Относительные и средние величины статистики в MS Excel

Разделы: Информатика


Цель:

  • Обучающая: Формировать умение обработки статистических данных с помощью информационных технологий.
  • Развивающая: способствовать развитию логического мышления, практических навыков работы с ПК.
  • Воспитательная: способствовать формированию уважительного отношения к преподавателю, предмету, друг к другу; воспитывать организованность, деловитость, самостоятельность.

Вид урока: урок изучения нового материала

Тип урока: комбинированный

Методы проведения урока:

  • Методы организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные, практические.
  • Методы стимулирования и мотивации: мотивационные установки, оценка.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал на каждого студента.

Ход урока

№ п/п Структурные элементы урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1. Организационный этап Приветствие, проверка готовности группы к занятию, организация внимания Проверяют свою готовность к уроку
2. Целевая установка, мотивация Сообщение темы.

Преподаватель предлагает осмыслить информацию: текстовую, табличную, графическую.

Задаёт вопрос в каком случае лучше усваивается информация и почему?

Разъяснение целей урока.

Восприятие разъяснений преподавателя, отвечают на вопрос преподавателя
3. Этап повторения изученного материала Преподаватель проводит опрос студентов о видах статистических величин и формулах для их вычисления:

Назовите виды статистических величин

Дать краткую характеристику статистическим величинам

Назовите формулы для вычисления величин

Преподаватель акцентирует внимание на не названных величинах и ошибках, замеченных при ответе на вопросы.

Отвечают на вопросы преподавателя.
4. Актуализация Преподаватель обращает внимание студентов на то, что большинство статистических данных обобщается с помощью MS Excel; данную программу также используют для графического представления статистических данных.

Преподаватель организует проблемную ситуацию, предлагая решить задачу, которую студенты решить не могут.

Воспринимают разъяснение преподавателя.
5. Этап сообщения новых знаний Статистические функции программы MS Excel

Определение функции Excel

Статистические функции: определение и значение функций

Ввод функций и определение аргументов функции: способы введения функций.

Решение задачи с применением статистических функций, делая ссылки на опорный конспект

 

студенты воспринимают разъяснение преподавателя и отвечают на вопросы по ходу рассказа
4. Этап закрепления Преподаватель предлагает обобщить изученный материал и приступить к решению задачи в табличном редакторе.

Преподаватель предлагает оформить решение задачи с помощью графиков и диаграмм.

Преподаватель предлагает вспомнить этапы построения графиков и диаграмм.

Студенты самостоятельно открывают табличный редактор и выполняют задания на закрепление пройденного материала

Слушают объяснение преподавателя и отвечают на вопросы

5. Подведение итогов Диалог со студентами, выявление трудностей Студенты подводят итог работы, проводят самооценку
6. Оценка деятельности студентов Преподаватель делает выводы по уроку, комментирует и оценивает работу студентов. Студенты принимают участие в подведении итогов урока.

Литература:

  1. Безручко В.Т. Практикум по курсу “Информатика” М.2002-272с.
  2. Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel СПб.2003-544с.
  3. Могилёв А.В. и др. Практикум по информатике: Учеб. Пособие для высш. учеб. Заведений. М. 2001-608с.
  4. Практикум по технологии работы на компьютере под ред. Макаровой Н.В. М. 2003-256С.
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике СПб. 2002-432с.
  6. Кодле Я.К. Практикум по статистике. М.:Высшая школа 1991.
  7. Иванков В.И. Сборник лекций по статистике М.2001.
  8. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика Ростов- на Дону: Феникс 2001.
  9. Годин А.М. Статистика М.: 2003.

 План-конспект

Организационный момент (1-2мин)

Здравствуйте дети, уважаемые коллеги и гости. Приготовим ручки и тетради, подготовим рабочее место к занятию

Целевая установка (1-3 мин)

Тема сегодняшнего занятия “Статистические функции в MS Excel”

Цель нашего занятия:

Формировать умение обработки статистических данных с помощью информационных технологий.

Мотивация (5-7 мин)

Ответьте на вопрос (преподаватель читает очень быстро): На территории Уральского федерального округа проживает 12244214человек. Из них в Курганской области 979908 человек, в Свердловской области 4409731 человек, в Тюменской области 3323303человека, в Ханты-Мансийском округе 1478178 человек, в Ямала-Ненецком автономном округе 530655 человек, в Челябинской области3531272 человека. Какая из областей наиболее многочисленна?

Посмотрите на экран, где представлены данные в виде таблицы и диаграммы (Приложение 1).

