Пояснительная записка
В развитых странах мира очень много говорят о переходе от “индустриального общества” к “обществу информационному”. Всё более реальным становится крылатое выражение “кто владеет информацией – тот владеет миром”. Происходит смена способов производства, мировоззренческих установок, культурных стереотипов, общественных отношений. Всё чаще используются такие понятия, как “информация”, “информатизация общества”, “информационная культура”, “информационные технологии”, “информационная революция”. Внедрение новых информационных технологий привносит изменения во всю систему образования. Информационные технологии изменяют сам процесс образования, позволяют его максимально приблизить к образовательным потребностям отдельного человека. Образованный человек должен уметь пользоваться информационными технологиями.
Цели программы:
- ознакомиться с понятиями документации, её видами;
- развить умение самостоятельно работать с различными источниками информации;
- расширить знания учащихся по теме “Текстовый процессор” предмета “Информатика и информационные технологии”;
- совершенствовать практические навыки работы с текстовой информацией;
- развить интерес школьников к предмету “Информатика и информационные технологии”.
Предлагаемый курс “Машинопись и делопроизводство на ПК” должен обеспечить реализацию следующих задач:
- дополнить знания учащихся по теме “Текстовый редактор”, “Информация”, по курсу “Информатика и информационные процессы”;
- содействовать формированию у школьников образного мышления;
- развить навыки анализа и самоанализа;
- формировать умения ориентироваться в информационных потоках;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Актуальность программы осуществляется тем, то учащиеся должны понимать значение документации и информационных потоков в жизни общества, уметь выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ей, расширять её объём, уметь переносить полученные знания, способы и приёмы деятельности из одной образовательной области в другую.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- актуальность;
- доступность;
- наглядность;
- целостность;
- системность содержания вопросов и заданий;
- прослеживание внутриклассовых и межпредметных связей;
- практическая направленность;
- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 8 часов.
Системность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.
Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает развитие логического мышления, умения анализировать, выделять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы, даёт практические навыки работы с информацией.
Инвариантность содержания – программа применима для разных групп учащихся, что достигается обобщённостью включенных в неё знаний, отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульными принципами построения.
Полнота содержания содержит все сведения, необходимые для достижения целей и задач обучения.
Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки девятиклассников должен помочь учащимся усвоить основные базовые понятия: слепой десятипальцевый метод письма, служебная документация, информация, тексты; ключевые понятия: текстовая информация, приказ, акт, протокол, служебное письмо, заявление; расширить знания о методах сбора и обработки информации.
Учащиеся должны сформировать умения работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, планировать свою деятельность, ориентироваться в информационных потоках, анализировать, выделять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Курс является ориентационным в системе предпрофильной подготовки:
- способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы,
- расширяет кругозор учащихся,
- осуществляет учебно-практическое знакомство с проблемой увеличения документооборота в процессе человеческой деятельности.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 8 часов.
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений, видов познавательной деятельности девятиклассников:
- работать с источниками информации – проводить поиск информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных источников, выделять факты,
- анализировать полученную информацию,
- комбинировать виды деятельности на уроке,
- составлять проект,
- участвовать в дискуссиях по проблемам.
Организация учебной работы учащихся направлена на выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся. Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на уроке. Для усиления эффективности работы деятельность индивидуализируется.
Содержание программы
1. Слепой десятипальцевый метод письма
Достоинства и недостатки слепого десятипальцевого метода письма. Макет клавиатуры. Печать слепым десятипальцевым методом письма.
2. Правила написания текстов
Правила написания текстов. Правила написания заголовков. Правила написания подзаголовков.
3. Служебная документация
Виды служебной документации. Назначение. Основные реквизиты служебной документации.
4. Приказы
Приказы. Виды. Назначение. Основные реквизиты. Приказ по отделу кадров. Приказ по общим вопросам.
5. Служебные письма
Служебные письма. Виды. Назначение. Основные реквизиты. Правила составления служебных писем.
6. Другая служебная документация
Справки. Акты. Протоколы.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- принтер.
Формы занятий:
- Семинар по теме: Слепой десятипальцевый метод письма.
- Практикум по темам:
- Правила написания текстов.
- Служебная документация.
- Приказы.
- Служебные письма.
- Другая служебная документация.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Темы курса | Кол-во часов | В том числе | Виды деяте-льности | Форма контроля | ||
Л | П/з | С/з | |||||
1. 1.1. 1.2 |
Слепой десятипальцевый метод письма Слепой десятипальцевый метод письма. Печать слепым десятипальцевым методом письма. |
2 | 0,5 0,5 |
1,5 0,5 1 |
Семинар Практикум |
||
2. | Правила написания текстов, заголовков, подзаголовков. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практикум | ||
3. | Служебная документация: виды, назначение, основные реквизиты | 1 | 0,25 | 0,75 | Практикум | ||
4. | Приказы: виды, назначение, основные реквизиты. Приказ по отделу кадров, по общим вопросам. | 1 | 0,25 | 0,75 | Практикум | ||
5. | Служебные письма: виды, назначение, основные реквизиты, правила составления. | 1 | 0,25 | 0,75 | Практикум | ||
6. | Другая служебная документация: акты, справки, протоколы | 2 | 0,25 | 1,75 | Практикум | ||
Итого | 8 | 2 | 6 |
Литература:
- Косарев В.П. и другие. Компьютерные системы и сети: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.