Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Все, что может произойти в последствии, заложено в этот период и отзовется не только болезнями, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека.
Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами.
Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50 %.
Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.
Истины здоровья должны закладываться с детского возраста, как только сознание готово воспринимать информацию.
На основе социологического опроса 90% учащихся класса испытывают образовательные потребности в области здоровьесбережения, идею оздоровления образовательной среды поддерживают 100% родителей.
По итогам углубленного медицинского осмотра поступивших в школу первоклассников выявилось, что из 22 учащихся хроническими заболеваниями болеют все учащиеся класса:
- ДЖВП – 1 человек;
- сердечно- сосудистые – 2 человека;
- бронхит – 1человек;
- нарушение зрения – 4 человека;
- аллергия, дерматиты – 5 человек;
- ожирение – 2 человека;
- туб. инфицированы – 12 человек;
- Уплощение стоп – 14 человек;
- 7 человек часто болеют простудными заболеваниями.
Ослабленное здоровье и введение со 2 класса оценочного обучения, которое повлекло большую умственную нагрузку учащихся. В результате этого возникла необходимость разработать проект по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Содержание данного проекта направлено на становление ценностного отношения учащихся к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.
Начиная с первого класса, даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания
Учащиеся узнают, что здоровье зависит от микроклимата в классе и семье. Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.
Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, , знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления.
Аналитическая записка
Данный проект реализуется 4-ый год.
Сравнивая результаты здоровья по медицинским осмотрам, наблюдается положительная динамика.
Листок здоровья
1 класс |
4 класс |
||||||||||
Группа здоровья | Физкульт. группа | Рекоменд.врача | гуппа здоровья | Физкульт. группа | Рекоменд.врача | ||||||
2 | 3 | осн. | Подг. | ЛФК | 2 | 3 | осн. | Подг. | ЛФК | ||
13 | 9 | 18 | 4 | 12 | 16 | 6 | 20 | 2 | 3 |
В ходе реализации проекта за три года было
проведено:
Классных часов по программе “ Здоровье и
социальные навыки” – 27 Родительских собраний и
консультаций – 24
КТД (дети + родители) – 24
Это привело к тому, что дети научились регулировать свое здоровье, каждый выработал свой режим труда и отдыха. Повысилась школьная мотивация.
Уровень школьной мотивации
класс |
высокая |
хорошая |
положительная |
отсутствие |
1 |
0 |
4 |
9 |
8 |
4 |
3 |
6 |
12 |
0 |
Улучшились взаимоотношения среди ребят в классе, родители стали активными помощниками классному руководителю в учебно-воспитательном процессе.
Благодаря проекту сократилось количество пропущенных уроков по болезни,
Сравнительная таблица пропусков по болезни
Учебный год | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
дни | уроки | дни | уроки | дни | уроки | дни | уроки | |
2005-2006 | 27 | 130 | 51 | 240 | 26 | 126 | 55 | 270 |
2006-2007 | 20 | 84 | 28 | 112 | 17 | 72 | 10 | 45 |
2007-2008 | 12 | 54 | 13 | 60 |
Дети являются активными участниками и призерами школьных, городских и краевых спортивных соревнований
Проектная идея
Создание здоровьесберегающего пространства – “Хочешь быть здоровым – будь им”.
ЦЕЛЬ: Создание здоровьесберегающей среды, как основы для воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
- Становление навыков здорового образа жизни через классные часы, родительские собрания, КТД.
- Обеспечение медицинской и психолого-педагогической поддержкой.
- Создание оптимальных условий для занятий спортом всех учащихся класса.
Понятие здоровье рассматривается в системе всех его состояний – здоровье физическое, нравственное, психологическое.
Сроки реализации:
1.09.2004 г. – 30.05. 2008 г.
Ожидаемые результаты проекта:
- Включенность всех учащихся в спортивные секции.
- Сохранение здоровья, повышение учебной мотивации, снижение тревожности.
- Сокращение количества пропущенных уроков по болезни.
- Отсутствие вредных привычек у учащихся.
- Сплочение детско-взрослого коллектива.
Показатели результативности:
- Занятость в спортивных секциях – 100%.
- Участие родителей возрастет до 50%.
- Заболеваемость ОРЗ и ОРВИ сократится в 2 раза.
- Пропуски уроков по болезни сократятся в 2 раза.
- Количество проведенных дел совместно с родителями увеличится на 100%.
- Учебная мотивация повысится.
- Уровень тревожности понизится.
Участники, партнеры проекта
Для осуществления проекта сформирована группа, состоящая из 22 учащихся, 34 родителей и 11 специалистов:
- Классный руководитель.
- Заслуженный тренер россии по волейболу.
- Инструктор по плаванию.
- Психолог школы, руководитель программы “ бос – здоровье”.
- Врач школы.
- Медицинская сестра кабинета электро- светолечения.
- Учитель физической культуры.
- Инструктор по физической культуре.
- Педагог дополнительного образования.
- Социальный педагог школы.
- Капитан милиции, старший инспектор идн овд.
Основные принципы построения проекта
“Если хочешь быть здоров – будь им”
- Принцип триединого представления о здоровье:
Данный проект обсужден на совместном собрании родителей и детей, и был принят к реализации.
Риски
Механизмы реализации проекта
- Диагностика умственного, физического и психического здоровья учащихся.
- Анализ имеющихся методических, дидактических, кадровых и материально-технических ресурсов.
- Разработка проекта:
- договоры с партнерами о включенности в проект;
- разработка единого плана действия.
- Реализация проекта.
- Анализ и мониторинг на каждом этапе проекта.
- Подведение итогов.
Становление навыков здорового образа жизни
Медицинская и психолого-педагогическая поддержка
Мониторинг здоровья
Отслеживание здоровья ребёнка возможно на
разных уровнях:
– на уровне ученика через результаты
мониторинговых исследований, на уроках здоровья
через программу “БОС-Здоровье”;
– на уровне классного руководителя
через корректировку образовательных и
воспитательных программ;
– на уровне структурных подразделений
через работу ШМПК.
Единство воспитательного пространства проекта “Если хочешь быть здоровым – будь им”
МОУ “Средняя общеобразовательная школа №176” |
Внешкольные учреждения |
1. ритмика | СДЮШОР “Старт” – волейбол |
2. “ Королевская осанка” | ДЮСШ – легкая атлетика |
3. Настольный теннис | ЦЭКиТ – конный спорт |
4. Электро-светолечение | СТЦ “Витязь” – гимнастика, клуб “Отвага” |
5.?“БОС – Здоровье” | СДЮШОР – плавание |
6. Дополнительный урок физкультуры |
Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятиях
Здоровьесберегающая среда
- 5 дневная учебная неделя.
- Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
- Уроки по 35 минут.
- Введение пятиминуток на уроке.
8 00 – 8.05 – здоровье укрепляющий комплекс физических упражнений.
9.25 – 9.30 – музыкально – ритмическая пауза.
10.20 – 10.25 – санитарно-гигиенические мероприятия.
11.15 – 11.20- комплексная зарядка, направленная на улучшение и восстановление зрения.
12.10 – 12.15 – релаксация.
+ регулярное проведение физ.минуток и организация игр на переменах.
Вывод: из 4 часов 15 минут ребенок, пребывая в школе, 25 минут на уроках и 55 минут на переменах находится в движении, в результате чего не наступает умственного переутомления и снижается нагрузка на позвоночник.
Участие в краевых, городских и школьных соревнованиях 2007- 2008 учебный год