Тема урока: Туризм на уроках гимнастики.
Тип урока: Со спортивно-прикладной направленностью.
Технология: Игровая.
Цели урока
1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией.
2. Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и экстремальных условиях.
Задачи урока
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- совершенствовать выполнение акробатических упражнений, в равновесии на бревне, в лазании;
- учить применять приобретённые умения и навыки в жизни;
- учить детей ориентироваться в лесу по местным признакам;
- формировать знания о различных видах костров, способах их построения и тушения.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
- развивать физические качества;
- применять очищающее дыхание для снятия усталости.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать смелость, терпение, взаимовыручку;
- воспитывать культуру здорового образа жизни;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
IV. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать память, наблюдательность, внимание;
- развивать познавательную и творческую активность.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, стенка, бревно, мостик, канат, палки, препятствия, гантели по 1-2 кг, подвесная перекладина, большие кубики, обручи, маленькие кубики, свисток, секундомер.
Пособия: учебные карточки (картинки костров), ветка берёзы, след от сапога (бумажный).
Частные задачи |
Содержание |
Дозирование нагрузки |
Организационно- методические указания |
I. Подготовительная часть (15 мин) |
|||
1. Организовать детей. |
1) Построение, приветствие. |
20 сек |
Обратить внимание на форму, причёски девочек. Речь учителя. «Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы отправимся в поход. Окружающей природой и естественными препятствиями, которые встречаются на пути туристов, нам послужит наш спортивный, гимнастические снаряды, инвентарь и оборудование. Ваша задача включить своё воображение, представить себя в лесу и стараться применить полученные на предыдущих уроках знания и умения на практике. Я думаю вы отлично справитесь с заданием, активно повоображаете, в пути будете внимательными, смелыми, терпеливыми, помогать друг другу. Надеюсь, вы получите хороший заряд бодрости». |
2) Сообщение задач урока, формы его проведения и требование выполнения правил техники безопасности. |
1 мин 20 сек |
||
3) Психологический настрой детей на предстоящее занятие. |
20 сек |
||
2. Подготовить |
Ходьба |
1 мин |
Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, показывая упражнения. Во время вращения кистями, руки не опускать, кисть держать на уровне плеча. Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении. |
1) на носках, руки вверх; |
0,5 круга |
||
2) на пятках, руки на поясе; |
0,5 круга |
||
3) на внешней стороне стопы, руки в стороны, вращение кистями вперёд; |
0,5 круга |
||
4) на внутренней стороне стопы, вращение кистями назад; |
0,5 круга |
||
5) перекатом с пятки на носок, руки расслаблены; |
0,5 круга |
||
3. Подготовить организм детей к работе в основной части урока. |
Бег |
1мин |
Задание дать направляющему перед бегом: менять направление через три круга, обегать препятствия и перепрыгивать их, отталкиваясь одной ногой. Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом на три счёта, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком «У-У-Х!» на четыре счёта; выдох должен быть продолжительнее вдоха. Скакалки сложить вчетверо и нести в правой руке. |
Ходьба |
30 сек |
||
1) выполнение дыхательных упражнений; |
1 круг |
||
2) получение скакалок, ходьба. |
|
||
Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ) |
30 сек |
Перестроение выполнять по командам: «Налево через центр в колонну по три МАРШ!», «Интервал, дистанция два метра». |
|
4. Развивать внимание, гибкость, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины. |
ОРУ со скакалками |
7 мин |
Вести контроль над выполнением упражнений словесно и индивидуально. Мышцы рук напрягать, скакалку натягивать. |
1) И.П. – ноги вместе, скакалка вчетверо, держать за концы внизу. 1 – подняться на носки, отставить левую ногу назад на носок, скакалку вверх, потянуться; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же. |
6-8 раз |
Руки прямые, потянуться. Смотреть на скакалку. |
|
2) И.П. – ноги врозь, руки вверх скакалка вчетверо вверху. 1 – наклон влево; 2 – И.П.; 3 – наклон вправо; 4 –И.П. |
6-8 раз |
Наклон ниже в вертикальной плоскости, руки не сгибать. |
|
3) И.П. – стойка на коленях, руки вперёд, скакалка вчетверо, горизонтально; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо. |
6-8 раз |
Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться, на пятки не садиться. |
|
4) И.П. – ноги врозь, скакалка сзади внизу хватом сверху; 1 – шаг вперёд, руки со скакалкой назад вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же. |
6-8 раз |
Энергичный мах, вперёд не наклоняться. |
|
5) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд, скакалка вчетверо; 1 – мах левой ногой, согнутой в колене, вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – с правой ноги. |
6-8 раз |
Смотреть вперёд, удерживать равновесие, во время маха ногой достать коленом скакалку, руки не опускать, держать на уровне плеч. |
|
6) И.П. – скакалку развернуть, руки в стороны, наступить на середину скакалки левой ногой, правую назад вверх; 1 – 4 – держать равновесие. То же на другой ноге. |
