“А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”
М.В. Ломоносов
Класс красочно оформлен: математические газеты, высказывания, портреты математиков, занимательные задачи, кроссворды.
В конкурсе участвуют 3 команды (количество любое, можно по рядам). В каждой команде – капитан.
1-я команда – “Треугольник”; 2-я – “Квадрат”; 3-я – “Круг”.
Эмблемы команд: треугольник, квадрат, круг.
Ведущий: 1 человек.
Счетчик: 3 человека (раздают жетоны, а в конце подсчитывают их количество у каждой команды).
I. Представление команд
Ведущий: |
Счетный конкурс открываю. |
№ 1 |
Вот команда “Треугольник”. |
№ 2 |
Про команду номер два |
№ 3 |
У команды третьей здесь |
Во время представления команды встают.
Итак, турнир я открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!
Первый тур (разминка)
Ведущий: |
Первый тур мы начинаем, |
Командам задается по 3 вопроса. За правильный ответ команда получает жетон. Если эта команда не правильно ответила, или не знает ответ, право отвечать предоставляется другой команде.
Второй тур
Ведущий: |
Тур второй: пусть всякий
знает |
Каждая команда получает по одной задаче.
Третий тур
Ведущий: |
Третий тур мы начинаем, |
По два вопроса капитанам.
Четвертый тур
Ведущий: |
Вы, ребята, все устали.
а) “Каждой руке – свое дело” а) считаем до 30, вместо чисел, кратных
трем, произносим: “Ай, да я!”; |
Ведущий: |
Вот закончилась игра. |
Объявляются итоги, отмечаются лучшие игроки, вручаются призы.
Тур первый
Вопрос |
Ответ |
1. Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля? |
Число 0 |
2. Портной имеет отрез сукна в 10 метров. И каждый день отрезает по одному метру. На который день он отрежет в последний раз? |
На 9-ый день он отрежет последний 10-й метр |
3. Найдите число, 1/3 которого составляет 12. |
36 |
4. Часы с боем отбивают один удар за одну секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов? |
11 секунд |
5. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? |
1, 2, 3 |
6. Когда делимое и частное равны между собой? |
Когда делитель равен 1 |
7. Мальчик написал на бумажке число 66 и сказал товарищу: - Увеличь это число в 1,5 раза, но не делай над ним никаких действий. |
Перевернул бумажку с числом 66 и получил 99=66*1,5 |
8. Разделите число 188 пополам так, чтобы в результате получилось 1. |
188 = 100/100 = 1 |
9. Чему равен 1% от 1000 рублей? |
10 рублей |
10. Рыба веси 5 кг и еще полрыбы. Сколько весит рыба? |
10 кг |
Второй тур
Капитаны выбирают задачи, 2 минуты на обдумывание
Задача |
Решение |
1. Дед Мороз к Новому году выращивает елочки на участке прямоугольной формы. Его ширина 200 м и это составляет 4/5 длины. На 1 га в среднем растет 30 елочек. Сосчитайте, сколько у Деда Мороза елочек на этом участке? |
1) 200:4/5=250 (м) Ответ: 150 елочек |
2. Вы идете по сказочному лесу по тропинке, вдоль которой растут березы и елки. Всего 40 деревьев, причем елок в 3 раза больше, чем берез. Сколько берез и сколько елок растет вдоль тропинки? |
1) х+3х=40 Ответ: 10 берез, 30 елок |
3. Бабе Яге вместе с Кощеем 250 лет. Яга старше Кощея всего на 50 лет. Сколько лет Бабе Яге, сколько лет Кощею? |
100 лет Кощею, 150 лет – Яге |
4. Напишите 9 цифр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними знаки “+” или “-” (всего 3 знака) так, чтобы в результате получилось число 100. |
123 – 45 – 67 + 89 = 100 |
5. Не меняя порядка цифр, 9 8 7 6 5 4 3 2 1 расставьте знаки “+”, чтобы получилась сумма 99. |
9+8+7+65+4+3+2+1=99 |
6. На вопрос о том, сколько у него учеников, Пифагор отвечал так: “Половина моих учеников изучает математику, четвертая часть проводит в молчаливом размышлении, 7-я часть моих учеников читает книги, остальную часть составляют 3 девы. Сколько учеников было у Пифагора?” |
Тур третий (конкурс капитанов)
1. В семье 5 сыновей, у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? |
6 человек |
2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? |
4 минуты |
3. Чем кончается день и ночь? |
Мягким знаком |
4. Сколько горошин может войти в один стакан? |
Сами они войти не могут |
5. На что похожа половина яблока? |
На другую половинку |
6. Электропоезд едет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? |
Ни в какую, у электропоезда дыма нет. |
Конкурс на внимание
б) Веселый счет. Для игры надо приготовить таблицу такого размера, чтобы она была видна всем, и написать на ней одно под другим следующие числа: 1000 Нужна также картонка, которой эти числа можно закрывать. Ведущий показывает зрителям таблицу, оставляя открытым только верхнее число, и просит всех хором это число прочесть. Потом он постепенно опускает картонку, каждый раз открывая новое число, предлагает эти числа прибавлять и хором называть результат. |
- Одна тысяча А ведь ответ неверный. Если к 4090 прибавить 10, сколько будет? 4100, а не 5000. Психологическая причина этой ошибки в повторении слова “тысяча”. |
в) Сколько было остановок? - Ребята, как, вероятно, и всем вам, мне часто приходится пользоваться городским транспортом – обращается руководитель к детям. – Однажды, сидя в троллейбусе, я решил сделать очень несложный подсчет. Полагаю, что вы все сильны в арифметике и поможете мне в этом. - Итак, я сел в троллейбус на начальной станции и пересчитал пассажиров. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны!). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7. А потом на остановке |
Этот вопрос оказывается для всех совершенно неожиданным, вызывает веселое недоумение. Считали-то все пассажиров, а не остановки, хоть никто их не предупреждал, что именно надо считать. 5 остановок. |
г) Задача о водоплавающих птицах. Как-то рано поутру |
Всего птиц – 56 |
д) Вот так плотва! Удил я целый выходной. |
Длина плотвы 42 см |