Цели урока:
- воспитание нравственных и духовных качеств личности через приобщение к культурному наследию нашего народа,
- способность анализировать житие Святого Праведного Сергия Радонежского.
Оборудование: слайды с изображением жития Святого Праведного Сергия: Нестеров М. “Видение отроку Варфоломею”; Нестеров М. “Юность Преподобного Сергия”; В Маковский “ Явление Богоматери и апостолов Преподобному Сергию”; М. Нестеров “Труды Преподобного Сергия”; С. Чикунчиков “Воскрешение отрока Сергием Радонежским”; Ефошкин С. “ Преподобный Сергий. По Руси”; М. Авилов “Поединок на Куликовом поле”; “Напутствие Сергия Радонежского князю Дмитрию Ивановичу”; Н. Пучков “ Свято-Троице-Сергиева лавра; И. Глазунов “ Сергий Радонежский и Андрей Рублёв.
Ход урока
Добрый день! Я очень рада вас видеть. Сегодняшнее занятие посвятим знакомству с житиём Сергия Радонежского. Почувствуем как любовь, вера и надежда поселяются в наших сердцах.
Наше Отечество- Россию, Русь - исстари называли Святой Русью. Называли её ненапрасно: ведь большая часть её народа – от детей до глубоких стариков и от царя до последнего бедняка – старались в меру сил жить благочестиво и праведно, соблюдая заповеди Божии, придерживаться православных обычаев.
Согрешив, люди приносили в церкви искреннее покаяние, и в ней научились смирению и милосердию. Точно язычки пламени неугасимых свечей, возвышались повсюду увенчанные крестами маковки Божьих храмов. А оплотом и твердыней истинной веры были многочисленные монастыри. Сейчас наша страна совсем другая. За последнее десятилетие возродилось множество церквей, разорённых за долгие годы безбожной власти. Немало людей всех возрастов тянутся к Православной церкви, обретая там утешение и надежду на своё спасение. И всё больше становится монашеских обителей, где вновь звучит молитва к Господу.
Древнее, исконно русское название монахов – иноки, то есть люди, живущие иной, особенной жизнью, отличающиеся от жизни всех остальных.
Не всякий человек становится монахом – это удел избранных. Не призывает каждого непременно выбрать именно такой жребий и сама церковь.
И речь сегодняшнего урока будет идти о великом святом Преподобном Сергии Радонежском.
У боярина Кирилла и жены Марии родился 3 мая 1319 года Варфоломей. Его рождению предшествовало некое свыше явленное знамение. И, будучи младенцем, он сам, без понуждения, начал строго соблюдать все постные дни. Ему трудно давалась учёба. И вот произошло чудо. Варфоломей пошёл за лошадьми, пасшимися в поле. Мальчик заметил старца, который молился, обратив очи к небу. Выждав, он подошёл к нему под благословение. Сложив ладошки - правую поверх левой. Варфоломей поведал старцу, что трудно ему в учёбе. Он неустанно молил Бога просветить его ум и сподобить умения понимать написанное слово Божие. Старец достал из маленькой коробочке – ковчежца часть просфоры и велел вкусить её. И тот час пелена пала с глаз отрока. Он с лёгкостью начал читать, причём самые трудные места священных текстов, которые указывал ему старец. Простившись, старец пошёл, а затем стал невидимым. Тогда Варфоломей понял, что это был Ангел Божий, принявший обличие схимника.
Варфоломей мечтал с детских лет сделаться иноком. Вместе с братом Стефаном он поселился в густых лесах Радонежа. Построили бревенчатую келейку, сложили они и маленькую келейку, освятив её во имя Святой Живоначальной Троицы. Брат, не вытерпев суровых испытаний, ушёл в Москву. Дикие звери видя кротость и незлобивость своего соседа, подходили к нему, терлись о его ноги, как котята. И всей скудности своего жития, Варфоломей находил им крохи угощения. Особенно нежно относился к обитателям келейки в лесу огромный бурый медведь, ходивший за ним по пятам, как ласковая собачка. Ему тоже перепадало что – нибудь из припасов, Ане раз Варфоломей отдавал ему последнее. В монашестве нарекли его Сергий. Ему обо всём приходилось заботится самому – о пропитании, о том. Чтобы водой запастись, одежду в порядок привести, лапти сплести. 12 монахов было у Сергия в обители. Он стал их игуменом.
