Нестандартный урок-конкурс по математике "Ох уж эта математика!"

Разделы: Математика


“А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”

М.В. Ломоносов

Класс красочно оформлен: математические газеты, высказывания, портреты математиков, занимательные задачи, кроссворды.

В конкурсе участвуют 3 команды (количество любое, можно по рядам). В каждой команде – капитан.

1-я команда – “Треугольник”; 2-я – “Квадрат”; 3-я – “Круг”.

Эмблемы команд: треугольник, квадрат, круг.

Ведущий: 1 человек.

Счетчик: 3 человека (раздают жетоны, а в конце подсчитывают их количество у каждой команды).

I. Представление команд

Ведущий:

Счетный конкурс открываю.
Добрый день мои друзья!
Три команды на турнире,
Их сейчас представляю я.

№ 1

Вот команда “Треугольник”.
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!

№ 2

Про команду номер два
Разошлась уже молва,
Называется “Квадрат”
Им любой ученый рад!

№ 3

У команды третьей здесь
Всех достоинств и не счесть
Номер три зовется “Кругом” -
Стойкие и друг за друга!

 Во время представления команды встают.

Итак, турнир я открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!

Первый тур (разминка)

Ведущий:

Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь задачки и шарады.
За разгадку всем награды.

Командам задается по 3 вопроса. За правильный ответ команда получает жетон. Если эта команда не правильно ответила, или не знает ответ, право отвечать предоставляется другой команде.

Второй тур

Ведущий:

Тур второй: пусть всякий знает
Кто же лучше вычисляет?
Нам – задачки прочитать,
Вам же думать и решать!

Каждая команда получает по одной задаче.

Третий тур

Ведущий:

Третий тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи.
Пожелаем им удачи!

По два вопроса капитанам.

Четвертый тур

Ведущий:

Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Итак, четвертый тур – “Игра”!

  1. Конкурс художников.
  2. а) “Каждой руке – свое дело”
    Правая рука чертит окружность, левая – треугольник.
    (по 1 человеку от команды)
    б) Нарисуйте из цифр человека.

  3. Подведение итогов счетчиками.
  4. Конкурс на внимание.
  5. а) считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим: “Ай, да я!”;
    б) веселый счет (таблица);
    в) сколько было остановок?
    г) задача о водоплавающих птицах;
    д) Вот так плотва!

Ведущий:

Вот закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился.

Объявляются итоги, отмечаются лучшие игроки, вручаются призы.

Тур первый

Вопрос

Ответ

1. Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля?

Число 0

2. Портной имеет отрез сукна в 10 метров. И каждый день отрезает по одному метру. На который день он отрежет в последний раз?

На 9-ый день он отрежет последний 10-й метр

3. Найдите число, 1/3 которого составляет 12.

36

4. Часы с боем отбивают один удар за одну секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов?

11 секунд

5. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?

1, 2, 3

6. Когда делимое и частное равны между собой?

Когда делитель равен 1

7. Мальчик написал на бумажке число 66 и сказал товарищу:

- Увеличь это число в 1,5 раза, но не делай над ним никаких действий.

Перевернул бумажку с числом 66 и получил 99=66*1,5

8. Разделите число 188 пополам так, чтобы в результате получилось 1.

188 = 100/100 = 1

9. Чему равен 1% от 1000 рублей?

10 рублей

10. Рыба веси 5 кг и еще полрыбы. Сколько весит рыба?

10 кг

Второй тур

Капитаны выбирают задачи, 2 минуты на обдумывание

Задача

Решение

1. Дед Мороз к Новому году выращивает елочки на участке прямоугольной формы. Его ширина 200 м и это составляет 4/5 длины. На 1 га в среднем растет 30 елочек. Сосчитайте, сколько у Деда Мороза елочек на этом участке?

1) 200:4/5=250 (м)
2) S=200*250=50000(м2)=5(га)
3) 30*5=150 (елочек)

Ответ: 150 елочек

2. Вы идете по сказочному лесу по тропинке, вдоль которой растут березы и елки. Всего 40 деревьев, причем елок в 3 раза больше, чем берез. Сколько берез и сколько елок растет вдоль тропинки?

