Урок русского языка по теме "Наречие", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться упражняться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются;
  • развивать мышление, формировать учебные умения и навыки.
    Учитель: Дети:
    Руки - на месте,
    Ноги - на месте,
    Локти - у края
    Спина - прямая!

Итак, урок русского языка.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи, о ней упоминалось в учебнике русского языка в 3 классе. Будем учиться находить эту часть речи, задавать к ней вопросы и определять каким членом предложения является.

- Чтобы подойти к новой теме, давайте повторим пройденное.

I.  Повторение пройденного.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите известные части речи, назовите их.

Было тихо, очень тихо:
Тихий час теней...
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал.

В. Орлов.

- Какие части речи вам знакомы?
(час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот, поросенок — это имена существительные)

- Назовите признаки имен существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по падежам, бывают I, II, III склонения)

- Какие еще части речи есть?
(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал, хрюкал — это глаголы)

- Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют 3 наклонения)

- А прилагательное есть?
(тихий — имя прилагательное)

- Назовите признаки имен прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам).

II. Знакомство с наречием.

- Вот мы с вами и определили тему урока:

Наречие (открываю табличку Наречие).

- Какая особенность слов?

- На какие вопросы отвечают?
(как?, где?, куда?, откуда?, когда?, почему?, зачем?) (открываю вопросы)

- Попробуем изменить слово по падежам.

И. п. есть кто? что? тихо.
Р. п. нет кого? чего? тихо.
П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.

- изменяется по падежам? (нет).
- - Попробуем изменить слово тихо по лицам.

Я тихо
Ты тихо
Он, она, оно тихо
Мы тихо
Вы тихо
Они тихо

- - изменяются по лицам? (нет).

См. Приложение 1.

- Не изменяются никак —- неизменяемые слова.
(открываю табличку неизменяемая часть речи)

- Какая часть слова указывает на изменяемость слов?
(окончание)

- Что такое окончание?
(изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)

- Какая часть слова служит для образования новых слов?
(приставка, суффикс)

- Какие знаете суффиксы?
(у существительных, прилагательных, глаголов)

- В наречиях тихо, темно суффикс О.
Еще в наречиях есть суффиксы.
(открываю табличку суффиксы о, а, е, у)

- Суффикс доказывает, что наречие — неизменяемая часть речи.

Вывод: суффикс у наречия есть, а окончания нет!

III . Выделение наречий.

- Прочитайте предложения левого и правого столбика

- С какой частью речи связано? От какого слова зададим вопрос к наречию?
(чаще всего наречие связано с глаголом, поясняет глагол и с другими частями речи.)

Запишите словосочетания столбиком с вопросами

Прекратился (когда?) вскоре.
Был (когда?) вчера.
(открываю табличку, поясняет глагол)

- Спасибо, кто написал.
- С какой частью речи познакомились?
- Каковы ее особенности?

Наречие неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?, откуда?, как?, зачем?, почему?, поясняет глагол и имеет суффиксы а, о, у, у.

IV. Работа но учебнику.

- Откройте учебник на странице 36, прочитаем правило.

См. Приложение 1.

V . Физминутка.

Ночной лес.
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто мяукал,
Кто-то хрюкал, . Кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал,
И глазищами вращал,
Но, а кто-то тихо — тихо,
Тонким голосом молчал.

С. Пшеничных.

- Кто услышал наречие?
(тихо - тихо)

VI. Дифференцированная работа.

- А сейчас мы поработаем с наречиями.

1 группа.

Напишите словосочетания, поставьте вопрос к наречиям.
1)

играет (как?) весело
вернулся (когда?) поздно
2)

прыгали (куда?) вниз
приехал (откуда?) издалека

См. Приложение 2.

2 группа.

Будет работать в тетрадях, 1 ученик у доски.
Разберите предложения по членам предложения, слова по составу.

- О чем говорится в предложении.

Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.

- Найдите наречия

Посвистел (как?) немного

- Разберем по составу наречие Немного — есть окончание? (нет)

3 группа.

- Послушайте стихотворение, найдите наречия.

Но однажды поутру (когда?)
Прискакала кенгуру
Закричала сгоряча (как?)
Неохотно(как?) и несмело.(как?)

К. Чуковский.

- Молодцы! Вы уже умеете находить наречия (напишите наречия).
- Сколько услышали наречий? (5)
- А теперь проверим работу на доске.

Немного
- Скажите, из каких частей состоит наречие?

Наречия бывают без окончаний, нулевого окончания у них нет.
- Для чего нужны наречия?
(если уберем наречия, речь будет неточная и невыразительная)

VII. Работа с фразеологизмами.

- Сейчас я прочитаю вам фразеологические сочетания, а вы будете записывать одним словом — наречием.
Идти черепашьим шагом — (как?)
/медленно/
- как пишется это слово?
Все идет как по маслу — (как?)
/хорошо/
Встать чуть свет —-
(маме надо) /рано/
Рукой подать —-
(до магазина) /близко/
Яблоку негде упасть — -
(сегодня в классе) |тесно|

VIII. Работа по учебнику.

- Найдите Упр. №4, стр. 38.
- Прочитайте задание. - Какая дана подсказка?
- Кто догадался, какие это дни.
- Затрудняетесь?
- Посмотрите на число.
- Как одним словом можно назвать это число?
- Когда это происходит?
(сегодня)
-18 февраля — пятница это — сегодня, то суббота будет когда?

(завтра)
(вчера)
(позавчера)
(послезавтра)

- С этим заданием вы справились.

IХ. Диагностическое задание.

1. — Мы с вами 2 раза в год выполняем диагностические задания, а сегодня будем готовиться к их выполнению.

- Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте внимательно задание.
- Отметьте Х” только те наречия, где надо писать букву а. См. Приложение 3.

2. Прочитайте предложение.

Определите, какой частью речи являются искусственные слова в предложении на языке племени Крокс.

Гл. Сущ. Когда? Сущ.
Сяпала Калуша чвера по напушке.

Чвера — какая часть речи?
Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово стало настоящим наречием. (Вчера)

Х. Домашнее задание. Правило стр. 36-38. №2, стр.37

ХI. Итог урока.

- Какое задание тебе показалось самым легким?
- Самым трудным?
- Самым интересным?

ХII. Как вы чувствовали себя на уроке?

- Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями.

Дети говорят:

- хорошо
- тепло
- уютно
- интересно
- весело
- здорово

ХIII. Оценка за урок.

Дайте себе оценку такую, которую считаете заработали сегодня на уроке.

Красный —- “5”
Зеленый —- “4”
Синий — - “3”

- Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было интересно.

1 ученица

Существительное — школа,
Просыпается — глагол,
С прилагательным — веселый,
Новый школьный день пришел!

2 ученица

Мы наречием отлично
На урокам дорожим,
Соблюдаем мы привычно
дисциплину и режим.

Учитель

После школы, как известно,
Вы катаетесь в санях.
А потом, прошу вас, дети,
Повторяйте части речи!

О. Высотская.

Использованная литература

  1. Беседы с учителем //4 класс четырехлетней начальной школы / Под редакцией Л.Е. Журовой. – М: “ Вентана - Граф”, 2003.
  2. Волина В. Веселая грамматика. – М: Знание, 1995.
  3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: учебник для 4 класса. – М: “Вентана - Граф”, 2003.
  4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М: “Вако”, 2005.
  5. Пшеничных С. Ночной лес: Стихотворение// Начальная школа, - 2007. - №6./
  6. Чуковский К. Сочинения в двух томах. – М: “Правда”, 1990.
  7. Школьный фразеологический словарь русского языка. М: “Просвещение”, 1989.