Ему приходилось ежедневно вести церковную службу, совершать все церковные таинства, принимать исповедь и назидать во всём. Он рубил дрова, обтёсывал брёвна для монастырских построек, колол и носил дрова, месил тесто, пёк хлеба, просфоры, шил и латал одежду. Был примером для остальных, ободряя усталых, находя утешение для впавших в уныние. По молитвам игумена совершались многие чудеса: он воскресил умершего мальчика, исцелил тяжко болящего, который целых три недели не мог ни заснуть, ни вкусить хоть какой – нибудь пищи. Однажды издалека привезли знатного вельможу, одержимого беснованием. Святой игумен осенил его крестом – и рассудок вскоре вернулся к несчастному. И ещё одно чудо совершил преподобный – зачерпнул немного дождевой воды, помолившись из – под земли тут же забил ключ с чистейшей водой. Этот благодатный источник существует и поныне – вот уже больше шести веков.
Из него течет ручей, прозванный “Сергиевой рекой”.
Многие годы Русь жила под гнетом монголотатар. Они жгли города и села, грабили и убивали людей. Русские княжества обязаны были платить татарским ханам дань – отдавать им золото, меха и другие наши богатства. Согласия и в русских князьях тогда не было, они часто воевали друг с другом. А потому и становились каждый по отдельности легкой добычей для завоевателей. В это тяжелое время Сергий помогал князьям помириться между собой и, признав над собой власть московского князя, объединится вокруг московской земли.
Московский князь Димитрий решил освободить Русь от татарского ига – дать решительный бой врагу на поле Куликовом. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами. Сергий настоял, чтобы князь со своими приближенными отстоял литургию, а после вкусил хлеба-соли. После литургии игумен окропил всех прибывших святой водой, и осенил князя святым крестом и произнёс: “Иди, Господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов! А потом шепнул на ухо: Победиши враги твоя! Двух схимников благословил Александра Пересвета, бывшего брянского боярина, Андрея Ослабю, могучего богатыря, в миру боярина из города Любеча.
8 сентября 1380 года около реки Дон состоялось Куликовская битва, страшный бой. Победа, однако, досталась немалой ценой: тысячи русских воинов пали на Куликовом поле. И оба монаха Троицкого монастыря.
Тяжкое иго окончательно пало лишь через сто лет. Но духовное освобождение от него началось именно с Куликовской победы.
Сергий Радонежский не имеет учителя в духовной жизни. Сущность монашества осмысляется им самостоятельно. Выбор иноческого пути влечёт за собой полное переустройство своего внутреннего мира и своего образа жизни. Ему преизобильно сообщены дары Божии: и дар пророчества, и дар чудотворений, и дар утешения и дар назидания, совета и разума духовного. В 1390 году просветитель Перми святой епископ Стефан путешествовал в Москву. Путь его лежал мимо обители Сергиевой, в десяти вёрстах от неё, святому Стефану очень захотелось видеться со святым её игуменом. Он решил посетить преподобного на обратном пути. Поравнявшись с обителью, святой поклонился в сторону, где стояла обитель Сергиева, приговорив: “ Мир тебе, духовный брат мой! Сергий сидел за трапезой с братией. Вдруг он встаёт из – за стола и, после молитвы, делает поклон к западу, тихо промолвив: “ Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!”Более опытные старцы поняли, что он имел какое – нибудь видение и после трапезы спросили его. “ В этот самый час епископ Стефан на пути в Москву, остановился против нашего монастыря и поклонился Святой Троице, нас смиренных благословил.
Слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси. На холме Маковец разрастался и хорошел созданный Сергием Троицкий монастырь. Его стали называть Троице – Сергиевым, а потом и лаврой, то есть большим и важным монастырём.
“Житиё праведного Сергия” состоит из небольших рассказов. И в каждом из них происходят чудесные события. Это та истина, к которой все тянутся, то зерно, которое прорастает в душах, исцеляет, просветляет их. Через пространство и время, связанное с Сергием Радонежским, происходит вовлечение человека в духовное пространство “ Жития”.
Святой Сергий Радонежский – нравственный идеал для людей. Что же нам хотел показать Господь, являя такого святого: ни воина, ни мученика, ни страстотерпца? Чтобы показать, что любой человек может повторить этот путь. Люди приходят в храмы, чтобы возвысить свои сердца, научить жить по законам Божьим. Жизнь Преподобного делает нас добрее, нравственно богаче. Пусть же для многих из нас жизнь Сергия Радонежского станет примером. Пусть приходят вам на память жизнь святого в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.