Уже в первые годы своей работы в школе, мы поставили перед собой задачу сделать уроки “Технологии” яркими и увлекательными. Строго следуя указаниям программы по трудовому обучению и применяя на уроках такие материалы как пластилин, бумагу, картон, природный материал, предлагали ребятам новые интересные задания. В качестве нестандартного материала используем на уроках “Технологии”: вату, пенопласт, салфетки, газету, карандашную стружку, соль, перья, поролон, бисер, спилы. Используя эти материалы, дети выполняют работы из перечисленных материалов. Предлагаем описание нескольких работ с фотографиями.
Работа с разным материалом.
БИСЕРОПЛИТЕНИЕ (изделия из бисера).
Бисер – это чудесный, радующий глаз материал.
Великолепны и незабываемы изделия из бисера. Глядя на красивые, яркие краски, причудливые композиции изящных рисунков, в которых своеобразно отражаются фантастические, сказочные, а иногда и реальные события, удивляешься терпению и вкусу мастериц.
Изделия из бисера требуют от детей усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное – вырабатывается умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребёнка многих действий, к которым младшие школьники подготовлены плохо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает изготовление работ из бисера на умственное развитие детей, их мышление.
Вывод: Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали. Использование данных материалов значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве, работе со схемами.
В 3 классе мы с ребятами начали работу с бисером с самых простых изделий (стрекоза, ящерица, девочка). При изготовлении этих, на первый взгляд, простых работ у ребят на первом этапе возникали трудности. Т.к. эта работа требует от детей усидчивости, терпения, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Но при этом работа так завлекла, заворожила детей, что многие перешли к выполнению более сложных работ (бабочки, фенечки…).
Работа с бисером хотя и сложная, трудоёмкая, но ребятам очень понравилась.
Стрекоза
Для работы нам потребуется бисер коричневого (чёрного) цвета - туловище, белого (розового, голубого) цвета - крылья, по две бусины желтого (глаза) и чёрного (усы) цвета.
Плетение стрекозы начинаем выполнять с хвоста.
Наберите:
1 ряд – на среднюю часть проволоки нанизываем 1 бисерину,
2 ряд – 2 бисеринки; вторым концом зафиксируйте, пройдя через эти 2 бисерины. Проволоку подтяните, аккуратно разместив бусинки треугольничком;
3-9 ряд – на один конец 2 бисерины, а вторым концом проволоки зафиксируйте;
10 ряд - на один конец 3 бисерины, а вторым концом проволоки зафиксируйте;
11-18 ряд - на один конец 4 бисерины, а вторым концом проволоки зафиксируйте;
19 ряд – на один конец 1 жёлтую, 2 коричневые, 1 жёлтую бисерины (жёлтые бисерины (бусины) – глазки), зафиксируйте вторым концом проволоки;
20 ряд - на один конец 2 бисерины, а вторым концом проволоки зафиксируйте;
21 ряд - на один конец 1 бисерину, а вторым концом проволоки зафиксируйте; проверните проволоку и на концы наденьте чёрные бусины (усики), закрепив их.
Для изготовления крыльев - мы в 18 ряд вставляем (дополнительную) проволоку и набираем 27 бисерин, возвращаем в 17 ряд; переходим в 15 ряд и набираем 23 бисерины, возвращаемся в 14 ряд; фиксируем (закручиваем, завершаем работу). Аналогичную работу проделываем с другой стороны стрекозы.
Работа с природным материалом.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ.
Древесина – один из наиболее распространённых материалов, используемых в народном хозяйстве, в быту, в декоративно-прикладном искусстве.
Древесина самый тёплый, интересный, разнообразный материал.
Для работы на уроках можно применять необычные формы спилов деревьев. Также возможно использование в работе обычной бельевой прицепки.
Вывод: Конструирование из природного материала – благодатная возможность для развития творческого воображения ребёнка. Это ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда – независимо от того, какими средствами оно было сформировано. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
“Весёлый мир прищепок.”
Бабочка.
Материалы: деревянная прищепка, цветной картон, бусины, калька, нитки (прочные), тонкая проволока или шпагат
Инструменты: клей ПВА, ножницы, краски
Ход выполнения работы:
1. Раскрасить красками прищепку.
2. Оформление головы. Наклеить локоны. На волосы приклеить бант. Наклеить голову на короткий кусочек шпагата и прикрепить нить основу. Склеить две половинки головы и закрепить её на прищепке.
3. С обратной стороны прищепки прикрепить крылья из картона и кальки. Приклеить крашенный шпагат, чтобы получились лапки, надеть на них бусинки и закрепить их узелками.
4. На оставленную нить наклеить цветы, листики. Между ними расположить и закрепить бусины.
Ворона.
Материалы: деревянная прищепка, картон (чёрного и жёлтого цвета), две бусины, два глаза с подвижными зрачками, шпагат или резинка, кусочек витой проволоки.
Ход выполнения работы:
1. Собираем голову: на заготовку приклеить клюв и глаза с подвижными зрачками. Прикрепить её к спирали.
2. Приклеить крылья к прищепке. Проколоть в туловище с обеих сторон отверстия. Пропустить через них резинку (шпагат), нанизать бусинку и концы завязать узлом. Наклеить туловище.
Работа со спилами.
Материалы: спилы, природный материал (гербарий), цветной картон.
Инструменты: клей ПВА, ножницы, краски (карандаши).
Для работы потребуются спилы разных пород деревьев, разных размеров и диаметров.
Играя в мозаику (переставляя, передвигая детали) ребёнок ищет и составляет свою композицию. После того как работа составлена, детали закрепляются на картон при помощи клея.
При помощи красок (карандашей), дополнительного материала происходит заключительный этап оформления работы.