 

В каком случае лучше усваивается информация и почему?

Графическая информация усваивается лучше, благодаря наглядности.

Цель нашего урока: научиться обрабатывать статистические данные с помощью программы MS Excel.

Повторение изученного материала.

Давайте вспомним, какие виды статистических величин вы знаете:

  • Абсолютные величины.
  • Относительные величины.
  • Средние величины.

Дайте краткую характеристику данных величин.

Какие величины не были названы?

Какие ошибки были замечены в ответах?

Актуализация.

Ребята, я предлагаю вам решить задачу с помощью компьютера. (Приложение 2), (Приложение 3), (Приложение 4).

Я попрошу трех человек быть помощниками – консультантами. По ходу выполнения задания консультанты будут помогать вам, а в конце работы выставят оценки.

Ребята, вы посмотрели задачу, можете ли вы приступить к решению?

Нет, поэтому сейчас я вам расскажу, как выполнить решение.

Сообщение новых знании (Приложение 5).

Функция. В общем случае — это переменная величина, значение которой зависит от аргументов. Функция имеет имя (например, СТЕПЕНЬ, СУММ) и, как правило, аргументы, которые записываются в круглых скобках следом за именем функции. Скобки — обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов. Если аргументов несколько, один аргумент отделяется от другого запятой. В качестве аргументов функции могут использоваться числа, адреса ячеек, диапазоны ячеек, арифметические выражения и функции.

Excel предлагает большой (несколько сотен) набор стандартных (встроенных) функций, которые можно использовать в формулах, например: математические, финансовые, статистические, текстовые, логические и многие другие.

Ввод функций можно осуществить несколькими способами

Способ 1

Выбор функции из списка функций использовавшихся последними (список появляется при входе в режим ввода формул)

Имя функции выбирается из списка

Если в списке нет нужной функции, выберите Другие функции, чтобы перейти в окно Мастер функций

Способ 2

Для упрощения ввода функций в Excel предусмотрен специальный Мастер функций, который можно вызвать либо нажатием кнопки на панели инструментов “Стандартная” или в строке формул, либо командой Вставка, Функция...

Для поиска функции опишите действие, которое она должна выполнить и нажмите Найти

Если функция известна, сначала выбирается категория, затем имя функции

Можно просмотреть синтаксис выбранной функции и прочитать её краткое описание

Способ 3

Непосредственный ввод функции вручную в строке формул. Этот способ используется редко, т.к. это достаточно трудно запомнить все имена функций

Если функция вводится не вручную, то для ввода аргументов используется диалоговое окно Аргументы функций, с помощью которого можно не только ввести данные, но и увидеть значения аргументов, результат вычисления значения функции, краткое описание текущей функции и текущего аргумента.

При обработке данных довольно часто возникает необходимость определения различных статистических характеристик. Поэтому в состав Excel встроен ряд функций, применяемых при решении задач статистического анализа. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми статистическими функциями, которые вам понадобятся для решения задачи

СРЗНАЧ (число 1; число 2;...) соответствует среднему значению в статистике – возвращает среднее значение аргументов

МАКС (число 1; число 2;...) соответствует максимальному значению в статистике – возвращает наибольшее значение в списке аргументов

МИН (число 1; число 2;...) соответствует минимальному значению в статистике – возвращает наименьшее значение в списке аргументов

РАНГ (число, ссылка, порядок) – возвращает ранг числа в списке чисел: его порядковый номер относительно других чисел в списке (есть показатели, каждому из них присваивается место)

А сейчас я покажу использование данных функций на практическом примере (Приложение 6). Ваша задача внимательно слушать, наблюдать за моими действиями (преподаватель показывает с помощью проектора решение задачи, а студенты смотрят). Также у вас на столах лежат опорные конспекты (Приложение 7), и по ходу рассказа я буду делать на них ссылки.

Посмотрите на задачу здесь представлены названия стран, площадь страны, население, плотность.

Первое что мы должны сделать это рассчитать среднюю плотность населения. Для этого используем первый способ ввода функции (схема 1). В строке формул ставим знак =. Обратите внимание, что вместо поля имени появляется поле функции и из списка выбираем нужную нам функцию это СРЗНАЧ. В появившееся окне в поле Число 1 необходимо указать блок ячеек для подсчёта среднего в нашей таблице и нажимаем ОК (схема 2).

