Цель:
Совершенствование знаний учащихся о письменных приёмах сложения и вычитания трехзначных чисел.
Задачи:
- закрепить способы проверки письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел; правил выполнения действий в выражениях;
- развивать умение анализировать и решать задачи, в том числе и логические, творческую самостоятельность учащихся;
- воспитывать чувство гордости за малую Родину, патриотизм.
Оборудование:
Таблица соответствий с числами и буквами; мультимедиа с фотокадрами о родном селе и его жителях, магнитофон с записью Эннио Морриконе из кинофильма “Профессионал”, сердца из самоклеящейся бумаги; большое сердце на ватмане со словом “Родина”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок математики мы подарим нашим гостям, родителям, жителям нашего села и, прежде всего себе. Постарайтесь, чтобы подарок был красивым, праздничным, добрым и мудрым. Ребята, вы любите разгадывать тайны? Тема нашего урока: “Тайны родного села”
II. Работа над правилами выполнения действий в выражениях.
- Какие правила надо соблюдать при решении выражений? (в первую очередь выполняются действия умножения и деления, а потом по порядку действия сложения и вычитания).
1-2 уровню решить выражения, 3 уровню – поставить знаки действий и скобки в выражения так, чтобы равенства оказались верными.
1 - 2 уровень |
3 уровень |
2* 4 + 2 = 10 (т) |
18 * 6 * 7 =10 (т) |
10 – 3 * 3 = 1 (а) |
28 * 4 *5 = 2 (ы) |
6 * 4 – 12 = 12 (ш) |
36 * 6 * 1 = 6 (п) |
- Перед вами таблица соответствий чисел и букв ключ к разгадке задач нашего урока. Когда вычислите значения выражений, соотнесите ответы и буквы.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
о |
а |
ы |
д |
е |
и |
п |
м |
н |
р |
т |
ч |
ш |
Самопроверка по правильно решенным примерам на доске.
(1 уровень комментирует).
- Кто расшифровал код?
- как переводится Таш – тып?
(Каменное дно в переводе с хакасского языка)
Домашнее задание: Подумать, почему так называется наше село?
Сегодня мы разгадаем некоторые тайны нашего села, при помощи письменных приёмов сложения и вычитания и их проверки.
III. Решение выражений при помощи письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел с проверкой по уровням:
1.Решение с комментированием:
- Как проверить сложение? Вычитание?
2. Самостоятельная работа с последующей проверкой по мультимедиа:
(2ур, 3 ур. с комментированием)
- Что необычного заметили во всех примерах?
(237 в каждом примере, это число высвечивается на экране)
-Мы открыли первую тайну урока: столько лет исполнилось нашему селу в этом году. См.Приложение 1.
3. Самостоятельная работа с проверкой только ответов, которые записываются на доску:
Это следующая тайна родного села:
123 года – “Таштыпской средней школе №1”
70 лет – “Таштыпской средней школе №2”
(на мультимедиа высвечиваются фотографии школ Таштыпа) См. Приложение 2.
- Составьте задачу о школах на вычитание.
(на сколько лет “ТСШ №1” старше “ТСШ №2”?)
Решение у доски с комментированием
Ответ: “ТСШ №1” старше “ТСШ №2” на 53 года.
Домашнее задание подумать над вопросом:
Почему здания “ТСШ №1” и “ТСШ№2” выглядят почти одинаково, а возраст школ разный.
IV. Физминутка: (под фотоколлаж на мультимедиа и музыку).
См. Приложение 3.
Если ты приедешь в наши дали (поворот
вокруг себя)
Ты степей увидишь океан (разводят руками)
Берегами океана стали (присесть) цепи Алатау и
Саян (поднять руки)
По земле цветущей только ступишь (шаг вперед)
Здесь оставишь сердце навсегда (поклон, руки на
сердце)
Енисей серебряный полюбишь (волны руками)
И Тасхылы синие ото льда (руки вверх, опустить и
сесть за парту)
V. Решение составной задачи:
Школьники третьих и четвертых классов помогали ветеранам ВОВ и труда села Таштыпа.
