Разработка урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [л], [л'] и буквы Л, л"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с согласными звуками [Л], [Л’] и соответствующими им буквами Л, л;
  • развивать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
  • расширять лексический запас учащихся путем введения в их речь новых слов, крылатых выражений;
  • воспитывать познавательный интерес к учебному предмету.

Оборудование: у учителя: рисунки лисы и журавля, схемы слогов, рисунок буквы Л, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой;

у детей: Букварь: Учеб. для 1 кл. трехлет. нач. шк.\В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько.- М.: Просвещение, 1995; считалка, конверт №1 со слогами для “Слогового лото”, тексты, конверт №2 со словами-ответами на вопросы текста.

Ход урока.

I. Мобилизация внимания.

- Сегодня у нас не простой урок, а сказочный. Помогут вам овладеть знаниями сказочные герои. Догадайтесь, из какой они сказки.

“ Колотил да колотил
по тарелке носом –
Ничего не проглотил
и остался с носом…”

- А о ком говорится в этом четверостишие? (о журавле)

- Из какой он сказки? (“Лиса и журавль”)

- Как вы понимаете смысл выражения “остался с носом”? (остался ни с чем; обманулся в своих ожиданиях, надеждах)

- На что он надеялся, и что произошло дальше, вспомним, послушав сказку, которую вы восстановите в памяти по рисункам на странице 16 “Букваря”.

- Кто расскажет нам сказку “Лиса и журавль”?

II. Актуализация знаний.

- Слушая сказку, мы, сами того не замечая, попали в нее, и вот нас встречает главный герой сказки – Журавль. Но где же Лиса? Хитрющая Лиса прислала нам задание: она не появится до тех пор, пока вы не составите схему ее слова. Чтобы это сделать, проведем слого-звуковой анализ слова “лиса”.

А Журавль пока отдохнет, посмотрит, как вы умеете работать, и выберет себе друга, с Лисой-то дружбы у них не получилось.

- Произнесите слово “лиса”.

- Сколько слогов? Назовите первый. Что это за слог? (слог-слияние)

- Какие буквы составили этот слог?

- Какой первый звук? Второй?

- Перед вами схемы слогов. Покажите номер подходящей схемы на своих считалках. (3)

к. – красный цвет;
с. – синий цвет;
з. – зеленый цвет.

- Назовите второй слог. Что вы можете о нем сказать? (слог-слияния) Какие звуки слились в нем? Покажите на считалках номер схемы второго слога. (1)

- Соединяю эти две схемы слогов, получилась схема слова “лиса”

- Что еще нужно обозначить в схеме? (ударение)

- Произнесите слово с ударением. На какой слог оно падает? (2)

- Молодцы, ребята, хорошо поработали. Я вижу, Журавль тоже доволен вашей работой. Он хочет со всеми вами дружить и играть.

Физминутка, направленная на расслабление мышц плечевого пояса.

Игра “Летает – не летает”.

Журавль – птица. Он любит летать. Вам он тоже предлагает полетать. Если услышите название птицы или насекомого, то “машите крыльями”.

Стрекоза, парта, дом, лебедь, книга, бабочка, белка, журавль, лиса, …

III. Изучение новой темы.

1. Знакомство со звуками [Л], [Л’].

- Назовите первый звук в слове “лиса”. Охарактеризуйте его. ( согласный, мягкий)

- У мягкого согласного звука [Л’] есть брат-близнец – твердый согласный звук [Л].

- Придумайте слова с этими звуками.

2. Игра “Твердый – мягкий”.

Если услышите мягкий звук, хлопните в ладоши. Если твердый звук, не хлопайте.

Ель, лук, галка, полька, Лида, ложка, луна, скалка, лето.

3. Знакомство с буквами Л и л.

- А вот и лиса пожаловала к нам. Она принесла какой-то рисунок. На что он похож?

(На букву Л)

Клоун с бантом стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву Л.

- Согласные звуки [Л] и [Л’] на письме обозначаются буквами Л и л.

(Показ букв)

Физпауза: закройте глаза и мысленно нарисуйте буквы Л и л.

- Ребята, Лиса не знает, для чего нужна заглавная буква Л. (ответы детей)

4. Чтение слогов.

- А теперь прочитаем слоги-слияния нашей буквы с изученными гласными.

А О У Ы И
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ

- Какой слог “лишний”? (ли) Почему?

5. Слоговое лото.

-Найдите эти слоги в своих конвертах и положите перед собой в ряд.

А снизу во второй ряд выложите слоги с уже изученными буквами. Добавьте к каждому слогу из 1-го ряда по одному слогу из 2-го ряда так, чтобы получились слова.

- Какие слова вы составили? Прочитайте.

ЛАКИ ЛОСИ ЛУНА ЛЫКО ЛИСА

- Кто из вас знает, что такое “ЛЫКО”?

Для хорошочитающих детей: прочитайте нам значение этого слова.

Лыко – кусок коры молодой липы или некоторых других деревьев, разделяемый на узкие полосы.

- Объяснение слова “ЛЫКО” я нашла в очень умной книге, которая дает объяснение многим словам, и называется эта книга – “Толковый словарь русского языка”. Авторы этого словаря Сергей Иванович Ожегов и Шведова Наталия Юльевна. (знакомство со словарем)

6. Работа с текстом.

Ната стоит у липы.
У Наты лыко.
Лыко от липы.

Хорошочитающие дети читают текст самостоятельно и отвечают на вопросы. Ответы выкладывают на столах из слов конверта №2. (Ната, лыко, липа).

- Кто стоит у липы?

- Что у Наты?

- От чего лыко?

Слабочитающие дети читают за учителем.

Проверка ответов на вопросы к тексту.

IV. Итог урока.

- С какими звуками познакомились?

- Какими буквами они обозначаются на письме?