Цели:
- Продолжать формировать понятие о звуковысотности.
- Учить детей самостоятельно на слух подбирать шумовые и музыкальные инструменты по звучанию соответствующие звуку голоса определённого персонажа.
Задачи:
- Продолжить обучение игре на музыкальных инструментах, передавая голос, походку, характер персонажа в ходе индивидуального исполнения.
- Развивать звуковысотный слух, эмоциональную отзывчивость, активизировать творческие способности в процессе практического музицирования.
- Способствовать самовыражению воспитанников с проблемами в развитии посредством индивидуального и коллективного экспериментирования на музыкальных и шумовых инструментах.
- Воспитывать у детей эстетический вкус и интерес к самостоя-тельному музицированию.
Оборудование:
- наглядность,
- раздаточный материал,
- настольный театр,
- маски,
- шумовые музыкальные инструменты,
- школьная доска,
- записи на доске.
Словарная работа:
- оркестр,
- колокольчик,
- коробочка,
- трещотка,
- шумовые инструменты,
- шумящие коробочки,
- маракас,
- высокий звук,
- низкий звук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Организационный момент | Педагог предлагает детям поздороваться
с гостями, приветствует детей. - Здравствуйте (педагог пропевает). Вы исполнили приветствие голосом, а наш организм имеет другие “природные инструменты” исполните приветствие с их помощью. |
Дети входят в класс, Здороваются с гостями, Проходят к своим местам, Отвечают на приветствие педагога, пропевая слова. Используя жесты и движения рук и ног (хлопки, шлепки, щелчки, притопы), дети предлагают каждый свой вариант приветствия. |
Повторение пройденного | Для приветствия вы использовали кисти
рук как инструменты. Вы знаете шумовые и
музыкальные инструменты. - Какие вы знаете инструменты? - Как они звучат? На прошлом занятии вы узнали, что инструменты звучат по-разному, у каждого свой звук, свой голос. - Как звучит колокольчик? - Как играет барабан? |
- Звонко, заливисто. - Громким и низким звуком. |
Актуализация знаний, объявление темы | Мы с вами вспомнили, что все инструменты
звучат по - разному, имеют голоса различной
окраски и высоты. А поговорим мы с вами сегодня о
том, что голоса людей и животных хоть и очень
разные, но очень похожи на голоса музыкальных
инструментов. Упражнения для развития звуковысотного слуха: 1.“Назови имя”. - Я предлагаю Интигаму и Любе проговорить свои имена. - Какой из их голосов низкий, а какой высокий? - Назовите, пропойте свои имена, чтобы все послушали какие у вас голоса. 2. “Птичка и медведь” - Посмотрите, какое красивое выросло дерево. Кто на нём живёт? - Каким голосом поёт она свою песенку? - Её песенку услышал медведь. Ему тоже захотелось спеть. Он как зарычит. Каким голосом рычит медведь? - Полина, подойди к столу, выбери инструмент, на котором тебе хочется сыграть песенку птички. - Ваня подбери инструмент, чтобы изобразить рычание медведя. - Медведь идёт вперевалочку и поёт… - А кто бегает быстро и пищит тоненьким голоском? |
Интигам и Люба проговаривают свои
имена. - У Любы голос низкий, а у Интигама – высокий. Дети поочередно пропевают свои имена. - Птичка. Дети поют каждый по-своему (высоким голосом). - Высоким, нежным голоском. Все стараются порычать. - Он рычит громко, низким голосом. Полина выбирает свистульку. Ваня выбирает для исполнения барабан. - Низким голосом. - Это мышка. |
Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика “Мышки” - Днём мышки спят в своих домиках – норках, а выходят погулять только ночью.
