Проект "Если хочешь быть здоров — будь им"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Все, что может произойти в последствии, заложено в этот период и отзовется не только болезнями, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека.

Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами.

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50 %.

Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.

Истины здоровья должны закладываться с детского возраста, как только сознание готово воспринимать информацию.

На основе социологического опроса 90% учащихся класса испытывают образовательные потребности в области здоровьесбережения, идею оздоровления образовательной среды поддерживают 100% родителей.

По итогам углубленного медицинского осмотра поступивших в школу первоклассников выявилось, что из 22 учащихся хроническими заболеваниями болеют все учащиеся класса:

  • ДЖВП – 1 человек;
  • сердечно- сосудистые – 2 человека;
  • бронхит – 1человек;
  • нарушение зрения – 4 человека;
  • аллергия, дерматиты – 5 человек;
  • ожирение – 2 человека;
  • туб. инфицированы – 12 человек;
  • Уплощение стоп – 14 человек;
  • 7 человек часто болеют простудными заболеваниями.

Ослабленное здоровье и введение со 2 класса оценочного обучения, которое повлекло большую умственную нагрузку учащихся. В результате этого возникла необходимость разработать проект по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Содержание данного проекта направлено на становление ценностного отношения учащихся к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Начиная с первого класса, даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания

Учащиеся узнают, что здоровье зависит от микроклимата в классе и семье. Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.

Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, , знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления.

Аналитическая записка

Данный проект реализуется 4-ый год.

Сравнивая результаты здоровья по медицинским осмотрам, наблюдается положительная динамика.

Листок здоровья

1 класс

4 класс

Группа здоровья Физкульт. группа Рекоменд.врача гуппа здоровья Физкульт. группа Рекоменд.врача
2 3 осн. Подг. ЛФК 2 3 осн. Подг. ЛФК
13 9 18 4 12 16 6 20 2 3

В ходе реализации проекта за три года было проведено:
Классных часов по программе “ Здоровье и социальные навыки” – 27 Родительских собраний и консультаций – 24
КТД (дети + родители) – 24

Это привело к тому, что дети научились регулировать свое здоровье, каждый выработал свой режим труда и отдыха. Повысилась школьная мотивация.

Уровень школьной мотивации

класс

высокая

хорошая

положительная

отсутствие

1

0

4

9

8

4

3

6

12

0

Улучшились взаимоотношения среди ребят в классе, родители стали активными помощниками классному руководителю в учебно-воспитательном процессе.

Благодаря проекту сократилось количество пропущенных уроков по болезни,

Сравнительная таблица пропусков по болезни

Учебный год 1четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
дни уроки дни уроки дни уроки дни уроки
2005-2006 27 130 51 240 26 126 55 270
2006-2007 20 84 28 112 17 72 10 45
2007-2008 12 54 13 60        

Дети являются активными участниками и призерами школьных, городских и краевых спортивных соревнований

Проектная идея

Создание здоровьесберегающего пространства – “Хочешь быть здоровым – будь им”.

ЦЕЛЬ: Создание здоровьесберегающей среды, как основы для воспитания здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Становление навыков здорового образа жизни через классные часы, родительские собрания, КТД.
  2. Обеспечение медицинской и психолого-педагогической поддержкой.
  3. Создание оптимальных условий для занятий спортом всех учащихся класса.

Понятие здоровье рассматривается в системе всех его состояний – здоровье физическое, нравственное, психологическое.

Сроки реализации:

1.09.2004 г. – 30.05. 2008 г.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Включенность всех учащихся в спортивные секции.
  2. Сохранение здоровья, повышение учебной мотивации, снижение тревожности.
  3. Сокращение количества пропущенных уроков по болезни.
  4. Отсутствие вредных привычек у учащихся.
  5. Сплочение детско-взрослого коллектива.

Показатели результативности:

  1. Занятость в спортивных секциях – 100%.
  2. Участие родителей возрастет до 50%.
  3. Заболеваемость ОРЗ и ОРВИ сократится в 2 раза.
  4. Пропуски уроков по болезни сократятся в 2 раза.
  5. Количество проведенных дел совместно с родителями увеличится на 100%.
  6. Учебная мотивация повысится.
  7. Уровень тревожности понизится.

