Цели урока:
Обучающие
- Формирование представления об информации в природе и обществе.
- Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
Развивающие
Развивать внимание.
Воспитательные
- Формирование культуры общения.
- Воспитание дисциплинированности.
- Развитие познавательного интереса.
Ход урока
1. Объяснение нового материала.
Мы уже привыкли к слову “информация”. Проснувшись утром, мы сразу попадаем в мир информации. Ее несут нам окружающие предметы и приборы. Общение людей друг с другом дома и в школе, тоже несет нам информацию. Учеба в школе – это целенаправленное получение информации.(Слайд 1)
Так что же такое информация? (Слайд 2)
Информация – это знания, которые человек получает из различных источников. Термин "информация" происходит от латинского informatio (разъяснение, осведомление, изложение). Как и в какой форме человек воспринимает информацию из окружающего мира? Восприятие информации происходит с помощью органов чувств. Давайте назовем органы чувств человека. (Слайд 3)
Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. На минуту закройте глаза и попробуйте угадать, что происходит сейчас вокруг вас. Вот видите, как трудно людям у который есть заболевания зрения. Им гораздо сложнее ориентироваться в окружающем мире. И поэтому мы, умеющие видеть и слышать должны помогать и поддерживать таких людей. Чтобы они не чувствовали себя одинокими.
Человек получает большое количество информации во время общения или из книг и газет. Информация, воспринимаемая человеком через речь или письмо, называется символьной или знаковой.(Слайд 4)
Письменный текст состоит из букв, цифр и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов-фразы. Между знаками и звуками есть связь. Ведь сначала появилась речь, а потом и письменность.
Давайте проследим историю письменности.(Слайд 5)
- Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой
- В китайской письменности один значок обозначает слово или его значимую часть. Эту письменность называют идеографической
- В японской письменности один значок обозначает слог. Эту письменность называют слоговой
- Самая древняя письменность называется пиктографической. Пиктограмма – это рисунок, который обозначает понятие или целое сообщение.
Любую информацию можно представить с помощью “языка”.
Язык – это знаковый способ представления информации.(Слайд 6)
Разговорные языки называют естественными языками. Они имеют устную и письменную форму. Языки какой-нибудь профессии или области знаний называют формальными языками.
Известно ли вам, что…
Многие считают, что глаза читающего плавно скользят по строчкам текста. На самом же деле за час непрерывного чтения в среднем 57 минут глаза читающего находятся в покое и только 3 минуты уходят на движение зрачков.
Очень много профессий связано с информационной деятельностью. Например: учитель, журналист, писатель и т.д. Но есть ли что-то общее в столь разнообразных видах работы с информацией? Конечно, есть. Любая информационная деятельность сводиться к выполнению трех видов информационных процессов. (Слайд 7)
Человеку постоянно приходится участвовать в процессах получения и передачи информации. Технические средства связи: телефон, радио, телевидение называются каналами передачи информации. Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник и есть приемник информации.
Человек хранит информацию в своей памяти либо на внешних носителях.
Обработка информации – это ее преобразование по определенным правилам и законам.
Приведите приметы информационных процессов из нашей жизни.(Раздаются карточки на которых дети, разделившись на группы по 4 человека, вписывают примеры информационных процессов)
Хранение |
Передача |
Обработка |
(Каждая группа зачитывает несколько пунктов)
Общество, которое занято производством, хранением, обработкой и реализацией информации называется информационным.(Слайд 9)
Деятельность человека в таком обществе называют информационной деятельностью.
2. Закрепление пройденного материала.
А сейчас я предлагаю вам вспомнить то, о чем мы говорили на уроке. Но, не просто отвечая на вопросы учителя, а в игровой форме. (опрос проводится в форме игры “Самый умный”)
Литература.
- Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Коляда М. Н. Окно в удивительный мир информатики. – Д.: Сталкер, 1998.