Цель: Обобщить знания о природных зонах нашей Родины.
Оборудование:
- карта природных зон;
- кроссворд;
- карточки с названием природных зон;
- планы работ для каждой группы;
- картинки с изображением неживой природы, растительности, животных природных зон для составления экологической цепочки;
- заготовки запрещающих дорожных знаков;
- карандаши простые и цветные, фломастеры;
- плакат со словами М. Пришвина;
- диск с песней М. Пляцковского “Не дразните собак!”
Ход урока
Учащиеся в классе сидят группами.
I. Объявление темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся разделились на 6 групп, соответственно количеству изучаемых природных зон. Каждая группа выпустила стенгазету, в которых отразила все свои знания об одной из природных зонах России.
III. Сегодня мы будем путешествовать по природным зонам, и не просто путешествовать, а наблюдать разнообразие природы, сравнивать и устанавливать взаимосвязи. В конце урока подведем итог.
В ходе путешествия должны заполнить этот кроссворд.
(карточки: Арктика, тундра, тайга, степь, пустыня, субтропики)
Просторы нашей страны тянутся с запада на восток и с севера на юг на тысячи километров. На такой большой территории не может быть природа одинаковой. Почему?
Сколько природных зон мы изучили?
У вас на столах есть план работы. Ознакомьтесь с ним.
План работы:
1. Узнай свою природную зону.
Покажи на карте.
Расскажи об особенностях неживой природы.
2. Установи влияние неживой природы на растительность.
3. Составь экологическую цепочку.
4. Расскажи о взаимосвязях.
Расскажи о занятиях населения и охране природы.
5. (У каждой группы свой вопрос:
1 гр. – Чем объясняется изменение природы той или иной природной зоне. Доказать.
2 гр. – Сравнить неживую природу зон.
3 гр. – Сравнить растительность природных зон.
4 гр. – В какой природной зоне находится наш город? Доказать.
5 гр. – Сравнить животный мир природных зон.
6 гр. – Какое значение имеет природа в жизни человека?
Каково влияние человека на природу?
Обдумайте ответы и определите, кто на какой вопрос будет отвечать.
1. Прочитайте первый пункт плана. Надо угадать, о какой природной зоне идет речь. Та группа, которая готовила материал по угаданной теме, поднимает сигнальную карточку.
а) “Эта природная зона наиболее удалена от экватора” (зона арктических пустынь)
В кроссворде назовем ее одним словом “Арктика”.
Учащиеся заполняют кроссворд, показывают на карте и рассказывают об особенностях неживой природы.
- А, вы, знаете, что в “Книгу рекордов Гиннеса” занесен самый высокий айсберг, высота которого достигала 167 метров.
б) О какой природной зоне идет речь:
“Это безлюдная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. На ней зафиксирована и занесена в “Книгу рекордов Гиннеса” вечная мерзлота глубиной более 1370 м у северных берегов реки Вилюй” (зона тундры).
Занесем в кроссворд слово “тундра”.
Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы тундры.
- А вот река Вилюй, где обнаружена эта мерзлота (показ. на карте)
в) Послушайте, куда же мы сейчас попали?
Дети слушают записанные голоса птиц: жаворонка, дятла, дрозда и т.д.
- В какую природную зону мы попали? (зона лесов)
- Как догадались?
Леса бывают разные. В кроссворде зашифровано слово, обозначающее густой лес. (тайга)
Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны лесов.
г) На одном из уроков литературы мы читали произведение, отрывок из которого вы сейчас услышите. О какой природной зоне говорится и кто автор?
“Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела!.. А сколько цветов! И какие разнообразные: и гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и золотые подмаренники, и много, много других…” (зона степей)
В кроссворд заносим слово …
Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны степей.
д) “А это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность, озера без стока. Здесь можно испечь яйцо без огня” (зона пустынь)
- Какое слово занесем в кроссворд
- Как это можно без огня испечь яйцо?
Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны пустынь.
е) “На территории нашей страны это самая маленькая природная зона. Там много солнца и воды. Есть ботанические сады с диковинными растениями. Эту природную зону называют – здравницей” (зона субтропических лесов)
- Какое слово в кроссворде?
Коротко это слово назовем “субтропики”.
Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны субтропических лесов.
Вот мы и заполнили кроссворд, а также вспомнили особенности неживой природы зон нашей Родины.
- От чего зависит климат природных зон? (от удаленности от экватора, от положения солнца над линией горизонта).
- Что зависит от климата?
В природе все взаимосвязано. От климата зависит богатство растительного мира. От климата и растительного мира зависит разнообразие животного мира.
Климат – растительность – животный мир - взаимосвязаны. Эти связи называются “экологическими”
2. Прочитайте второй и третий пункт плана. Обсудите, кто будет отвечать. Пока вы будете отвечать на второй вопрос, один участник из группы пойдет составлять экологическую цепочку (3 пункт плана): из множества картинок (беспорядочно лежат на столе), надо выбрать соответствующие вашей природной зоне. На доске:
На второй пункт плана отвечайте кратко, но старайтесь не пропустить главное. Ведь “краткость – сестра талантов” (по одному ученику из группы отвечают на второй пункт плана).
3. Используя сигнальные карточки, проверьте правильность составленных экологических цепочек, (каждый ученик дает пояснение своей цепочки).
- Чем обусловлены эти экологические цепочки? (питанием)
- К чему может привести гибель одного природного фактора, одного звена этой цепочки? (гибель другого фактора) Приведите примеры.
- Кто чаще всего становится виновником таких трагедий? (человек)
- Что же делать?
4. Мы плавно перешли к 4-му пункту плана. Прочитайте, обсудите. (заслушивание ответов учащихся)
Природа – это единое целое, где взаимодействуют живая природа с неживой и живой природой. Природу надо беречь. Не восстановить того, что уже исчезло.
- У вас на столах заготовки знаков круглой формы с красным ободком перечеркнут красной полосой.
- К какой группе дорожных знаков относится? (запрещающие)
- Нарисуйте запрещающий знак, который бы вы установили в той природной зоне, которую представляете. (Дети рисуют, обосновывают и прикрепляют готовые знаки на свои стенгазеты.)
5. Мы подошли к последнему и самому главному пункту плана.
Природные зоны не отгорожены одна от другой стеной. Нет резких границ. Они плавно переходят друг в друга. Последнее задание у всех групп разное. Выполняя его, мы обобщим все изученное. Прочитайте задание, обдумайте ответ. (группы учащиеся обсуждают 5-ые вопросы своего плана, дают ответы)
IV. Итак, мы увидели, насколько богата и разнообразна природа зон. В старших классах вы рассмотрите это разнообразие на всем Земном шаре. Но, несмотря на такое разнообразие, все в ней взаимосвязано. И человек ее частица. Природа это единое целое.
- Для чего человеку нужно изучать природу?
Прекрасные слова сказал М. Пришвин (на плакате): “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
- Какую главную мысль содержат эти строки?
Так давайте же относиться к природе бережно. Хочется закончить урок песней на стихи М. Пляцковского “Не дразните собак!” (звучит песня, дети подпевают)