Цели урока:
- познакомить детей с согласными звуками [Л], [Л’] и соответствующими им буквами Л, л;
- развивать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
- расширять лексический запас учащихся путем введения в их речь новых слов, крылатых выражений;
- воспитывать познавательный интерес к учебному предмету.
Оборудование: у учителя: рисунки лисы и журавля, схемы слогов, рисунок буквы Л, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой;
у детей: Букварь: Учеб. для 1 кл. трехлет. нач. шк.\В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько.- М.: Просвещение, 1995; считалка, конверт №1 со слогами для “Слогового лото”, тексты, конверт №2 со словами-ответами на вопросы текста.
Ход урока.
I. Мобилизация внимания.
- Сегодня у нас не простой урок, а сказочный. Помогут вам овладеть знаниями сказочные герои. Догадайтесь, из какой они сказки.
“ Колотил да колотил
по тарелке носом –
Ничего не проглотил
и остался с носом…”
- А о ком говорится в этом четверостишие? (о журавле)
- Из какой он сказки? (“Лиса и журавль”)
- Как вы понимаете смысл выражения “остался с носом”? (остался ни с чем; обманулся в своих ожиданиях, надеждах)
- На что он надеялся, и что произошло дальше, вспомним, послушав сказку, которую вы восстановите в памяти по рисункам на странице 16 “Букваря”.
- Кто расскажет нам сказку “Лиса и журавль”?
II. Актуализация знаний.
- Слушая сказку, мы, сами того не замечая, попали в нее, и вот нас встречает главный герой сказки – Журавль. Но где же Лиса? Хитрющая Лиса прислала нам задание: она не появится до тех пор, пока вы не составите схему ее слова. Чтобы это сделать, проведем слого-звуковой анализ слова “лиса”.
А Журавль пока отдохнет, посмотрит, как вы умеете работать, и выберет себе друга, с Лисой-то дружбы у них не получилось.
- Произнесите слово “лиса”.
- Сколько слогов? Назовите первый. Что это за слог? (слог-слияние)
- Какие буквы составили этот слог?
- Какой первый звук? Второй?
- Перед вами схемы слогов. Покажите номер подходящей схемы на своих считалках. (3)
к. – красный цвет;
с. – синий цвет;
з. – зеленый цвет.
- Назовите второй слог. Что вы можете о нем сказать? (слог-слияния) Какие звуки слились в нем? Покажите на считалках номер схемы второго слога. (1)
- Соединяю эти две схемы слогов, получилась схема слова “лиса”
- Что еще нужно обозначить в схеме? (ударение)
- Произнесите слово с ударением. На какой слог оно падает? (2)
- Молодцы, ребята, хорошо поработали. Я вижу, Журавль тоже доволен вашей работой. Он хочет со всеми вами дружить и играть.
Физминутка, направленная на расслабление мышц плечевого пояса.
Игра “Летает – не летает”.
Журавль – птица. Он любит летать. Вам он тоже предлагает полетать. Если услышите название птицы или насекомого, то “машите крыльями”.
Стрекоза, парта, дом, лебедь, книга, бабочка, белка, журавль, лиса, …
III. Изучение новой темы.
1. Знакомство со звуками [Л], [Л’].
- Назовите первый звук в слове “лиса”. Охарактеризуйте его. ( согласный, мягкий)
- У мягкого согласного звука [Л’] есть брат-близнец – твердый согласный звук [Л].
- Придумайте слова с этими звуками.
2. Игра “Твердый – мягкий”.
Если услышите мягкий звук, хлопните в ладоши. Если твердый звук, не хлопайте.
Ель, лук, галка, полька, Лида, ложка, луна, скалка, лето.
3. Знакомство с буквами Л и л.
- А вот и лиса пожаловала к нам. Она принесла какой-то рисунок. На что он похож?
(На букву Л)
Клоун с бантом стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву Л.
- Согласные звуки [Л] и [Л’] на письме обозначаются буквами Л и л.
(Показ букв)
Физпауза: закройте глаза и мысленно нарисуйте буквы Л и л.
- Ребята, Лиса не знает, для чего нужна заглавная буква Л. (ответы детей)
4. Чтение слогов.
- А теперь прочитаем слоги-слияния нашей буквы с изученными гласными.
А | О | У | Ы | И |
ЛА | ЛО | ЛУ | ЛЫ | ЛИ |
- Какой слог “лишний”? (ли) Почему?
5. Слоговое лото.
-Найдите эти слоги в своих конвертах и положите перед собой в ряд.
А снизу во второй ряд выложите слоги с уже изученными буквами. Добавьте к каждому слогу из 1-го ряда по одному слогу из 2-го ряда так, чтобы получились слова.
- Какие слова вы составили? Прочитайте.
ЛАКИ | ЛОСИ | ЛУНА | ЛЫКО | ЛИСА |
- Кто из вас знает, что такое “ЛЫКО”?
Для хорошочитающих детей: прочитайте нам значение этого слова.
Лыко – кусок коры молодой липы или некоторых других деревьев, разделяемый на узкие полосы.
- Объяснение слова “ЛЫКО” я нашла в очень умной книге, которая дает объяснение многим словам, и называется эта книга – “Толковый словарь русского языка”. Авторы этого словаря Сергей Иванович Ожегов и Шведова Наталия Юльевна. (знакомство со словарем)
6. Работа с текстом.
Ната стоит у липы.
У Наты лыко.
Лыко от липы.
Хорошочитающие дети читают текст самостоятельно и отвечают на вопросы. Ответы выкладывают на столах из слов конверта №2. (Ната, лыко, липа).
- Кто стоит у липы?
- Что у Наты?
- От чего лыко?
Слабочитающие дети читают за учителем.
Проверка ответов на вопросы к тексту.
IV. Итог урока.
- С какими звуками познакомились?
- Какими буквами они обозначаются на письме?