Урок по теме "Информация и информационные процессы"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающие

  1. Формирование представления об информации в природе и обществе.
  2. Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

Развивающие

  1. Развивать внимание.
  2. Развивать память.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Расширение кругозора.

Воспитательные

  1. Формирование культуры общения.
  2. Воспитание дисциплинированности.
  3. Развитие познавательного интереса.

Ход урока

1. Объяснение нового материала.

Мы уже привыкли к слову “информация”. Проснувшись утром, мы сразу попадаем в мир информации. Ее несут нам окружающие предметы и приборы. Общение людей друг с другом дома и в школе, тоже несет нам информацию. Учеба в школе – это целенаправленное получение информации.(Слайд 1)

Так что же такое информация? (Слайд 2)

Информация – это знания, которые человек получает из различных источников. Термин "информация" происходит от латинского informatio (разъяснение, осведомление, изложение). Как и в какой форме человек воспринимает информацию из окружающего мира? Восприятие информации происходит с помощью органов чувств. Давайте назовем органы чувств человека. (Слайд 3)

Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. На минуту закройте глаза и попробуйте угадать, что происходит сейчас вокруг вас. Вот видите, как трудно людям у который есть заболевания зрения. Им гораздо сложнее ориентироваться в окружающем мире. И поэтому мы, умеющие видеть и слышать должны помогать и поддерживать таких людей. Чтобы они не чувствовали себя одинокими.

Человек получает большое количество информации во время общения или из книг и газет. Информация, воспринимаемая человеком через речь или письмо, называется символьной или знаковой.(Слайд 4)

Письменный текст состоит из букв, цифр и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов-фразы. Между знаками и звуками есть связь. Ведь сначала появилась речь, а потом и письменность.

Давайте проследим историю письменности.(Слайд 5)

  • Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой
  • В китайской письменности один значок обозначает слово или его значимую часть. Эту письменность называют идеографической
  • В японской письменности один значок обозначает слог. Эту письменность называют слоговой
  • Самая древняя письменность называется пиктографической. Пиктограмма – это рисунок, который обозначает понятие или целое сообщение.

Любую информацию можно представить с помощью “языка”.

Язык – это знаковый способ представления информации.(Слайд 6)

Разговорные языки называют естественными языками. Они имеют устную и письменную форму. Языки какой-нибудь профессии или области знаний называют формальными языками.

Известно ли вам, что…

Многие считают, что глаза читающего плавно скользят по строчкам текста. На самом же деле за час непрерывного чтения в среднем 57 минут глаза читающего находятся в покое и только 3 минуты уходят на движение зрачков.

Очень много профессий связано с информационной деятельностью. Например: учитель, журналист, писатель и т.д. Но есть ли что-то общее в столь разнообразных видах работы с информацией? Конечно, есть. Любая информационная деятельность сводиться к выполнению трех видов информационных процессов. (Слайд 7)

Человеку постоянно приходится участвовать в процессах получения и передачи информации. Технические средства связи: телефон, радио, телевидение называются каналами передачи информации. Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник и есть приемник информации.

Человек хранит информацию в своей памяти либо на внешних носителях.

Обработка информации – это ее преобразование по определенным правилам и законам.

Приведите приметы информационных процессов из нашей жизни.(Раздаются карточки на которых дети, разделившись на группы по 4 человека, вписывают примеры информационных процессов)

Хранение

Передача

Обработка

     

(Каждая группа зачитывает несколько пунктов)

Общество, которое занято производством, хранением, обработкой и реализацией информации называется информационным.(Слайд 9)

Деятельность человека в таком обществе называют информационной деятельностью.

2. Закрепление пройденного материала.

А сейчас я предлагаю вам вспомнить то, о чем мы говорили на уроке. Но, не просто отвечая на вопросы учителя, а в игровой форме. (опрос проводится в форме игры “Самый умный”)

Литература.

  1. Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Коляда М. Н. Окно в удивительный мир информатики. – Д.: Сталкер, 1998.

Презентация