Цели урока:
- формировать понятие о круговороте воды в природе;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность;
- формировать знания об экологической целостности природы.
Оборудование:
1. Капля – Капитошка (картинка).
2. Карточки с символикой и понятиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Вспомните, на какие части делим природу? (Живая, неживая)
- Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, звезды, горы и др.)
- Что относится к живой природе? (Люди, растения, животные)
- Отгадайте загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
III. Сообщение темы урока.
-Прочитайте тему урока . (Вода – путешественница)
- Как вы понимаете слово “путешественница”?
- Можно ли отнести это слово к воде и почему?
-Сегодня на уроке мы узнаем о путешествии воды, и поможет нам в этом Капля – Капитошка. (Появляется игрушка – Капитошка)
IV.
Проверка пройденного материала по теме.- Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде
- Что входит в состав воды? (Кислород, водород, примеси, минеральные соли).
- Докажите, что в воде есть кислород. (Наливаем воду в стакан, на стенках стакана оседают пузырьки воздуха).
- Что еще входит в состав воды? (Примеси, соли).
На доске появляется схема:
- На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода-волшебница! Перечислите их. (Учитель поочередно открывает карточки, а дети называют свойства воды).
В итоге на доске получается схема:
- Что еще интересного вы знаете о воде?
- Вода о себе так говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
Учитель показывает иллюстрации (водопад, туман, лёд и снег на берегу реки).
- Что объединяет эти три иллюстрации?
(На иллюстрациях изображена вода. Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном).
На доске - схема:
-Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки снег, айсберги)
Сообщение об айсбергах.
-Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман, пар)
Сообщение о тумане.
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, океаны, озера, ручьи)
V. Физкультминутка.
VI. Путешествие воды.
-Сейчас на уроке мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях.
Сказка Капитошки.
“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.
- О чем сейчас нам рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день? (Вода испарилась)
На доске схема:
- Какую знакомую частицу вы увидели в слове “испарение”? (Пар)
- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное)
- Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В газообразное)
- Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение)
Слушаем дальше рассказ Капитошки:
“Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.
- Какой процесс описывает Капитошка? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере) газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли)
- Во что они превращаются зимой? (В льдинки)
- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое, называется конденсацией.
“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу”.
- В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)
“И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.
- Воспроизведите последовательность путешествия капли. (Испарение, конденсация, осадки и снова испарение).
- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговорот воды в природе.
На доске вывешивается схема “ Круговорота воды”.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезно для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом и вовсе исчезла?
- Докажите, что вода – источник жизни.
- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения)
- А как вы можете сохранять, беречь воду?
VII. Итог урока.
- Еще раз прочитайте тему урока.
- Докажите, что вода – действительно путешественница. (Дети читают вывод в учебнике)
- Вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
- Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать кадры диафильма “Путешествие Капитошки”.