Урок математики. 3-й класс. Тема: "Тайны родной земли"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

Совершенствование знаний учащихся о письменных приёмах сложения и вычитания трехзначных чисел.

Задачи:

  • закрепить способы проверки письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел; правил выполнения действий в выражениях;
  • развивать умение анализировать и решать задачи, в том числе и логические, творческую самостоятельность учащихся;
  • воспитывать чувство гордости за малую Родину, патриотизм.

Оборудование:

Таблица соответствий с числами и буквами; мультимедиа с фотокадрами о родном селе и его жителях, магнитофон с записью Эннио Морриконе из кинофильма “Профессионал”, сердца из самоклеящейся бумаги; большое сердце на ватмане со словом “Родина”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок математики мы подарим нашим гостям, родителям, жителям нашего села и, прежде всего себе. Постарайтесь, чтобы подарок был красивым, праздничным, добрым и мудрым. Ребята, вы любите разгадывать тайны? Тема нашего урока: “Тайны родного села

II. Работа над правилами выполнения действий в выражениях.

- Какие правила надо соблюдать при решении выражений? (в первую очередь выполняются действия умножения и деления, а потом по порядку действия сложения и вычитания).

1-2 уровню решить выражения, 3 уровню – поставить знаки действий и скобки в выражения так, чтобы равенства оказались верными.

1 - 2 уровень

3 уровень

2* 4 + 2 = 10 (т)

18 * 6 * 7 =10 (т)

10 – 3 * 3 = 1 (а)

28 * 4 *5 = 2 (ы)

6 * 4 – 12 = 12 (ш)

36 * 6 * 1 = 6 (п)

- Перед вами таблица соответствий чисел и букв ключ к разгадке задач нашего урока. Когда вычислите значения выражений, соотнесите ответы и буквы.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

о

а

ы

д

е

и

п

м

н

р

т

ч

ш

Самопроверка по правильно решенным примерам на доске.

(1 уровень комментирует).

- Кто расшифровал код?

- как переводится Таш – тып?

(Каменное дно в переводе с хакасского языка)

Домашнее задание: Подумать, почему так называется наше село?

Сегодня мы разгадаем некоторые тайны нашего села, при помощи письменных приёмов сложения и вычитания и их проверки.

III. Решение выражений при помощи письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел с проверкой по уровням:

1.Решение с комментированием:

- Как проверить сложение? Вычитание?

2. Самостоятельная работа с последующей проверкой по мультимедиа:

(2ур, 3 ур. с комментированием)

- Что необычного заметили во всех примерах?

(237 в каждом примере, это число высвечивается на экране)

-Мы открыли первую тайну урока: столько лет исполнилось нашему селу в этом году. См.Приложение 1.

3. Самостоятельная работа с проверкой только ответов, которые записываются на доску:

Это следующая тайна родного села:

123 года – “Таштыпской средней школе №1”

70 лет – “Таштыпской средней школе №2”

(на мультимедиа высвечиваются фотографии школ Таштыпа) См. Приложение 2.

- Составьте задачу о школах на вычитание.

(на сколько лет “ТСШ №1” старше “ТСШ №2”?)

Решение у доски с комментированием

Ответ: “ТСШ №1” старше “ТСШ №2” на 53 года.

Домашнее задание подумать над вопросом:

Почему здания “ТСШ №1” и “ТСШ№2” выглядят почти одинаково, а возраст школ разный.

IV. Физминутка: (под фотоколлаж на мультимедиа и музыку).

См. Приложение 3.

Если ты приедешь в наши дали (поворот вокруг себя)
Ты степей увидишь океан (разводят руками)
Берегами океана стали (присесть) цепи Алатау и Саян (поднять руки)
По земле цветущей только ступишь (шаг вперед)
Здесь оставишь сердце навсегда (поклон, руки на сердце)
Енисей серебряный полюбишь (волны руками)
И Тасхылы синие ото льда (руки вверх, опустить и сесть за парту)

V. Решение составной задачи:

Школьники третьих и четвертых классов помогали ветеранам ВОВ и труда села Таштыпа.

К каждому приходили по 6 человек. Третьеклассники почистили снег у 5 ветеранов,

а четвероклассники у 7 ветеранов. Сколько всего школьников помогало ветеранам?

Анализ задачи:

  1. Чтение задачи учителем.
  2. Беседа по содержанию, составление краткой записи задачи.

- О ком говорится в задаче? (о школьниках)

- Кому помогали школьники? (ветеранам)

- По сколько человек чистили снег у ветеранов? (по 6)

- Скольким ветеранам помогли третьеклассники? (5)

- Скольким ветеранам помогли четвероклассники? (7)

- Какой главный вопрос задачи? (сколько всего школьников помогало ветеранам)

Число школьников, помогающих одному ветерану

Количество ветеранов

Общее число школьников, помогающих ветеранам

3 класс по 6 человек

5в.

? шк.

4 класс одинаково

7в.

? шк.

3. Поиск решения задачи:

- Можем ли сразу ответить на этот вопрос? (нет) - Почему? (не знаем, сколько было третьеклассников всего и общее количество четвероклассников) - Можем ли узнать общее количество третьеклассников? (да, для этого надо знать, скольким ветеранам помогли третьеклассники, и по сколько человек было у каждого ветерана) - Каким действием найдем? (умножением) - Можем ли узнать общее количество четвероклассников? (да, для этого надо знать число ветеранов, которым помогали ученики, и по сколько человек было у каждого ветерана) - Каким действием узнаем? (умножением) - Каким действием узнаем общее количество школьников, которые убирали снег у ветеранов? (сложением)

4. Самостоятельное решение задачи разными способами:

1 способ:

2способ:

1. 6 * 5 = 30 (шк) – 3 кл.

1. 5 + 7 =12 (вет.)

2. 6 * 7 = 42 (шк.) – 4кл.

6 * 12 = 72 (шк.)

3. 30 + 42 = 72 (шк.) – всего

 

Ответ: 72 школьника всего помогало ветеранам Таштыпа.

- Почему нужно помогать ветеранам и престарелым людям? А вы, ребята, помогаете ветеранам?

Это еще одна тайна нашего урока, но открыть ее сможете только каждый в своем сердце.

VI. Вычисление значения выражения в несколько действий.

114 + 7 – (903 – 581 – (81 + 121)) =

- Вычислите значение выражения самостоятельно. И к цифрам этого примера подберите ключ через таблицу соответствий.

- Что получилось?

- Это окончание пословицы. Какое у нее начало? (Нет ничего краше, чем Родина наша). См. Приложение 4.

- Что означает ответ 1 ? (а - первая буква алфавита; Родина у человека - одна )

Эту тайну знают люди, которые любят свою Родину и заботятся о ней,

Домашнее задание:

Сами составьте пример, используя это логическое соответствие. (Повторить все домашнее задание, оговорить сроки)

VII. Итог урока:

Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел и их проверка вычислений.

Усвоили из __ человек __ учеников

не усвоили ___учеников

На следующих уроках обязательно поработаем ещё.

VIII. Рефлексия:

- Спасибо, ребята, за урок - подарок. Вы все были сегодня мудрыми математиками и добрыми помощниками, смогли открыть тайны родной земли.

Я вам тоже хочу кое-что подарить: Это слово “Родина”.

-Что для вас Родина? Какая она?

Подарите свои добрые слова нашей родине – Таштыпу.

(Листочки в виде сердечек с написанными словами приклеиваются на большое сердце со словом “Родина”)

-добрая

- родная

- могучая

- солнечная

- счастливая

- мирная

- любимая

- заботливая

- богатая

- прекрасная

- единственная

- это мой Таштып.