Профессиональное использование MS Excel. Финансовые функции (открытый урок)

Разделы: Информатика


Цели:

обучающая:

  • научиться использовать финансовые функции MS Excel для расчета будущей стоимости, функция БС (БЗ);
  • научить применять знания в решении задач профессионального характера;

развивающая:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать развитию навыка обобщать и анализировать, делать выводы.

методическая:

  • отработка методики проведения практических занятий с использованием проблемных ситуаций.

воспитательная:

  • через содержание урока способствовать формированию убеждения учащихся, что профессиональные знания и умения – это основа личного успеха, востребованности на современном рынке труда.

Тип урока: урок повторения и закрепления ранее пройденного материала в ходе выполнения практической работы.

Вид урока: практическая работа

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: словесный, демонстрационный, проблемный

Материальное обеспечение урока: мультимедийное обеспечение, ПК

ХОД УРОКА (Таблица 1)

№ п/п Структурные элементы Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
  1. приветствие
  2. проверка готовности учащихся
  3. организация внимания
подготовка к восприятию и серьёзной работе
2. Целевая установка Сообщение темы, разъяснение целей урока. Восприятие разъяснений преподавателя
3. Актуализация Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что умение автоматизировать финансовые расчеты в MS Excel важно и может помочь в решении финансовых вопросов в профессиональной работе. Умение выполнять с финансовые расчеты с использованием базового программного обеспечения – требования работодателя к специалисту по налогообложению. Восприятие разъяснений преподавателя
4. Практическая работа с проблемной ситуацией
  • преподаватель организует проверку ранее пройденного материала в ходе решения типичной задачи без использования средств автоматизации;
  • преподаватель напоминает о существовании финансовых функции и демонстрирует их применение на ранее решенной задаче;
  • преподаватель ставит проблему выбора наиболее выгодного предложения по вложению финансовых средств физических лиц в банк под объявленные проценты (см. конспект урока);
  • преподаватель организует деятельность учащихся для решения поставленной проблемы (см. конспект урока)
  • учащиеся выполняют простой расчет в тетради;
  • восприятие разъяснений преподавателя;
  • учащиеся воспринимают разъяснения;
  • учащиеся выполняют финансовые расчеты, делая выводы
5. Подведение итогов
  • преподаватель проверяет ход выполнения расчетов и полученный результат в форме письменного опроса
  • преподаватель выводит результаты работы на экран с использованием проектора
  • учащиеся заполняют карточки опроса;
  • учащиеся сравнивают свои результаты с правильным решением проблемы
6. Оценка деятельности учащихся Преподаватель делает выводы по уроку, комментирует и оценивает работу учащихся. Учащиеся принимают участие в подведении итогов урока.

План – конспект

1. Организационный момент (1 -2 мин)

Здравствуйте, приготовим ручки и тетради, подготовим рабочее место к занятию.

2. Целевая установка (1-3 мин)

Тема нашего урока “Профессиональное использование MS Excel. Финансовые функции”. Сегодня вы должны научиться применять встроенные финансовые функции Excel, а именно функцию расчета будущей стоимости и научится решать не стандартную задачу профессиональной направленности.

3. Актуализация (5-7 мин)

Вы, несомненно, знаете, что в последнее время автоматизация работы специалистов в сфере налогообложения, да и вообще в сфере финансовых расчетов получила повсеместное распространение. Работа налоговых инспекторов, работа любого грамотного специалиста по налоговому обложению не возможна без знания сути автоматизации финансовых расчетов и умения его проводить.

- Вопрос: “Какое программное обеспечение прикладного характера для автоматизации бухгалтерских и финансовых расчетов вы знаете?”

- Ответ учащихся: “1С: бухгалтерия, и т.д...”

Правильно!

Но это программное обеспечение специализированного назначения. Уметь работать в специализированных программах, грамотно проводить расчеты с их использованием невозможно без знания основ: основ техники финансовых расчетов и основ автоматизации самого процесса расчетов, то есть без умения автоматизации финансовых расчетов в базовом программном обеспечении, к числу которого и относится MS Excel.

Все работодатели предъявляют ряд требований к будущим своим сотрудникам. Главным из которых является умение использовать в своей профессиональной деятельности базовое и специализированное программное обеспечение.

Не на всех предприятиях разных форм собственности и сферах деятельности установлено специализированное ПО по налогообложению. Но практически везде требуется умение работать с базовыми программами и автоматизировать свою работу в них, умение адаптировать базовое программное обеспечение к решению профессиональных задач. Итак, одной из таких базовых программ и является табличный процессор Excel из пакета Microsoft Office.

Вы знаете основы работы в электронных таблицах, вы знаете технику самих расчетов, знаете основные формулы расчета процентов из курса математики. А вот проводит автоматизацию таких расчетов пока не умеете. Надо учиться. Без этого вряд ли получится найти достойную работу и оправдать доверие работодателей. Будем учиться!

И начнем с автоматизации банковских расчетов, а именно автоматизации операции нахождения будущей стоимости вклада.