1) х+3х=40
2) 4х=40
3) х=10

Ответ: 10 берез, 30 елок

3. Бабе Яге вместе с Кощеем 250 лет. Яга старше Кощея всего на 50 лет. Сколько лет Бабе Яге, сколько лет Кощею?

100 лет Кощею, 150 лет – Яге

4. Напишите 9 цифр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними знаки “+” или “-” (всего 3 знака) так, чтобы в результате получилось число 100.

123 – 45 – 67 + 89 = 100

5. Не меняя порядка цифр, 9 8 7 6 5 4 3 2 1 расставьте знаки “+”, чтобы получилась сумма 99.

9+8+7+65+4+3+2+1=99

6. На вопрос о том, сколько у него учеников, Пифагор отвечал так: “Половина моих учеников изучает математику, четвертая часть проводит в молчаливом размышлении, 7-я часть моих учеников читает книги, остальную часть составляют 3 девы. Сколько учеников было у Пифагора?”

Тур третий (конкурс капитанов)

1. В семье 5 сыновей, у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

6 человек

2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?

4 минуты

3. Чем кончается день и ночь?

Мягким знаком

4. Сколько горошин может войти в один стакан?

Сами они войти не могут

5. На что похожа половина яблока?

На другую половинку

6. Электропоезд едет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?

Ни в какую, у электропоезда дыма нет.

Конкурс на внимание

б) Веселый счет.

Для игры надо приготовить таблицу такого размера, чтобы она была видна всем, и написать на ней одно под другим следующие числа:

1000
40
1000
30
1000
20
1000
10

Нужна также картонка, которой эти числа можно закрывать. Ведущий показывает зрителям таблицу, оставляя открытым только верхнее число, и просит всех хором это число прочесть. Потом он постепенно опускает картонку, каждый раз открывая новое число, предлагает эти числа прибавлять и хором называть результат.

- Одна тысяча
- Одна тысяча сорок
- Две тысячи сорок
- Две тысячи семьдесят
- Три тысячи семьдесят
- Три тысячи девяносто
- Четыре тысячи девяносто
- Пять тысяч (почти всегда скажут именно так!)

А ведь ответ неверный. Если к 4090 прибавить 10, сколько будет? 4100, а не 5000. Психологическая причина этой ошибки в повторении слова “тысяча”.

в) Сколько было остановок?

- Ребята, как, вероятно, и всем вам, мне часто приходится пользоваться городским транспортом – обращается руководитель к детям. – Однажды, сидя в троллейбусе, я решил сделать очень несложный подсчет. Полагаю, что вы все сильны в арифметике и поможете мне в этом.

- Итак, я сел в троллейбус на начальной станции и пересчитал пассажиров. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны!). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7.

А потом на остановке
Гражданин один вошел
С целой кучею обновок …
Сколько было остановок?

Этот вопрос оказывается для всех совершенно неожиданным, вызывает веселое недоумение. Считали-то все пассажиров, а не остановки, хоть никто их не предупреждал, что именно надо считать.

5 остановок.

г) Задача о водоплавающих птицах.

Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было 8 пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей.

Всего птиц – 56
Гагар – 8
Уток – 16
Гусей – 8
Лебедей - 24

д) Вот так плотва!

Удил я целый выходной.
Сижу – поклевки ни одной!
Когда уже погас закат,
Закинул я на шоколад,
Смотрю, исчез мой поплавок,
Я осторожненько подсек,
Тащу, тащу, гляжу – плотва!
Семь сантиметров голова.
А туловище – гляньте вы,
В два раза больше головы,
И полхвоста к двум головам
Еще прибавить нужно вам.
А хвост – ровно треть от всей длины.
Не посчитаете ли вы
Размера клюнувшей плотвы?
И сообщите мне, пока
Не сорвалась она с крючка.

Длина плотвы 42 см