Педагогическая мастерская по теме "Наследственная изменчивость"

Разделы: Биология


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами педагогической мастерской.

Учебная цель: способствовать формированию знаний о наследственной изменчивости и ее основных типах; развивать самостоятельность мышления, формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Оборудование: дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся.

Таблица “Наследственная изменчивость”.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность

I.Организационный момент

Приветствие, проверить готовность рабочего места к занятию

Приветствие, подготовка к занятию, проверить наличие дидактических материалов для работы на занятии.

II. Мотивация и целеполагание -(Индукция)

Информационный запрос.

Урок начать с притчи:

“Однажды, ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: “Учитель! Ты, обладающий знаниями во многом большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему?”

Начертив посохом на песке два круга- малый и большой, Зенон ответил: “Площадь малого круга- это познанное вами, площадь большого- познанное мною. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что за пределами кругов,- не познанное ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений”.

И чтобы рассеять некоторые сомнения, и расширить наши знания, продолжаем изучение наследственной изменчивости.

Вопрос учащимся: “Что бы вам хотелось узнать о наследственной изменчивости?”

Обсуждение и запись вопросов в тетрадь.

III. Деконструкция.

Наследственная изменчивость или генотипическая обусловлена изменением генотипа.

Комбинативная изменчивость возникает в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения и участка хромосом в процессе кроссинговера;

Мутационная изменчивость возникает в результате внезапного изменения состояния генов.

Наследственная изменчивость генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма называются - мутациями.

Термин “мутация” ввел в науку голландский ботаник Де Фриз.

Основные положения мутационной теории Де Фриза.

Классификация мутаций.

Работа с дополнительной литературой и записывают в тетрадь основные положения мутационной теории Де Фриза и классификации мутаций.

IV. Реконструкция.

Мутации по характеру изменения генотипа делится на генные, хромосомные, геномные. Особый тип наследственной изменчивости представляет полиплодие. Мутации могут вызывать различные изменения генотипа, затрагивая отдельно взятые гены, целые хромосомы или весь геном.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой, учебником.

Заполнить схему:

Под видами мутации записать причины мутации и привести примеры.

V. Афиширование.

 

Обсуждение результатов работы.

VI. Социализация.

Предложить учащимся прочитать информационный материал.

Учащиеся зачитывают информационный материал. Делают записи в тетрадях.

VII. Рефлексия.

 

Работа с тестами. Выполняют задания, проверяют, оценивают себя.

VIII. Информационный запрос.

Предлагает учащимся: “Задайте один вопрос к изученному материалу?”

Вопросы записываются на листочках и зачитываются классу. Желающие отвечают на заданные вопросы.

IX. Домашнее задание.

 

§ 61. Поработать с дополнительной литературой.

Дополнительный материал (приложения 1-2)