Цель:
- познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться упражняться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются;
- развивать мышление, формировать учебные умения
и навыки.
Учитель: Дети: Руки - на месте, Ноги - на месте, Локти - у края Спина - прямая!
Итак, урок русского языка.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи, о ней упоминалось в учебнике русского языка в 3 классе. Будем учиться находить эту часть речи, задавать к ней вопросы и определять каким членом предложения является.
- Чтобы подойти к новой теме, давайте повторим пройденное.
I. Повторение пройденного.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите
известные части речи, назовите их.
Было тихо, очень тихо:
Тихий час теней...
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал.
В. Орлов.
- Какие части речи вам знакомы?
(час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот,
поросенок — это имена существительные)
- Назовите признаки имен существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода,
изменяются по падежам, бывают I, II, III склонения)
- Какие еще части речи есть?
(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал,
хрюкал — это глаголы)
- Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют
3 наклонения)
- А прилагательное есть?
(тихий — имя прилагательное)
- Назовите признаки имен прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам).
II. Знакомство с наречием.
- Вот мы с вами и определили тему урока:
Наречие (открываю табличку Наречие).
- Какая особенность слов?
- На какие вопросы отвечают?
(как?, где?, куда?, откуда?, когда?, почему?, зачем?)
(открываю вопросы)
- Попробуем изменить слово по падежам.
И. п. есть кто? что? тихо.
Р. п. нет кого? чего? тихо.
П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.
- изменяется по падежам? (нет).
- - Попробуем изменить слово тихо по лицам.
Я тихо
Ты тихо
Он, она, оно тихо
Мы тихо
Вы тихо
Они тихо
- - изменяются по лицам? (нет).
- Не изменяются никак —- неизменяемые
слова.
(открываю табличку — неизменяемая часть
речи)
- Какая часть слова указывает на изменяемость
слов?
(окончание)
- Что такое окончание?
(изменяемая часть слова, которая служит для
связи слов в предложении)
- Какая часть слова служит для образования
новых слов?
(приставка, суффикс)
- Какие знаете суффиксы?
(у существительных, прилагательных, глаголов)
- В наречиях тихо, темно суффикс О.
Еще в наречиях есть суффиксы.
(открываю табличку суффиксы о, а, е, у)
- Суффикс доказывает, что наречие — неизменяемая часть речи.
Вывод: суффикс у наречия есть, а окончания нет!
III . Выделение наречий.
- Прочитайте предложения левого и правого столбика
- С какой частью речи связано? От какого слова
зададим вопрос к наречию?
(чаще всего наречие связано с глаголом,
поясняет глагол и с другими частями речи.)
Запишите словосочетания столбиком с вопросами
Прекратился (когда?) вскоре.
Был (когда?) вчера.
(открываю табличку, поясняет глагол)
- Спасибо, кто написал.
- С какой частью речи познакомились?
- Каковы ее особенности?
Наречие — неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?, откуда?, как?, зачем?, почему?, поясняет глагол и имеет суффиксы а, о, у, у.
IV. Работа но учебнику.
- Откройте учебник на странице 36, прочитаем правило.
V . Физминутка.
Ночной лес.
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто мяукал,
Кто-то хрюкал, . Кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал,
И глазищами вращал,
Но, а кто-то тихо — тихо,
Тонким голосом молчал.
С. Пшеничных.
- Кто услышал наречие?
(тихо - тихо)
VI. Дифференцированная работа.
- А сейчас мы поработаем с наречиями.
1 группа.
Напишите словосочетания, поставьте вопрос к
наречиям.
1)
играет (как?) весело
вернулся (когда?) поздно
2)
прыгали (куда?) вниз
приехал (откуда?) издалека
2 группа.
Будет работать в тетрадях, 1 ученик у доски.
Разберите предложения по членам предложения,
слова по составу.
- О чем говорится в предложении.
Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.
- Найдите наречия
Посвистел (как?) немного
- Разберем по составу наречие Немного — есть окончание? (нет)
3 группа.
- Послушайте стихотворение, найдите наречия.
Но однажды поутру (когда?)
Прискакала кенгуру
Закричала сгоряча (как?)
Неохотно(как?) и несмело.(как?)
К. Чуковский.
- Молодцы! Вы уже умеете находить наречия (напишите
наречия).
- Сколько услышали наречий? (5)
- А теперь проверим работу на доске.
Немного
- Скажите, из каких частей состоит наречие?
Наречия бывают без окончаний, нулевого
окончания у них нет.
- Для чего нужны наречия?
(если уберем наречия, речь будет неточная и
невыразительная)
VII. Работа с фразеологизмами.
- Сейчас я прочитаю вам фразеологические
сочетания, а вы будете записывать одним словом —
наречием.
Идти черепашьим шагом — (как?)
/медленно/
- как пишется это слово?
Все идет как по маслу — (как?)
/хорошо/
Встать чуть свет —-
(маме надо) /рано/
Рукой подать —-
(до магазина) /близко/
Яблоку негде упасть — -
(сегодня в классе) |тесно|
VIII. Работа по учебнику.
- Найдите Упр. №4, стр. 38.
- Прочитайте задание. - Какая дана подсказка?
- Кто догадался, какие это дни.
- Затрудняетесь?
- Посмотрите на число.
- Как одним словом можно назвать это число?
- Когда это происходит?
(сегодня)
-18 февраля — пятница это — сегодня, то
суббота будет когда?
(завтра)
(вчера)
(позавчера)
(послезавтра)
- С этим заданием вы справились.
IХ. Диагностическое задание.
1. — Мы с вами 2 раза в год выполняем диагностические задания, а сегодня будем готовиться к их выполнению.
- Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте
внимательно задание.
- Отметьте Х” только те наречия, где надо писать
букву а. См. Приложение 3.
2. Прочитайте предложение.
Определите, какой частью речи являются искусственные слова в предложении на языке племени Крокс.
Гл. | Сущ. | Когда? | Сущ. |
Сяпала | Калуша | чвера | по напушке. |
Чвера — какая часть речи?
Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово
стало настоящим наречием. (Вчера)
Х. Домашнее задание. Правило стр. 36-38. №2, стр.37
ХI. Итог урока.
- Какое задание тебе показалось самым легким?
- Самым трудным?
- Самым интересным?
ХII. — Как вы чувствовали себя на уроке?
- Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями.
Дети говорят:
- хорошо
- тепло
- уютно
- интересно
- весело
- здорово
ХIII. Оценка за урок.
Дайте себе оценку такую, которую считаете заработали сегодня на уроке.
Красный —- “5”
Зеленый —- “4”
Синий — - “3”
- Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было интересно.
1 ученица
Существительное — школа,
Просыпается — глагол,
С прилагательным — веселый,
Новый школьный день пришел!
2 ученица
Мы наречием отлично
На урокам дорожим,
Соблюдаем мы привычно
дисциплину и режим.
Учитель
После школы, как известно,
Вы катаетесь в санях.
А потом, прошу вас, дети,
Повторяйте части речи!
О. Высотская.
Использованная литература
- Беседы с учителем //4 класс четырехлетней начальной школы / Под редакцией Л.Е. Журовой. – М: “ Вентана - Граф”, 2003.
- Волина В. Веселая грамматика. – М: Знание, 1995.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: учебник для 4 класса. – М: “Вентана - Граф”, 2003.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М: “Вако”, 2005.
- Пшеничных С. Ночной лес: Стихотворение// Начальная школа, - 2007. - №6./
- Чуковский К. Сочинения в двух томах. – М: “Правда”, 1990.
- Школьный фразеологический словарь русского языка. М: “Просвещение”, 1989.