Урок русского языка в 4-м классе по теме "Определение падежей имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить  умение использовать разные способы определения падежей существительных,
  • развивать речь учащихся, логическое мышление, умение работать в группах,
  • воспитывать уважение к своим товарищам, учить адекватно оценивать свою работу и работу  своих товарищей на уроке.

Оборудование: часы для определения падежей, костюмы для учащихся, исполняющих роли падежей, плакат «Как определить падеж существительного», листы для каждой команды, письменные принадлежности, падежные вопросы на отдельных карточках (15х5 см), медали «ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ».

ХОД УРОКА

Орг. момент:

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости придут волшебные персонажи из  страны  с прекрасным названием «Русский язык». Они приготовили для вас лингвистические загадки, а отгадывать вы их будете в своих командах.

Давайте представим названия своих команд.

1 команда-…                                                                                                                                 

2 команда-…                                                                                                                                 

3 команда-…                                                                                                                      

Я напомню вам правила  работы в командах: выслушивать и уважать мнения всех ребят в команде, подтверждать свои версии убедительными доказательствами,  предоставлять право ответа разным участникам, помогать друг другу, использовать  школьные знаки  взаимодействия.

Основной  этап:                                                                

Итак, к нам в гости пришли волшебные персонажи. Они прочитают вам стихотворения, а вы в своих командах постараетесь отгадать: что это за персонажи и про что они читали стихотворения.

Выходят 6 учащихся в черных мантиях и черных «шапочках».                                             

1) Я петь люблю, стихи слагать
    И постоянно сочинять.
    О чем поведать мне сейчас?
    О ком начать мне свой рассказ?
    О Пете? Он любил конфеты
    И в Африку купил билеты…
    И та река зовется Нилом,
    Где был он съеден крокодилом.
    О зайце? Он любил капусту…
    Ах! Это грустно! Очень грустно…
    А самое ужасное, друзья,
    Что имя я забыл своя…
    Ой, нет свое. (Тихо  всхлипывает.)

2) Кого же нет?
    Я очень беспокоюсь.
    Чего же нет?
    Отправлюсь я на поиск.
    Прошу, друзья, скорее помогите!
    И как зовут меня, скажите!

3) Падеж я самый главный,
    Служу я вам исправно.
    Кто действует? Кто главный?
    Кто главный, тот герой!
    Всегда я - подлежащее,
    К успеху приводящее.
    Но только как зовут меня,
    Не помню я порой.
    Напомните название –
    И подружусь я с вами.

4) Люблю я всех пинать
    И многих обвинять.
    Я обвиню погоду – не вовремя с дождями;
    Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями.
    Кого винить, мне видно сразу!
    Пусть каждый здесь запомнит эту фразу.
    Ведь я важней министра!
    Все это знают тут!
    А ну, скорей скажите,
    Как меня зовут?

5) Я – щедрый удивительный
    И самый расточительный!
    Я всех всегда благодарю…
    И всем дарю, дарю, дарю!
    Собаке – кость!
    А  стенке – гвоздь!
    А Васе, Маше, Леше, Пете
    Дарю по сказочной конфете!
    Скорее помогите!
    И как зовут, скажите!
    (Раздает детям конфеты)

6) А я – умелец и творец,
    Художник, композитор и певец!
    Один волнует лишь меня момент:
    Чем мне творить?
    Скорее дайте инструмент!
    Чем мне творить?
    Смычком, резцом, умением…
    Чем мне довольным быть?
    Хорошим настроением!
    Но не весел нынче я –
    Имя позабыл, друзья!

На обсуждение всех версий – 5 минут. Вы должны уточнить, кем  является каждый персонаж. Свои ответы каждая команда заносит в таблицу. Один человек от каждой команды  выходит  и фиксирует ответы в общей таблице на доске.

Таблица 1

  1-я команда 2-я команда 3-я команда
1 персонаж.      
2 персонаж      
3 персонаж      
4 персонаж      
5 персонаж      
6 персонаж      

А теперь персонажи еще раз прочитают свои стихотворения, и мы  проверим, правильно ли вы отгадали, кто пришел к нам в гости.

Конечно,  это  6 падежей. (П.п., Р.п., И.п., В.п., Д.п., Т.п.)