Участники, партнеры проекта

Для осуществления проекта сформирована группа, состоящая из 22 учащихся, 34 родителей и 11 специалистов:

  1. Классный руководитель.
  2. Заслуженный тренер россии по волейболу.
  3. Инструктор по плаванию.
  4. Психолог школы, руководитель программы “ бос – здоровье”.
  5. Врач школы.
  6. Медицинская сестра кабинета электро- светолечения.
  7. Учитель физической культуры.
  8. Инструктор по физической культуре.
  9. Педагог дополнительного образования.
  10. Социальный педагог школы.
  11. Капитан милиции, старший инспектор идн овд.

Ресурсы

Основные принципы построения проекта
“Если хочешь быть здоров – будь им”

  • Принцип триединого представления о здоровье: в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения подходить к категории здоровья в неразрывном единстве здоровья физического, психического и духовно-нравственного.
  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся: оценка учебно-воспитательного процесса в классе – от разработки планов программ до проверки выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – осуществляется с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся.
  • Принцип непрерывности и преемственности: осуществление здоровьесберегающей деятельности в классе в системе, каждый день и на каждом уроке.
  • Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
  • Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь с целью формирования этого важнейшего качества личности, ее ориентации на здоровый образ жизни.
  • Принцип природосообразности: качество обучения ребенка зависит от того, в какой степени организация процесса обучения согласуется с его внутренней природой, его биологическими психологическими особенностями и возможностями.

Данный проект обсужден на совместном собрании родителей и детей, и был принят к реализации.

Риски

  1. Отсутствие у родителей культуры здорового образа жизни.
  2. отдаленность учреждений спортивной направленности от микрорайона школы.
  3. Возрастная смена интересов учащихся.

Механизмы реализации проекта

  1. Диагностика умственного, физического и психического здоровья учащихся.
  2. Анализ имеющихся методических, дидактических, кадровых и материально-технических ресурсов.
  3. Разработка проекта:
    • договоры с партнерами о включенности в проект;
    • разработка единого плана действия.
  4. Реализация проекта.
  5. Анализ и мониторинг на каждом этапе проекта.
  6. Подведение итогов.

Становление навыков здорового образа жизни

Классные часы

Работа с родителями и детьми

Медицинская и психолого-педагогическая поддержка

Мониторинг здоровья

Отслеживание здоровья ребёнка возможно на разных уровнях:
    – на уровне ученика через результаты мониторинговых исследований, на уроках здоровья через программу “БОС-Здоровье”;
    – на уровне классного руководителя через корректировку образовательных и воспитательных программ;
    – на уровне структурных подразделений через работу ШМПК.

Единство воспитательного пространства проекта “Если хочешь быть здоровым – будь им”

МОУ “Средняя общеобразовательная школа №176”

Внешкольные учреждения

1. ритмика СДЮШОР “Старт” – волейбол
2. “ Королевская осанка” ДЮСШ – легкая атлетика
3. Настольный теннис ЦЭКиТ – конный спорт
4. Электро-светолечение СТЦ “Витязь” – гимнастика, клуб “Отвага”
5.?“БОС – Здоровье” СДЮШОР – плавание
6. Дополнительный урок физкультуры  

Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятиях

Здоровьесберегающая среда

  1. 5 дневная учебная неделя.
  2. Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
  3. Уроки по 35 минут.
  4. Введение пятиминуток на уроке.

8 00 – 8.05 – здоровье укрепляющий комплекс физических упражнений.

9.25 – 9.30 – музыкально – ритмическая пауза.

10.20 – 10.25 – санитарно-гигиенические мероприятия.

11.15 – 11.20- комплексная зарядка, направленная на улучшение и восстановление зрения.

12.10 – 12.15 – релаксация.

+ регулярное проведение физ.минуток и организация игр на переменах.

Вывод: из 4 часов 15 минут ребенок, пребывая в школе, 25 минут на уроках и 55 минут на переменах находится в движении, в результате чего не наступает умственного переутомления и снижается нагрузка на позвоночник.

Участие в краевых, городских и школьных соревнованиях 2007- 2008 учебный год

>“БОС- Здоровье”

Физминутки

Фотографии