединить ладони
выполнить приседания (2 раза)
Повторить физминутку 2 раза
- На что похожа буква А?
- Назови 5 слов на букву А.
-Выложи из счётных палочек букву А.
- С какой безударной гласной путают А?
Русский язык
- Знаки препинания в конце предложения.
- Виды предложений по цели высказывания.
- Виды предложений по интонации.
- Изложение.
- Сочинение.
Мы сейчас покажем точку:
Раз, два, три – надули щёчки!
Дружно прыгнули на строчки –
Вот и показали точку!сделать глубокий вдох, задержать
дыхание на счёт 1-2-3
прыжки на двух ногах 5-6 разСпинку все согнули так,
Знак вопроса – нужный знак!
Он идёт, как старый дед
Ста пятидесяти лет!наклоны вперёд 4-5 раз
медленная ходьба, высоко
поднимая ноги
- На что похожи знаки препинания?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- О каком знаке препинания не говорилось в упражнениях?
- Какое предложение называется побудительным? Какой знак ставим в конце такого предложения?
Математика
- Число ноль.
- Умножение нуля и на ноль.
- Деление нуля.
- Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Руки замкнуты в замок:
Раз – прыжок, два – прыжок!
Это круглый мистер Ноль –
Добродушный наш король!руки сложили в замок – это “живот”
Нуля;
прыжки на двух ногах (6-8 раз)Раз - присели, два – поднялись,
Потянулись, покачались…выполнить приседания
руки вверх, потянуться, наклоны вправо и влево 4-6 разМистер Ноль пошёл в поход:
Раз – назад, два – вперёд!..ходьба на месте (3-5 сек)
Повторить физминутку 2-3 раза.
- Что обозначает число нуль?
- Чем похожи нуль и буква О?
- Перед каким числом стоит нуль?