3 раза |
Прогнуться, безопорную ногу выше, держать равновесие. Скакалку натягивать вверх и в стороны. Смена ног по команде учителя. |
|
7) И.П. – О.С., скакалка в четверо; 1 – переступить левой ногой; 2 – переступить правой ногой; 3 – поднять скакалку вверх сзади; 4 – перекинуть через голову и И.П. |
6 раз |
При переносе скакалки через голову руки держать максимально прямыми (по возможности). |
|
8) И.П. – О.С., скакалка развернута.1 – 4 – прыжки на левой ноге; 1 – 4 – прыжки на правой ноге; 1 – 4 – на двух ногах вместе. |
по 2 раза |
Скакалку вращать кистями, спину держать прямо, прыжки на носках. |
|
Обратная команда в перестроении, ходьба по заданию. |
30 сек |
Скакалки повесить на крючок, построиться к лицевой линии в/б площадки. |
|
5. Объяснение прохождения маршрута, подготовка мест занятий. |
Выдача задания для прохождения туристического маршрута |
1 мин |
Маршрут нарисовать на доске мелом или на плакате с указанием воображаемого природного препятствия и соответствующего ему гимнастического упражнения. |
Знакомство с видами костров и способами их построения |
1 мин |
Спросить учащихся: «Кто ходил в походы с родителями, классом, разводили ли костры, какие?» Использовать красочный плакат, объяснить названия костров (см. рис. Приложение). |
|
Подготовка маршрута |
1 мин |
Гимнастическое оборудование и инвентарь приготовить перед уроком, освободить середину зала для выполнения ОРУ, на уроке расставить по назначению (дети помогают). |
|
II. Основная часть (21 мин) |
|||
1. Преодоление полосы препятствий: туристического маршрута. |
Полоса препятствий |
9 мин |
|
1) Преодоление поваленных деревьев и густых зарослей кустарников. |
|
Выполнение задания поточным способом. |
|
2) Подняться и спуститься с горы. |
|
Подняться любым способом по скамейке на гимнастическую стенку, пройти по стенке приставными шагами и скатиться вниз любым способом, выполняя мягкое приземление или кувырок. |
|
3) Пройти по кочкам в болоте. |
|
Прыжки из обруча в обруч (5-6 шт.) выполнять с ноги на ногу. |
|
4) Пройти через реку по узкому мосту, засыпанному камнями. |
|
Подняться с помощью скамейки на гимнастическое бревно, пройти по нему, перешагивая набивные мячи, перенося ногу над мячом; соскок вперёд прогнувшись. |
|
5) Преодолеть овраг с помощью подвешенного на дереве каната. |
|
Подняться на канат на 1-1,5 м, немного разбежаться и перепрыгнуть овраг (обозначить овраг мелом или постелить маты). |
|
6) Пройти по узкой тропинке и выйти на полянку к берёзовой роще. |
|
Пройти по канату, разложенному на полу, стопу ставить параллельно канату, стараться не оступаться. Выйти к матам, расположенным в «дорожку» (4-5 шт.) |
|
Изображение деревьев и животных: |
2 мин |
Вопрос детям: «Ребята, с помощью акробатических упражнений изобразите берёзовую рощу, ползущую ящерицу, убегающего ёжика». |
|
|
|
Берёзки стройные – туловище держать вертикально, носки оттянуты (выполнять фронтально на матах). |
|
|
|
При ползании таз и голову не поднимать (выполнять поточно). |
|
|
|
Выполнить 3-4 кувырка вперёд слитно в группировке; подбородок плотнее у груди, руки приставлять к голени во время переката через спину. |
|
2. Сбор хвороста, разжигание и тушение костра, ориентирование в лесу.
|
Разжигание костра |
5 мин |
Разделить класс на две команды, назначить капитанов. Капитаны помогают подготовить «место сбора хвороста»: положить деревянные бруски (по 5-6 шт.), препятствия (по 3 шт.). Наборы для «хвороста» приготовить до урока, положить в обруч гантели (по 4 шт.), эстафетные палочки (по 4 шт.), конусы (по 4 шт.), кубики (по 4 шт.), мячики (по 2 шт.), скакалки по 2 шт.) – на усмотрение учителя и наличие инвентаря. Можно предложить разные наборы. Когда весь хворост собран, разложить костёр, вид костра дети выбирают сами соответственно принесённым предметам. Побеждает та команда, которая быстрее наберёт хвороста и разожжет костёр. |
Ориентирование в лесу по местным признакам (беседа у костра) |
3 мин |
Дети сидят на матах, отдыхают и слушают учителя. Ориентирование: - по мхам и лишайникам (растут с северной стороны); |
|
Тушение костра (беседа) |
2 мин |
Костёр можно забросать землёй, залить водой, разбросать головешки и др. Дети разбирают свои костры в пределах обруча и собираются в обратный путь. |
|
III. Заключительная часть (4 мин) |
|||
1. Восстановление дыхания, снижение частоты сердечных сокращений. |
1) Построение |
10 сек |
Выполнять сидя на матах по-турецки фронтально. Объяснить детям, что это дыхание эффективно при усталости, помогает быстро восстановиться после нагрузки и научиться правильно дышать. |
2) Ходьба, остановка, перестроение в шеренгу. |
20 сек |
||
3) Очищающая дыхательная гимнастика: через одну ноздрю. |
по 2 акта |
||
2. Организованное завершение урока. |
1) Подведение итогов урока. 2) Рефлексия: - Какие впечатления от урока? |
1 мин 2 мин |
Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных, на кого можно положиться в трудную минуту – поощрить бумажными значками: спортивные мячи. Учитель для себя письменно фиксирует ответы учащихся. |
|
3) Домашнее задание. |
10 сек |
Перед уроком прикрепить ветку берёзы к стенке, положить вырезанный из бумаги след по пол или нарисовать мелом – заметят ли их дети. Раздать карточки в названиями видов костров. Задание – нарисовать соответствующий костёр. |