Затем мы должны найти максимальную плотность. Для этого используем второй способ ввода функции (схема 3). Данный способ заключается в использовании мастера функции. Выберете в окне мастера функций в поле Категория Статистические. В списке Функция выберите строку МАКС и щёлкните ОК. В появившееся окне в поле Число 1 необходимо указать блок ячеек для подсчёта максимального в нашей таблице и нажимаем ОК (схема 4)

Дальше мы должны найти минимальную плотность. Для этого мы используем третий способ (схема 5). Необходимо в строке формул поставить знак = с клавиатуры ввести имя функции МИН поставить (и указать блок ячеек для подсчёта минимального значения, закрыть ( и нажать ОК.

И последнее нам необходимо расставить страны по местам, в зависимости от плотности населения. Нажимаем кнопку вставка функций в строке формул. Выберете в окне мастера функций в поле Категория Статистические. В списке Функция выберите строку РАНГ и щёлкните ОК. В появившееся окне в поле Число необходимо указать значение для которого определяется ранг это у нас число в ячейке Е2. В поле Ссылка необходимо указать блок ячеек для подсчёта максимального в нашей таблице и нажимаем ОК (схема 6)

Закрепление

Мы рассмотрели статистические функции, которые вам понадобятся для решения задач.

Вы можете приступать к работе, если у вас возникнут трудности при решении задач, вы можете воспользоваться помощью консультантов.

Студенты решают задачи.

При решении различных задач, подготовке отчётов нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность.

Давайте вернёмся к нашей задаче (которую решали при объяснении статистических функций) и вспомним основные этапы построения диаграмм. Нам необходимо будет построить диаграмму, отражающую плотность населения каждой страны.

Для построения диаграммы обычно используется Мастер диаграмм

Необходимо выделить ячейки, содержащие данные, которые должны быть отражены в диаграмме

Необходимо выбрать команду меню Вставка/Диаграмма или кнопку на панели инструментов, а затем следовать инструкциям мастера:

Шаг 1. Выбор типа диаграммы

Шаг 2. Выбор исходных данных для диаграммы: если данные не выбраны перед шагом один, то выделите столбцы и строки с необходимыми данными и щелкните по кнопке Далее.

Шаг 3. Задание параметров диаграммы: выполните необходимые настройки параметров, используя вкладки Заголовки, Оси, Линии сетки, Легенда, Подписи данных, Таблицы данных, затем щелкните на кнопке Далее.

Шаг 4. Размещение диаграммы: определите место для диаграммы и щелкните на кнопке Готово.

Ребята, вы можете приступить к построению диаграмм для своей задачи, если возникают трудности, то вы можете обратиться к блок – схеме.

Оценка деятельности

Заканчиваем работу, студенты – консультанты, прошу подвести итоги по решению задачи в соответствии с критериями оценки (Приложение 8).

Прошу I консультанта предоставить отчет о работе студентов, решавших первую задачу.

Посмотрим на лучшую работу, преподаватель проводит оценку работы.

Прошу II консультанта предоставить отчет о работе студентов, решавших вторую задачу.

Посмотрим на лучшую работу, консультант проводит оценку работы, в соответствии с критериями оценки первой работы.

Прошу III консультанта предоставить отчет о работе студентов, решавших третью задачу.

Посмотрим на лучшую работу, консультант проводит оценку работы; преподаватель спрашивает консультанта другой группы, согласен ли он с оценкой.

Подведение итогов

Ребята, вы решили задачу. Обратите внимание на экран (Приложение 9), где представлены статистические данные за 2007 год. Можно сделать вывод, что почти 10% населения города является не здоровыми. Наша с вами задача, сделать так, чтобы данный процент с каждым годом становился меньше. И в заключении мне бы хотелось прочитать вам стихотворение

Что есть жизнь - это вечный вопрос,
Но решать его надо всерьез.
Жизнь прекрасна и бесконечна,
Если только она человечна!

Посмотри! Как прекрасна земля!
Реки, горы, леса и поля
Это все – наша жизнь и вовек
Ты в ответе за жизнь человек!

Но какая-то страшная сила
Человеческий разум затмила,
Краски радуги тьмой заменила,
И шагаем мы в бездну уныло.

Мы забыли, зачем родились
Что перед нами прекрасная жизнь
Человек! Взрослый ты иль дитя,
Жизнь одна только есть у тебя,
Ты в ответе один за себя!

Кто сказал, что все надо попробовать?
Кто сказал, что все надо познать?
Нужно верную выбрать дорогу,
Чтобы твердо по жизни шагать!

Оценка деятельности студентов

Преподаватель благодарит за работу, выставляет оценки