Пояснительная записка
Человек окружен растениями: травами, цветами, кустарниками, деревьями. Маленький ребёнок удивляется первой зелёной травке, восхищается одуванчиком и, как правило, старается сорвать его и подарить близкому человеку маме, папе, бабушке и т.д. Традицию дарить цветы соблюдают практически все. Нет такого человека, который ни разу в жизни не дарил или не получал цветы. Но многие ли умеют правильно их выбирать? Срезать? Продлевать им жизнь? Не говоря уже о том, что только единицы знают, какое смысловое значение несёт в себе тот или иной цветок или цветочная композиция.
Аранжировка цветов позволяет приоткрыть тайны нашей флоры, продлить жизнь и сохранить красоту растений. Флористика делает акцент на яркости, профессионализме исполнения композиций.
Цель программы
- Создать условия для ознакомления учащихся с основными правилами обработки природного материала, составления цветочных композиций, оформления подарков, изготовления искусственных цветов и открыток.
- Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции.
- Отрабатывать навык составления цветочных композиций, оформления упаковки подарков.
Задачи
- Вызвать интерес учащихся к флористике как одному из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью.
- Воспитать чувство трепетного отношения к природе.
- Научить выбирать, обрабатывать и сохранять природный материал для композиций, букетов, бутоньерок.
- Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций, букетов, бутоньерок.
- Научить выбирать стиль оформления упаковки подарков.
- Научить изготавливать искусственные цветы и открытки.
Ряд занятий, которые достаточно проводить один раз в месяц в течение всего учебного года, позволит заинтересовать ребят, и даст основу для их дальнейшего творчества и экспериментирования.
Первое занятие рекомендуется проводить в период активного цветения (май, сентябрь), что позволит в полной мере показать красоту цветов и разнообразие способов работы с ними.
План
Занятие 1 (май)
Вводное.
- Растительный материал: линейный, основной, материал-наполнитель.
- Способы крепления: флористическая губка, наколка, петельная проволока, затвердевающая и незатвердевающая масса.
- Инструменты: ведро, лейка, ножницы, нож, кусачки, проволока.
- Сосуды: вазы, кувшины, партбукетница, корзины.
- Аксессуары: ленты, свечи, бусины, обёрточная бумага.
Занятие 2 (сентябрь)
Виды и формы композиций из живых цветов.
- Массивный стиль: традиционный, букеты в вазе, бидермейер.
- Линейный стиль: вертикальные композиции, икебана, свободные и абстрактные композиции.
- Линейно-массивный: треугольники, полумесяц, линия Хогарта, веер, горизонтальные композиции.
- Смешанный стиль: пейзажные композиции, венок, гирлянда, пот-э-флёр.
Занятие 3 (октябрь)
"Маленькие" секреты правильной композиции.
- Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка.
- Цветовые сочетания: монохроматические, аналогические, контрастные, полихроматические.
- Язык цветов (что символизирует каждый цветок).
Занятие 4 (ноябрь)
Композиции из сухоцветов.
- Способы заготовки сухоцветов: срезка, сушка, хранение, обработка.
- Виды и формы: композиции в корзине, на коряге, на коре, в кашпо.
- Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание.
- Способы крепления: пластилин, проволока, клей.
- Последовательность составления композиции.
Занятие 5 (декабрь)
Новогодние композиции.
- Материал: ветви хвойных деревьев, сухоцветы, живые цветы.
- Способы крепления: пластилин, проволока, флористическая губка, леска.
- Аксессуары: бусины, пенопластовые шарики, бантики, свечи.
- Виды и формы композиций: настольные горизонтальные, венки, гирлянды.
- Последовательность составления композиций.
Занятие 6 (январь)
Дизайн открыток.
- Назначение открытки: поздравление, приглашение, выражение симпатии.
- Получатель открытки: родители, друзья, родственники, коллеги.
- Способы создания собственных открыток: рисунок, аппликация, объёмная композиция.
Занятие 7 (февраль)
Упаковка подарков.
- Форма подарка: квадрат, прямоугольник, овал.
- Выбор обёрточной бумаги в соответствии с возрастом, полом и характером получателя подарка.
- Аксессуары: ленты, банты, бутоньерки.
- Последовательность выполнения работ.
Занятие 8 (март)
Изготовление искусственных цветов.
- Основной материал: проволока, бумага, ткань, нитки.
- Вспомогательный материал: клей, бусины, бисер, желатин, крахмал.
- Последовательность изготовления: ландыши, мимоза, лилии, маки.
- Составление композиций из искусственных цветов.
Занятие 9 (апрель)
Составление букетов.
- Виды, формы и размеры в зависимости от назначения: круглые, треугольные, ниспадающие, маленькие, роскошные.
- Способы крепления: без крепления (перевязанный, неперевязанный), с креплением (в партбукетнице).
- Отбор и подготовка природного материала: цветочный, листовой.
- Аксессуары: "юбочки", кружева, упаковочная плёнка, ленты, банты, бусины, перья.
- Последовательность составления букета.
Список литературы, использованной при составлении программы
- Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок…: Пособие по аранжировке цветов. – Сантк-Петербугр: ЛЕНИЗДАТ, 1993.
- Наумова Н.И. Лекции по флористике и аранжировке цветов.
- Хессайон Д-р Д.Г. Всё об аранжировке цветов. – Москва: "Кладезь-Букс", 2003.