К каждому приходили по 6 человек. Третьеклассники почистили снег у 5 ветеранов,
а четвероклассники у 7 ветеранов. Сколько всего школьников помогало ветеранам?
Анализ задачи:
- Чтение задачи учителем.
- Беседа по содержанию, составление краткой записи задачи.
- О ком говорится в задаче? (о школьниках)
- Кому помогали школьники? (ветеранам)
- По сколько человек чистили снег у ветеранов? (по 6)
- Скольким ветеранам помогли третьеклассники? (5)
- Скольким ветеранам помогли четвероклассники? (7)
- Какой главный вопрос задачи? (сколько всего школьников помогало ветеранам)
Число школьников, помогающих одному ветерану |
Количество ветеранов |
Общее число школьников, помогающих ветеранам |
3 класс по 6 человек |
5в. |
? шк. |
4 класс одинаково |
7в. |
? шк. |
3. Поиск решения задачи:
- Можем ли сразу ответить на этот вопрос? (нет) - Почему? (не знаем, сколько было третьеклассников всего и общее количество четвероклассников) - Можем ли узнать общее количество третьеклассников? (да, для этого надо знать, скольким ветеранам помогли третьеклассники, и по сколько человек было у каждого ветерана) - Каким действием найдем? (умножением) - Можем ли узнать общее количество четвероклассников? (да, для этого надо знать число ветеранов, которым помогали ученики, и по сколько человек было у каждого ветерана) - Каким действием узнаем? (умножением) - Каким действием узнаем общее количество школьников, которые убирали снег у ветеранов? (сложением)
4. Самостоятельное решение задачи разными способами:
1 способ: |
2способ: |
1. 6 * 5 = 30 (шк) – 3 кл. |
1. 5 + 7 =12 (вет.) |
2. 6 * 7 = 42 (шк.) – 4кл. |
6 * 12 = 72 (шк.) |
3. 30 + 42 = 72 (шк.) – всего |
Ответ: 72 школьника всего помогало ветеранам Таштыпа.
- Почему нужно помогать ветеранам и престарелым людям? А вы, ребята, помогаете ветеранам?
Это еще одна тайна нашего урока, но открыть ее сможете только каждый в своем сердце.
VI. Вычисление значения выражения в несколько действий.
114 + 7 – (903 – 581 – (81 + 121)) =
- Вычислите значение выражения самостоятельно. И к цифрам этого примера подберите ключ через таблицу соответствий.
- Что получилось?
- Это окончание пословицы. Какое у нее начало? (Нет ничего краше, чем Родина наша). См. Приложение 4.
- Что означает ответ 1 ? (а - первая буква алфавита; Родина у человека - одна )
Эту тайну знают люди, которые любят свою Родину и заботятся о ней,
Домашнее задание:
Сами составьте пример, используя это логическое соответствие. (Повторить все домашнее задание, оговорить сроки)
VII. Итог урока:
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел и их проверка вычислений.
Усвоили из __ человек __ учеников
не усвоили ___учеников
На следующих уроках обязательно поработаем ещё.
VIII. Рефлексия:
- Спасибо, ребята, за урок - подарок. Вы все были сегодня мудрыми математиками и добрыми помощниками, смогли открыть тайны родной земли.
Я вам тоже хочу кое-что подарить: Это слово “Родина”.
-Что для вас Родина? Какая она?
Подарите свои добрые слова нашей родине – Таштыпу.
(Листочки в виде сердечек с написанными словами приклеиваются на большое сердце со словом “Родина”)
-добрая |
- родная |
- могучая |
- солнечная |
- счастливая |
- мирная |
- любимая |
- заботливая |
- богатая |
- прекрасная |
- единственная |
- это мой Таштып. |