Расставьте падежи в правильном порядке. У вас 1 минута на обсуждение.

(После обсуждения учащиеся расставляют падежи в правильном порядке: И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

А какие вопросы можно задать к словам в этих падежах? На обсуждение - 1 минута. (После обсуждения таблички с падежными вопросами учитель прикрепляет к воротничкам персонажей.)                   

И.п. КТО? ЧТО?

Р.п. КОГО? ЧЕГО?

Д.п. КОМУ? ЧЕМУ?

В.п.  КОГО? ЧТО?

Т.п. КЕМ? ЧЕМ?

П.п. О КОМ? О ЧЕМ?

С помощью вопросов можно определить  падежи  имен существительных.  А сейчас вспомните другой способ определения падежей  имен существительных.  А волшебные персонажи тоже присоединятся к работе команд (по 2 падежа – в каждую команду). На обсуждение – 1 минута.

Действительно, падежи можно определять и по вспомогательным словам.

И.п. ЕСТЬ

Р.п. НЕТ

Д.п. РАД

В.п. ВИЖУ

Т.п. ДОВОЛЕН

П.п. ДУМАЮ

Итак, мы вспомнили 2 способа определения падежей имен существительных. Молодцы!     

Физ. минутка:

Именительный подпрыгнул,    
А Родительный летал.
Дательный  полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны –
И при этом все важны!

А сейчас на практике посмотрим, как вы умеете определять падежи существительных.  Каждая команда получит карточку со словосочетаниями, в которых нужно определить падежи имен существительных, выделить окончания и записать словосочетания в порядке следования падежей. На эту работу  - 5 минут. Капитаны команд, получите карточки.

Задание на карточке: Запылали желтыми кострами, о зеленой листве, с  голубого  неба,  в дальнюю дорогу, большая гора, высокому дереву.

Следующее задание устное:  каждый учащийся будет определять самостоятельно падежи  имен существительных и показывать  падеж на специальной модели часов.

Рисунок 1

Задания для устной работы: На крыше, около башни, сказал девочке,  вкусное яблоко, на макушке, с большой радостью, красивое пальто.

Почему у слова  «пальто» вы не смогли точно определить падеж?

Это слово не изменяется по падежам, поэтому его падеж можно определить по зависящему от него имени прилагательному.

Давайте изменим по падежам словосочетание  «красивое пальто».

И.п. красивое пальто

Р.п. красивого пальто

Д.п. красивому пальто

В.п. красивое пальто

Т.п. красивым пальто

П.п. о красивом пальто

Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова,  подобные слову «пальто», вы знаете? На обсуждение – 1 минута.

Правильно, это слова: шоссе, кино, резюме, пианино, фортепиано и т.д.         

А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь  изменять слова по падежам? На обсуждение – 1 минута.                                               

Действительно, чтобы построить грамотное  предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам – склонять их. А сейчас составьте из данных слов предложение, определите падежи у имен существительных: выпадать, поздний, снег, первый, осень.

Поздней осенью выпал первый снег. (Осенью – Т.п., снег – И.п.)

Рефлексия урока:

Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните, как вы работа ли на уроке, как определяли падежи имен существительных  и  оцените свою личную работу на уроке – поставьте крестик на линеечке самооценивания. Чем лучше вы работали – тем выше крестик.

А теперь оцените работу своей команды по 10-бальной системе. Объясните, почему вы так считаете и что нужно сделать, чтобы не было ошибок при определении падежей имен существительных. Выберите самых активных участников из вашей команды.  На обсуждение – 2 минуты.

(Далее учитель высказывает свое мнение по поводу работы команд, выражает свою признательность учащимся, которые активно работали на уроке, - вручает им медали «За активную работу на уроке».)

Домашнее задание у вас будет  творческим:  запишите  на карточке 10 словосочетаний с именами существительными в разных падежах. На следующем уроке ваш сосед будет определять падежи имен существительных по вашей карточке.  Я благодарю всех за работу на уроке. Урок закончен.          

Литература, использованная при  составлении урока:           

  1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Справочное пособие по русскому языку – 3 класс».
  2. Т. Рик «Здравствуйте, имя существительное».
  3. Г. Цукерман «Введение в школьную жизнь».
  4. Газета «Начальная школа» №42, 1998 г.