4. Практическая работа

Вспомним формулы для расчета процентов, именно они применяются для нахождения будущей стоимости.

Напомним, как вычисляются проценты. По определению величина М составляет г процентов от другой величины N, если

(1)

Отсюда следует, что r процентов от любой величины М определяется дробью

(2)

Например, если какая-либо величина М увеличивается на г процент результат такого увеличения будет

(3)

Аналогично при уменьшении величины М на г процентов

(4)

Предположим теперь, что некоторая сумма денег Р, называемая начальным вкладом, помещается в банк. Спрашивается, какова будет сумма денег S, называемая будущей стоимостью вклада, через n лет, если годовая процентная ставка составляет r процентов. Ответ зависит от того, с каким процентом мы имеем дело — простым или сложным. В случае простого процента на начальный вклад ежегодно начисляется сумма, равная

(5)

так что сумма вклада через п лет составит

(6)

Следует заметить, что при финансовых операциях простые проценты используются преимущественно при краткосрочных финансовых операциях.

Если же при расчетах используются сложные проценты, т.е. "процент от процента", то после первого года будущая стоимость составит

(7)

На второй год проценты будут исчисляться уже от этой суммы и величина вклада составит

(8)

Легко сообразить, что через n лет стоимость вклада достигнет величины

(9)

Так если P=4000 руб., r=12% годовых, n=1,5 года, причем проценты капитализируются ежеквартально, мы получим, что S=4000? (1+3/100)6.

Примечание. Учащиеся поясняют, почему в формуле r=3 и n=6.

Проведем этот расчет в Excel

Рисунок 1

Заметим, что если необходимо выполнить сотни таких расчетов на разные вклады с разными ставками, временем действия вклада и с разной капитализацией процентов, то процесс обработки такой информации затягивается…

Для большего упрощения такого рода расчетов, без ручного введения формул применяют финансовые функции, а именно функцию БС. Название функции говорит само за себя Будущая Стоимость.

Рассмотрим ее применение на уже решенной задаче.

Примечание: преподаватель поясняет назначение каждой строчки и правило их заполнения.

Рисунок 2.

после нажатия кнопки ОК

Рисунок 3

Мы видим, что результат один.

Итак, с применением финансовых функций Вам совсем не обязательно помнить сами функции, требуется только правильно учитывать условия вклада при заполнении встроенной функции БС, что не трудно, если Вы саму знаете технологию и особенности расчетов в каждом случае.

Сейчас Вам предлагается решить следующую проблему: Выбрать из разных банковских предложений по вкладам физических лиц наиболее выгодное. То есть предлагается следующая проблемная ситуация: К Вам как к грамотному специалисту по обработке финансовой информации обратился ваш хороший знакомый. У него получилось накопить 350 000 рублей, но этой суммы недостаточно для задуманной покупки. Поэтому он решил положить уже накопленные деньги в банк на 2 года, так как проценты по вкладам выше ожидаемой инфляции, то есть, возможно, получить реальные накопленные проценты, кроме того, это безопаснее и надежнее чем хранить крупную сумму денег дома.

Информация по банковским предложениям собрана и Ваш знакомый пришел к Вам с этой информацией. Ваша задача выполнить необходимые расчеты и выбрать наиболее выгодный вариант. Вы как грамотный специалист примените финансовые функции Excel, тем более никакого другого программного обеспечения под рукой нет.

Примечание. Преподаватель выдает каждому комплект рекламных проспектов нескольких банков (см. приложение), предлагает студентам общую схему для решения поставленной проблемы.

Рисунок 4

По ходу работы, делает замечания, уточнения индивидуально каждому, следит и проверяет правильность хода работы.

По окончанию работы преподаватель выбирает наиболее полную и грамотно оформленную задачу и выводит на экран через проектор. Организует обсуждение.

1. Подведение итогов (7-10 мин).

На экране правильно выполненная работа. Учащиеся сравнивают свой результат, комментируя. Затем выводится работа, содержащая ошибки, учащиеся комментируют, указывая саму ошибку и причину ее появления. Проводится самоанализ.

Преподаватель подводит итог: что нового узнали, научились ли новому и как по мнению учащихся насколько это пригодится им в их работе, все ли получилось и что было сложным и не понятным. Обращаем внимание на то что на следующих занятиях мы продолжим знакомиться с финансовыми функциями и научимся решать более сложные финансовые задачи.

2. Оценка деятельности учащихся.

Преподаватель благодарит за работу, выставляет оценки.

Список литературы

  1. Башарин Г.П. “Начало финансовой математики” М.: ИНФРА – М 1998
  2. Ващенко Т.В. “Математика финансового менеджмента” М.: Перспектива 1996
  3. Кочович Е.А. “Финансовая математика. Теория и практика финансово – банковских расчетов”. М.: Финансы и статистика. 1994
  4. Четыркин Е.М. “Методы финансовых и коммерческих расчетов” М: Дело ЛТД. 1995