|
Дети поют и выполняют движения согласно тексту вместе с педагогом. При первом исполнении изображают бег мышей на ладошке, при повторе дети сами передвигаются по комнате легко, быстро и тихо как мыши. |
Изучение нового материала | Экспериментирование с шумовыми
инструментами. Сказка “Репка” - Наша маленькая гостья пришла к нам не одна, она привела к нам…(на доске открывается слово, которое дети должны прочесть). - Прочтите хором… - Правильно! Сказка! Это сказка, героиней которой и является наша маленькая мышка. А название сказки вы должны отгадать сами. И вот уже выходит первый герой - старый дедушка, идёт медленно и ворчит. Кто хочет сыграть в сказке роль деда должен выбрать шумовой инструмент, соответствующий по звучанию его характеру, походке, голосу. К нам выходит ... Она идет неторопливо - это бабушка, роль бабушки исполнит Полина. Но чтобы сыграть сказку, у нас нет главной героини.... Так какая сказка у нас сегодня в гостях? Я открою название и посмотрю, правильно ли вы отгадали сказку? Правильно, ребята, она называется - “Репка”! (открывается закрытое название сказки.) |
- Сказка. Дети определяют характер персонажа. Денис точно выбирает трещотку, которая изображает хриплый голос деда. - Бабушка! Полина выбирает пластмассовую трещотку,
похожую на ворчливый Исполнить роль внучки изъявляет желание Люба. Для озвучивания внучки выбирает маленький маракасик. Для исполнения громко лающей во дворе Жучки Интигам выходит со звонкой деревянной коробочкой. Роль ласковой, мурлыкающей кошки исполняет Тамара и выбирает шумовую коробочку с песком. Ваня для озвучания мышки выбрал колокольчик. Дети надевают шапочки персонажей, берут инструменты и проходят на свои места. Репки! “Репка” |
Первичное закрепление материала | Роли мы уже распределили, инструменты
для игры выбрали. - Какие инструменты вы выбрали для своих персонажей? - А теперь прочтём названия шумовых инструментов на доске. Вы знаете, что с ними нужно обращаться бережно: не ронять, не бросать и не ударять по ним очень сильно. А сказка ждёт не дождётся, когда мы её сыграем. Каждый из вас сыграет свою роль, но не словами, а движениями и игрой на музыкальных инструментах. И Сказка начинается! Роль чтеца играет педагог. И как радостное завершение сказки звучит общий рефрен. Замечательно звучит наш оркестр. |
- Колокольчик. - Шумовую коробочку. - Трещотки. - Маракас. Дети читают вместе. Дети одевают заранее приготовленные маски своих персонажей. Дети на выход своего персонажа исполняют ритмическое сопровождение на шумовых инструментах. На слова “и выдернули репку” играют все инструменты сразу. |
Подведение итогов | - Какую сказку мы сегодня показали? - Кого у нас изображала Люба? - А кто у нас был Жучкой? - На каком инструменте играл Денис изображая роль деда? - Кто у нас был в роли ласковой кошки? - Каким был персонаж Полины? - Колокольчик кого изображал в нашей сказке? - Каждый из вас сам выступал как артист и музыкант, а когда вы играли на инструментах все вместе, то превратились в слаженный оркестр (слово прочитать на доске). - Вам самим понравилось играть в оркестре? Почему? - Какой персонаж вам понравился в сказке? Почему? - Как самому яркому артисту я хочу подарить Тамаре большой колокольчик, и все остальные артисты тоже получают колокольчики, но чуть поменьше. |
- Мы показали сказку “Репка” - Люба была внучкой. - Роль Жучки исполнил Интигам. - На трещотке. - Тамара. - Ворчливая бабушка. - Мышку. - Оркестр. - Да! - Ласковая кошечка! Её исполняла Тамара! (Дети получают в подарок маленькие колокольчики). |
Домашнее задание | Разыграйте и покажите дома вместе с
вашими родными, с помощью простейших шумовых и
музыкальных инструментов сказку, которая
понравится вам, а на следующем занятии
расскажите всем нам или покажите свою сказку. А сейчас все вместе сыграем на своих музыкальных инструментах ещё раз, послушаем наш оркестр. Обратите внимание, когда вы выбирали инструменты, один никому не понадобился, он остался лежать в коробке. Он не подходит для наших персонажей? Может быть этот инструмент поможет нам изобразить характер, походку, голос героя из другой сказки, с которой мы познакомимся на следующем занятие. Наше занятие подошло к концу. “До свидания” я сыграю на металлофоне, а мне ответит наш замечательный … |
Дети играют сразу на всех инструментах.
Усаживаются на стульчики. Дети смотрят и думают… Все: - Оркестр! Дети играют одновременно, складывают инструменты и выходят из кабинета. |